Решение по делу № 04-34/3-2014 в отношении Республиканского агентства по государственным закупкам

Номер дела: 04-34/3-2014
Дата публикации: 6 февраля 2014, 14:31

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/3-2014

«6» февраля 2014 г.                                                                           г. Улан-Удэ                                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2014

Решение в полном объеме изготовлено 06.02.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 04-34/3-2014 по признакам нарушения Республиканским агентством по государственным закупкам (далее – Агентство, ответчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

ответчика: <…>, представителя Агентства, доверенность от 04.02.2014 № 4,

заинтересованного лица: представителей Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия <…>, доверенность от 05.02.2014 № 04-И10-02-590, <…>, доверенность от 05.02.2014 № 04-И10-02-591,

у с т а н о в и л а:

По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в отношении Правительства Республики Бурятия на предмет соблюдения требований  Закона о защите конкуренции, в частности по выделению земельных участков под жилищное строительство, инспекцией выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

22.01.2014 возбуждено дело № 04-34/3-2014 в отношении Агентства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении требования о представлении заявителями для участия в открытых аукционах по продаже земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Бурятия (№ 04-И10-03-2723/13 и № 04-И10-03-274/13) документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ,  что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Определением от 22.01.2014 № 04-34/225 рассмотрение дела № 04-34/3-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 05.02.2014 в 10:00 часов.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 04-34/3-2014 представитель ответчика признала, что ими допущено нарушение антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, указывает, что при подготовке извещения по проведению данных аукционов руководствовались положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», где установлен дополнительный перечень документов для юридических лиц, который прилагается к заявке на участие в торгах, а именно:

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- выписка из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Требование иных документов, не предусмотренных земельным законодательством, Агентство просит считать технической ошибкой. Данные извещения разработаны на основе предыдущих торгов по продаже земельных участков.

В настоящее время по результатам проведенных аукционов заключены договора купли-продажи.

Представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее – Министерство) пояснили, что в соответствии с пунктом 3.3.3 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 09.10.2007 № 304, Министерство осуществляет полномочия права собственника земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, в том числе:

- предоставляет в собственность (аренду и т.д.) и иным образом распоряжается земельными участками, находящимися в республиканской собственности, и осуществляет предусмотренные действующим законодательством действия, связанные с указанным предоставлением земельных участков;

- принимает решение о проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в республиканской собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, определяет форму торгов, условия конкурса и форму подачи предложений о размере арендной платы, определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка, определяет существенные условия договоров купли-продажи или аренды земельных участков, заключаемых по результатам торгов, заключает договоры купли-продажи или аренды земельных участков по результатам торгов.

Постановлением Правительства РБ от 28.08.2006 № 269 утвержден Порядок взаимодействия государственных заказчиков Республики Бурятия с Республиканским агентством по государственным закупкам по организации и проведению публичных торгов, не относящихся к размещению государственного заказа (далее – Порядок).

Согласно пункту 5.4 Порядка ответственность за своевременность размещения и соответствие требованиям действующего законодательства публикаций и извещений, документации и протоколов несут сотрудники агентства.

На участие в указанных аукционах подано по одной заявке от физических лиц, от юридических лиц заявки на участие в аукционах не поступали. На основании заявлений от единственных участников аукционов Министерство в соответствии с пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ заключило с гражданами договоры купли-продажи земельных участков.

В настоящее время данные договоры зарегистрированы в установленном законодательством порядке.  

Министерство считает, что Агентством допущены нарушения земельного законодательства при формировании извещения о проведении аукционов, что приводит к нарушению Закона о защите конкуренции.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела № 04-34/3-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующему выводу:

На основании распоряжений Министерства от 25.12.2012 № 04-01-04-112 и от 25.12.2012 № 04-01-04-1122 «О проведении торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия» Агентством проведены открытые аукционы по продаже земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Бурятия (№ 04-И10-03-274/13 и № 04-И10-03-2723/13).

Предметом торгов являлось:

№ 04-И10-03-274/13:

- лот № 1: земельный участок с кадастровым номером 03:24:022104:88, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства;

- лот № 2: земельный участок с кадастровым номером 03:24:023402:85, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Заявки на участие в аукционе принимались с 07.02.2013 по 11.03.2013.

№ 04-И10-03-2723/13:

- земельный участок с кадастровым номером 03:24:022104:85, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Заявки на участие в аукционе принимались с 07.06.2013 по 08.07.2013.

Заказчиком (продавцом земельных участков) выступило Министерство, организатором публичных торгов (организатор аукциона)– Агентство.

Статья 38.1 ЗК РФ предусматривает порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.

Пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителями для участия в аукционе:

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

В силу пункта 13 статьи 38.1 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В нарушение пункта 13 статьи 38.1 ЗК РФ в извещениях о проведении указанных открытых аукционов Агентство установило следующие незаконные требования:

Юридическое лицо дополнительно представляет:

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент;

- надлежащим образом оформленные и заверенные документы, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц претендента;

- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в уставном капитале претендента доли Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (для акционерных обществ – выписка из реестра акционеров).

Частью 5 статьи 38 ЗК РФ установлено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.

Статьей 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.

В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

Организатором аукциона (Агентством) разработана форма заявки на участие в аукционе, в которой предусмотрена необходимость приложения юридическому лицу документов, не предусмотренных земельным законодательством.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2006 № 269 утвержден Порядок взаимодействия государственных заказчиков Республики Бурятия с Республиканским агентством по государственным закупкам по организации и проведению публичных торгов, не относящихся к размещению государственного заказа.

В соответствии с пунктом 5.4 данного порядка ответственность за соответствие требованиям действующего законодательства публикаций и извещений, документации и протоколов несут сотрудники Агентства.

Кроме того, извещением о проведении аукционов предусмотрен срок заключения договора купли-продажи земельного участка - в течение 5 дней  даты подведения итогов аукциона.

Согласно части 30 статьи 38.1 ЗК РФ не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, в действиях Агентства содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требования о представлении документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ, а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Комиссией установлено, что по результатам аукционов Министерством заключены договоры купли-продажи земельных участков от 08.04.2013 и от 02.08.2013 с гражданами, участвующими в аукционах. По указанным договорам произведена государственная регистрация права собственности от 14.05.2013 и от 22.08.2013.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Агентство нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления требования о представлении документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ, а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

2. Выдача предписания нецелесообразна в связи с заключением договоров купли-продажи земельных участков и произведенной государственной регистрацией права собственности на земельные участки.

3. Передать материалы дела № 04-34/3-2014 должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии                                               <…>

Члены Комиссии                                                           <…>                                                                                     

                                                                                      <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9398 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-34/3-2014 в отношении Республиканского агентства по государственным закупкам [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9398 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391665097 [changed] => 1391666585 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391666585 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/3-2014

«6» февраля 2014 г.                                                                           г. Улан-Удэ                                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2014

Решение в полном объеме изготовлено 06.02.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 04-34/3-2014 по признакам нарушения Республиканским агентством по государственным закупкам (далее – Агентство, ответчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

ответчика: <…>, представителя Агентства, доверенность от 04.02.2014 № 4,

заинтересованного лица: представителей Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия <…>, доверенность от 05.02.2014 № 04-И10-02-590, <…>, доверенность от 05.02.2014 № 04-И10-02-591,

у с т а н о в и л а:

По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в отношении Правительства Республики Бурятия на предмет соблюдения требований  Закона о защите конкуренции, в частности по выделению земельных участков под жилищное строительство, инспекцией выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

22.01.2014 возбуждено дело № 04-34/3-2014 в отношении Агентства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении требования о представлении заявителями для участия в открытых аукционах по продаже земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Бурятия (№ 04-И10-03-2723/13 и № 04-И10-03-274/13) документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ,  что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Определением от 22.01.2014 № 04-34/225 рассмотрение дела № 04-34/3-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 05.02.2014 в 10:00 часов.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 04-34/3-2014 представитель ответчика признала, что ими допущено нарушение антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, указывает, что при подготовке извещения по проведению данных аукционов руководствовались положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», где установлен дополнительный перечень документов для юридических лиц, который прилагается к заявке на участие в торгах, а именно:

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- выписка из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Требование иных документов, не предусмотренных земельным законодательством, Агентство просит считать технической ошибкой. Данные извещения разработаны на основе предыдущих торгов по продаже земельных участков.

В настоящее время по результатам проведенных аукционов заключены договора купли-продажи.

Представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее – Министерство) пояснили, что в соответствии с пунктом 3.3.3 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 09.10.2007 № 304, Министерство осуществляет полномочия права собственника земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, в том числе:

- предоставляет в собственность (аренду и т.д.) и иным образом распоряжается земельными участками, находящимися в республиканской собственности, и осуществляет предусмотренные действующим законодательством действия, связанные с указанным предоставлением земельных участков;

- принимает решение о проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в республиканской собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, определяет форму торгов, условия конкурса и форму подачи предложений о размере арендной платы, определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка, определяет существенные условия договоров купли-продажи или аренды земельных участков, заключаемых по результатам торгов, заключает договоры купли-продажи или аренды земельных участков по результатам торгов.

Постановлением Правительства РБ от 28.08.2006 № 269 утвержден Порядок взаимодействия государственных заказчиков Республики Бурятия с Республиканским агентством по государственным закупкам по организации и проведению публичных торгов, не относящихся к размещению государственного заказа (далее – Порядок).

Согласно пункту 5.4 Порядка ответственность за своевременность размещения и соответствие требованиям действующего законодательства публикаций и извещений, документации и протоколов несут сотрудники агентства.

На участие в указанных аукционах подано по одной заявке от физических лиц, от юридических лиц заявки на участие в аукционах не поступали. На основании заявлений от единственных участников аукционов Министерство в соответствии с пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ заключило с гражданами договоры купли-продажи земельных участков.

В настоящее время данные договоры зарегистрированы в установленном законодательством порядке.  

Министерство считает, что Агентством допущены нарушения земельного законодательства при формировании извещения о проведении аукционов, что приводит к нарушению Закона о защите конкуренции.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела № 04-34/3-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующему выводу:

На основании распоряжений Министерства от 25.12.2012 № 04-01-04-112 и от 25.12.2012 № 04-01-04-1122 «О проведении торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия» Агентством проведены открытые аукционы по продаже земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Бурятия (№ 04-И10-03-274/13 и № 04-И10-03-2723/13).

Предметом торгов являлось:

№ 04-И10-03-274/13:

- лот № 1: земельный участок с кадастровым номером 03:24:022104:88, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства;

- лот № 2: земельный участок с кадастровым номером 03:24:023402:85, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Заявки на участие в аукционе принимались с 07.02.2013 по 11.03.2013.

№ 04-И10-03-2723/13:

- земельный участок с кадастровым номером 03:24:022104:85, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Заявки на участие в аукционе принимались с 07.06.2013 по 08.07.2013.

Заказчиком (продавцом земельных участков) выступило Министерство, организатором публичных торгов (организатор аукциона)– Агентство.

Статья 38.1 ЗК РФ предусматривает порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.

Пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителями для участия в аукционе:

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

В силу пункта 13 статьи 38.1 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В нарушение пункта 13 статьи 38.1 ЗК РФ в извещениях о проведении указанных открытых аукционов Агентство установило следующие незаконные требования:

Юридическое лицо дополнительно представляет:

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент;

- надлежащим образом оформленные и заверенные документы, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц претендента;

- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в уставном капитале претендента доли Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (для акционерных обществ – выписка из реестра акционеров).

Частью 5 статьи 38 ЗК РФ установлено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.

Статьей 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.

В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

Организатором аукциона (Агентством) разработана форма заявки на участие в аукционе, в которой предусмотрена необходимость приложения юридическому лицу документов, не предусмотренных земельным законодательством.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2006 № 269 утвержден Порядок взаимодействия государственных заказчиков Республики Бурятия с Республиканским агентством по государственным закупкам по организации и проведению публичных торгов, не относящихся к размещению государственного заказа.

В соответствии с пунктом 5.4 данного порядка ответственность за соответствие требованиям действующего законодательства публикаций и извещений, документации и протоколов несут сотрудники Агентства.

Кроме того, извещением о проведении аукционов предусмотрен срок заключения договора купли-продажи земельного участка - в течение 5 дней  даты подведения итогов аукциона.

Согласно части 30 статьи 38.1 ЗК РФ не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, в действиях Агентства содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требования о представлении документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ, а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Комиссией установлено, что по результатам аукционов Министерством заключены договоры купли-продажи земельных участков от 08.04.2013 и от 02.08.2013 с гражданами, участвующими в аукционах. По указанным договорам произведена государственная регистрация права собственности от 14.05.2013 и от 22.08.2013.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Агентство нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления требования о представлении документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ, а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

2. Выдача предписания нецелесообразна в связи с заключением договоров купли-продажи земельных участков и произведенной государственной регистрацией права собственности на земельные участки.

3. Передать материалы дела № 04-34/3-2014 должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии                                               <…>

Члены Комиссии                                                           <…>                                                                                     

                                                                                      <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/3-2014

«6» февраля 2014 г.                                                                           г. Улан-Удэ                                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2014

Решение в полном объеме изготовлено 06.02.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 04-34/3-2014 по признакам нарушения Республиканским агентством по государственным закупкам (далее – Агентство, ответчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

ответчика: <…>, представителя Агентства, доверенность от 04.02.2014 № 4,

заинтересованного лица: представителей Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия <…>, доверенность от 05.02.2014 № 04-И10-02-590, <…>, доверенность от 05.02.2014 № 04-И10-02-591,

у с т а н о в и л а:

По результатам проведенной внеплановой документарной проверки в отношении Правительства Республики Бурятия на предмет соблюдения требований  Закона о защите конкуренции, в частности по выделению земельных участков под жилищное строительство, инспекцией выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

22.01.2014 возбуждено дело № 04-34/3-2014 в отношении Агентства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении требования о представлении заявителями для участия в открытых аукционах по продаже земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Бурятия (№ 04-И10-03-2723/13 и № 04-И10-03-274/13) документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ,  что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Определением от 22.01.2014 № 04-34/225 рассмотрение дела № 04-34/3-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 05.02.2014 в 10:00 часов.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 04-34/3-2014 представитель ответчика признала, что ими допущено нарушение антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, указывает, что при подготовке извещения по проведению данных аукционов руководствовались положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», где установлен дополнительный перечень документов для юридических лиц, который прилагается к заявке на участие в торгах, а именно:

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- выписка из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Требование иных документов, не предусмотренных земельным законодательством, Агентство просит считать технической ошибкой. Данные извещения разработаны на основе предыдущих торгов по продаже земельных участков.

В настоящее время по результатам проведенных аукционов заключены договора купли-продажи.

Представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (далее – Министерство) пояснили, что в соответствии с пунктом 3.3.3 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 09.10.2007 № 304, Министерство осуществляет полномочия права собственника земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, в том числе:

- предоставляет в собственность (аренду и т.д.) и иным образом распоряжается земельными участками, находящимися в республиканской собственности, и осуществляет предусмотренные действующим законодательством действия, связанные с указанным предоставлением земельных участков;

- принимает решение о проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в республиканской собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, определяет форму торгов, условия конкурса и форму подачи предложений о размере арендной платы, определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка, определяет существенные условия договоров купли-продажи или аренды земельных участков, заключаемых по результатам торгов, заключает договоры купли-продажи или аренды земельных участков по результатам торгов.

Постановлением Правительства РБ от 28.08.2006 № 269 утвержден Порядок взаимодействия государственных заказчиков Республики Бурятия с Республиканским агентством по государственным закупкам по организации и проведению публичных торгов, не относящихся к размещению государственного заказа (далее – Порядок).

Согласно пункту 5.4 Порядка ответственность за своевременность размещения и соответствие требованиям действующего законодательства публикаций и извещений, документации и протоколов несут сотрудники агентства.

На участие в указанных аукционах подано по одной заявке от физических лиц, от юридических лиц заявки на участие в аукционах не поступали. На основании заявлений от единственных участников аукционов Министерство в соответствии с пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ заключило с гражданами договоры купли-продажи земельных участков.

В настоящее время данные договоры зарегистрированы в установленном законодательством порядке.  

Министерство считает, что Агентством допущены нарушения земельного законодательства при формировании извещения о проведении аукционов, что приводит к нарушению Закона о защите конкуренции.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела № 04-34/3-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующему выводу:

На основании распоряжений Министерства от 25.12.2012 № 04-01-04-112 и от 25.12.2012 № 04-01-04-1122 «О проведении торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия» Агентством проведены открытые аукционы по продаже земельных участков находящихся в государственной собственности Республики Бурятия (№ 04-И10-03-274/13 и № 04-И10-03-2723/13).

Предметом торгов являлось:

№ 04-И10-03-274/13:

- лот № 1: земельный участок с кадастровым номером 03:24:022104:88, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства;

- лот № 2: земельный участок с кадастровым номером 03:24:023402:85, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Заявки на участие в аукционе принимались с 07.02.2013 по 11.03.2013.

№ 04-И10-03-2723/13:

- земельный участок с кадастровым номером 03:24:022104:85, общей площадью 798 кв.м., имеющего местоположение – Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Шевченко, категория земель – земли населенных пунктов, размешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Заявки на участие в аукционе принимались с 07.06.2013 по 08.07.2013.

Заказчиком (продавцом земельных участков) выступило Министерство, организатором публичных торгов (организатор аукциона)– Агентство.

Статья 38.1 ЗК РФ предусматривает порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.

Пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителями для участия в аукционе:

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

В силу пункта 13 статьи 38.1 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В нарушение пункта 13 статьи 38.1 ЗК РФ в извещениях о проведении указанных открытых аукционов Агентство установило следующие незаконные требования:

Юридическое лицо дополнительно представляет:

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент;

- надлежащим образом оформленные и заверенные документы, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц претендента;

- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в уставном капитале претендента доли Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (для акционерных обществ – выписка из реестра акционеров).

Частью 5 статьи 38 ЗК РФ установлено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.

Статьей 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.

В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

Организатором аукциона (Агентством) разработана форма заявки на участие в аукционе, в которой предусмотрена необходимость приложения юридическому лицу документов, не предусмотренных земельным законодательством.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2006 № 269 утвержден Порядок взаимодействия государственных заказчиков Республики Бурятия с Республиканским агентством по государственным закупкам по организации и проведению публичных торгов, не относящихся к размещению государственного заказа.

В соответствии с пунктом 5.4 данного порядка ответственность за соответствие требованиям действующего законодательства публикаций и извещений, документации и протоколов несут сотрудники Агентства.

Кроме того, извещением о проведении аукционов предусмотрен срок заключения договора купли-продажи земельного участка - в течение 5 дней  даты подведения итогов аукциона.

Согласно части 30 статьи 38.1 ЗК РФ не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, в действиях Агентства содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требования о представлении документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ, а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Комиссией установлено, что по результатам аукционов Министерством заключены договоры купли-продажи земельных участков от 08.04.2013 и от 02.08.2013 с гражданами, участвующими в аукционах. По указанным договорам произведена государственная регистрация права собственности от 14.05.2013 и от 22.08.2013.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать Агентство нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части установления требования о представлении документов, не предусмотренных пунктом 12 статьи 38.1 ЗК РФ, а также в установлении сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

2. Выдача предписания нецелесообразна в связи с заключением договоров купли-продажи земельных участков и произведенной государственной регистрацией права собственности на земельные участки.

3. Передать материалы дела № 04-34/3-2014 должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии                                               <…>

Члены Комиссии                                                           <…>                                                                                     

                                                                                      <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-34/3-2014 [format] => [safe_value] => 04-34/3-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Бурятского УФАС России признала Республиканское агентство по государственным закупкам нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) в части установления требования о представлении заявителями для участия в открытых аукционах по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, документов, не предусмотренных Земельным Кодексом РФ, а также установления сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Бурятского УФАС России признала Республиканское агентство по государственным закупкам нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) в части установления требования о представлении заявителями для участия в открытых аукционах по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, документов, не предусмотренных Земельным Кодексом РФ, а также установления сроков для заключения договора по результатам аукциона в нарушение части 30 статьи 38.1 ЗК РФ, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 44 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 44 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-06 05:31:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-05 05:31:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391665097 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )