Об ошибках, допускаемых заказчиками, рассказали специалисты УФАС на семинаре электронной площадки

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

На прошедшем 20.04.2016 семинаре, организованном электронной площадкой ООО «РТС-тендер» для заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках),   Баргаева Е.А., начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России, рассказала о допускаемых заказчиками нарушениях при проведении закупок.

Тема семинара: Правила участия в закупках отдельными видами юридических лиц. Актуальные изменения и перспективы развития № 223-ФЗ.

Закон о закупках позволяет заказчикам самостоятельно выстраивать систему закупок, разработав и утвердив свое положение о закупке.

При этом многие заказчики нечётко прописывают в положении случаи закупки у единственного поставщика, либо позволяют себе вольно пользоваться данным способом закупки, несмотря на то, что закупка у единственного поставщика допустима только в исключительных случаях. Это: 1) закупка у субъекта естественной монополии; при чрезвычайной ситуации, в целях ликвидации аварии и т.д.; 2) либо на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей в квартал. В любом случае, сумма должна быть адекватная.

В практике рассмотрения жалоб Бурятским УФАС России есть примеры, когда заказчик размещал у единственного поставщика закупку, не связанную с указанными выше ситуациями, на немаленькую сумму - в 7 миллионов рублей.

При изготовлении закупочной документации заказчики указывают не действующие ГОСТы на товары, работы, услуги, что также нередко встречается при рассмотрении жалоб.

Некоторые заказчики допускают разночтения между положением и закупочной документацией, устанавливают не конкретизированные требования к участникам закупки. Например, требуют «представить доказательство членства в СРО», «выписку из ЕГРЮЛ», соответственно, не указывая виды работ, не обозначая срок давности и т.д.

Также заказчики сокращают сроки заключения договора по результатам закупки, например, на 3-ий день после подписания протокола о результатах закупки, что противоречит Закону о защите конкуренции (статья 18.1 № 135-ФЗ), поскольку нарушается право участников закупки на досудебное обжалование действий заказчиков в антимонопольном органе. Срок для заключения договора должен быть установлен не ранее 10 дней (определение Верховного суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384). 

В завершение диалога Елена Баргаева вкратце рассказала об антимонопольном контроле закупок, административной ответственности за нарушения порядка осуществления закупок, ответила на многочисленные вопросы участников мероприятия.