Решение по делу № 04-34/24-2013 в отношении МКУ «Администрация МО «Кяхтинский район»

Номер дела: 04-34/24-2013
Дата публикации: 11 декабря 2013, 16:13

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/24-2013

«11» декабря 2013 г.                                                                          г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2013

Решение в полном объеме изготовлено 11.12.2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 04-34/24-2013 по признакам нарушения МКУ «Администрация МО «Кяхтинский район» (далее – Администрация, ответчик) (671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Ленина, 33) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителей администрации – <…>, доверенность от 28.10.2013 № 19, <…>, доверенность от 28.10.2013 № 18,

представителя ОАО «МРСК Сибири» - <…>, доверенность от 07.06.2013 № 57Н/86,

у с т а н о в и л а:

Бурятским УФАС России проведена проверка органов местного самоуправления на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при заключении договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства с хозяйствующими субъектами.

Бурятским УФАС России 17.10.2013 возбуждено дело № 04-34/24-2013 по признакам нарушения Комитетом по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям Кяхтинского района (далее – Комитет) части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в продлении Комитетом договора аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006 с ОАО «МРСК Сибири» путем заключения дополнительного соглашения от 28.01.2011 № 04.03.104.06дс4 без проведения конкурса или аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Определением от 17.10.2013 о назначении дела № 04-34/24-2013 рассмотрение дела назначено на 28.10.2013 в 15:00 часов.

По ходатайству Администрации и ОАО «МРСК Сибири» рассмотрение дела отложено на 14.11.2013 в 14:00 часов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением МО «Кяхтинский район» от 28.07.2011 № 267 (далее – постановление № 267) Комитет ликвидирован.

Пунктом 5 постановления № 267 предусмотрено, что Администрация должна принять имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в муниципальную казну района по акту о приеме-передаче имущества, а также по завершению ликвидации Комитета внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности.

Решением Совета депутатов МО «Кяхтинский район» от 05.03.2009 № 6-140 утверждено Положение об Администрации МО «Кяхтинский район» (далее – положение об Администрации).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.9.1 положения об администрации в полномочия Администрации входит осуществление владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

С момента ликвидации Комитета от лица собственника выступает администрация.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5485 Комиссия Бурятского УФАС России определила о прекращении участия Комитета в рассмотрении дела № 04-34/24-2013.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5486 к участию в рассмотрении дела № 04-34/24-2013 в качестве ответчика по делу привлечена Администрация.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5487 рассмотрение указанного дела отложено на 02.12.2013 в 14:00 часов в связи с необходимостью проанализировать представленные сторонами на заседании Комиссии документы.

Ответчик поясняет следующее:

  В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Договор аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006, заключенный с ОАО «МРСК Сибири» продлен на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании акта разграничения балансовой принадлежности сетей сторон от 02.11.2006 и от 19.0.2009, схем, подтверждающих о наличии точек присоединения имущества подтверждается наличие точек присоединения имущества, находящегося в муниципальной собственности и имущества принадлежащего ОАО «МРСК Сибири».

Администрация считает, что нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, так как передаваемое муниципальное имущество и имущество, находящееся в собственности ОАО «МРСК Сибири» имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе электроснабжения, имущество Администрации является частью сети инженерно-технического обеспечения ОАО «МРСК Сибири» и данные сети являются технологически связанными.

Представитель ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии поддержал доводы Администрации и сослался на разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции от 05.06.2012:

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.

Следует отметить, что положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

 Сети ОАО «МРСК Сибири» технологически связаны с сетями администрации, что подтверждается схемами присоединения арендованных ТП к сети Кяхтинского РЭС по ЮЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго», а также актами разграничения балансовой принадлежности сетей. Сети Администрации являются частью соответствующей сети ОАО «МРСК Сибири» к которым они присоединены.

Сети Администрации не только связаны (имеют общие точки присоединения) и являются продолжением сетей ОАО «МРСК Сибири», входящими в систему электроснабжения всего муниципального образования, но и запитаны от источников питания электроэнергией, находящихся исключительного у ОАО «МРСК Сибири». Следовательно, в рассматриваемом случае сети Администрации входят в единую цепь энергоснабжения, где сеть администрации функционально зависима от присоединения к электроэнергетической системе ОАО «МРСК Сибири» и отсутствует техническая возможность использовать сеть администрации вне зависимости от сетей ОАО «МРСК Сибири».

ОАО «МРСК Сибири» считает, что договор аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006 правомерно продлен на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу, ознакомившись с письменными пояснениями ответчика, заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:

Комитетом по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям Кяхтинского района заключен договор аренды муниципального имущества от 01.10.2006 (далее – договор аренды) с ОАО «Бурятэнерго».

Предметом договора является следующее: Арендодатель (Комитет) за плату передает Арендатору (ОАО «Бурятэнерго») во временное пользование и владение муниципальное имущество объекты электроснабжения – электросетевые комплексы в количестве 73 объектов. Перечень переданного имущества (приложение № 1) подписывается двумя сторонами и является неотъемлемой частью настоящего договора.

Арендная плата на момент заключения настоящего договора за пользование всем переданным имуществом установлена в размере: 264 000 рублей в месяц без учета НДС за 11 месяцев.

Настоящий договор заключен сроком на 11 месяцев и начинает действовать с 01.10.2006.  Следовательно, срок действия договора аренды истек 01.09.2007 года.

Общим собранием акционеров ОАО «Бурятэнерго» (протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Бурятэнерго» от 20.12.2007 № 21) принято решение о реорганизации ОАО «Бурятэнерго» в форме присоединения к ОАО «МРСК Сибири». 29.10.2007 между ОАО «Бурятэнерго» и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор о присоединении.

18.02.2009 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 18.02.2009). Пунктом 1 настоящего соглашения срок действия договора аренды пролонгирован с 01.03.2009 по 31.01.2010.

28.01.2011 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 28.01.2011). Стороны заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

- присвоить Договору аренды номер – 04.03.104.06.

- график проведения работ по капитальному ремонту на 2011 г. к Договору аренды принять в редакции Приложения № 1 к настоящему Соглашению.

- по всем остальным вопросам, не оговоренным Соглашением руководствоваться ранее заключенным Договором аренды.

04.07.2011 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 04.07.2011), предусматривающее дополнительную передачу муниципального имущества в количестве 11 объектов.

 Следовательно, договор аренды продлен, что подтверждается заключенными Соглашениями от 18.02.2009, 28.01.2011, 04.07.2011 без проведения конкурса или аукциона.

28.07.2011 постановлением № 267 Комитет ликвидирован. С момента ликвидации Комитета от лица собственника выступает Администрация.

  Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. 02.07.2008 вступила в действие статья 17.1 Закона о защите конкуренции, в  соответствии с которой договоры аренды, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

 Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правила N 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.

Администрация и ОАО «МРСК Сибири» представили доказательства в виде схем присоединения арендованного муниципального имущества к сети ОАО «МРСК Сибири», а также актов разграничения балансовой принадлежности сетей, в которых наблюдается, что переданная муниципальная сеть инженерно-технического обеспечения являться частью соответствующей сети, которая находится у ОАО «МРСК Сибири»  и данные часть сети и сеть являются технологически связанными, имеют взаимные точки присоединения.

Кроме того, антимонопольный орган направил запрос в Забайкальское управление Ростехнадзора с целью получения пояснений по вопросу является ли муниципальное имущество МО «Кяхтинский район» частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ОАО «МРСК Сибири» и данные часть сети и сеть являются ли технологически связанными между собой и имеют ли взаимные точки присоединения.

Письмом Ростехнадзор пояснил, что муниципальное имущество МО «Кяхтинский район» является частью сети инженерно-технического обеспечения Кяхтинского района и непосредственно технологически связано с электросетевым хозяйством ОАО «МРСК Сибири» в точках присоединения, указанных в актах разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических сетей.

Исследовав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Администрация имела правовые основания для продления Договора аренды.

Таким образом, в действиях Администрации по заключению дополнительных соглашений, подтверждающих фактическое продление Договора аренды с ОАО «МРСК Сибири» без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды отсутствует нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

Прекратить рассмотрение дела № 04-34/24-2013 в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях администрации МО «Кяхтинский район».

Председатель Комиссии                                               <…>

Члены Комиссии                                                           <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 9249 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-34/24-2013 в отношении МКУ «Администрация МО «Кяхтинский район» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9249 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386829501 [changed] => 1386829501 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386829501 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/24-2013

«11» декабря 2013 г.                                                                          г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2013

Решение в полном объеме изготовлено 11.12.2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 04-34/24-2013 по признакам нарушения МКУ «Администрация МО «Кяхтинский район» (далее – Администрация, ответчик) (671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Ленина, 33) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителей администрации – <…>, доверенность от 28.10.2013 № 19, <…>, доверенность от 28.10.2013 № 18,

представителя ОАО «МРСК Сибири» - <…>, доверенность от 07.06.2013 № 57Н/86,

у с т а н о в и л а:

Бурятским УФАС России проведена проверка органов местного самоуправления на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при заключении договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства с хозяйствующими субъектами.

Бурятским УФАС России 17.10.2013 возбуждено дело № 04-34/24-2013 по признакам нарушения Комитетом по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям Кяхтинского района (далее – Комитет) части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в продлении Комитетом договора аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006 с ОАО «МРСК Сибири» путем заключения дополнительного соглашения от 28.01.2011 № 04.03.104.06дс4 без проведения конкурса или аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Определением от 17.10.2013 о назначении дела № 04-34/24-2013 рассмотрение дела назначено на 28.10.2013 в 15:00 часов.

По ходатайству Администрации и ОАО «МРСК Сибири» рассмотрение дела отложено на 14.11.2013 в 14:00 часов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением МО «Кяхтинский район» от 28.07.2011 № 267 (далее – постановление № 267) Комитет ликвидирован.

Пунктом 5 постановления № 267 предусмотрено, что Администрация должна принять имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в муниципальную казну района по акту о приеме-передаче имущества, а также по завершению ликвидации Комитета внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности.

Решением Совета депутатов МО «Кяхтинский район» от 05.03.2009 № 6-140 утверждено Положение об Администрации МО «Кяхтинский район» (далее – положение об Администрации).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.9.1 положения об администрации в полномочия Администрации входит осуществление владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

С момента ликвидации Комитета от лица собственника выступает администрация.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5485 Комиссия Бурятского УФАС России определила о прекращении участия Комитета в рассмотрении дела № 04-34/24-2013.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5486 к участию в рассмотрении дела № 04-34/24-2013 в качестве ответчика по делу привлечена Администрация.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5487 рассмотрение указанного дела отложено на 02.12.2013 в 14:00 часов в связи с необходимостью проанализировать представленные сторонами на заседании Комиссии документы.

Ответчик поясняет следующее:

  В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Договор аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006, заключенный с ОАО «МРСК Сибири» продлен на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании акта разграничения балансовой принадлежности сетей сторон от 02.11.2006 и от 19.0.2009, схем, подтверждающих о наличии точек присоединения имущества подтверждается наличие точек присоединения имущества, находящегося в муниципальной собственности и имущества принадлежащего ОАО «МРСК Сибири».

Администрация считает, что нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, так как передаваемое муниципальное имущество и имущество, находящееся в собственности ОАО «МРСК Сибири» имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе электроснабжения, имущество Администрации является частью сети инженерно-технического обеспечения ОАО «МРСК Сибири» и данные сети являются технологически связанными.

Представитель ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии поддержал доводы Администрации и сослался на разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции от 05.06.2012:

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.

Следует отметить, что положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

 Сети ОАО «МРСК Сибири» технологически связаны с сетями администрации, что подтверждается схемами присоединения арендованных ТП к сети Кяхтинского РЭС по ЮЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго», а также актами разграничения балансовой принадлежности сетей. Сети Администрации являются частью соответствующей сети ОАО «МРСК Сибири» к которым они присоединены.

Сети Администрации не только связаны (имеют общие точки присоединения) и являются продолжением сетей ОАО «МРСК Сибири», входящими в систему электроснабжения всего муниципального образования, но и запитаны от источников питания электроэнергией, находящихся исключительного у ОАО «МРСК Сибири». Следовательно, в рассматриваемом случае сети Администрации входят в единую цепь энергоснабжения, где сеть администрации функционально зависима от присоединения к электроэнергетической системе ОАО «МРСК Сибири» и отсутствует техническая возможность использовать сеть администрации вне зависимости от сетей ОАО «МРСК Сибири».

ОАО «МРСК Сибири» считает, что договор аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006 правомерно продлен на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу, ознакомившись с письменными пояснениями ответчика, заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:

Комитетом по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям Кяхтинского района заключен договор аренды муниципального имущества от 01.10.2006 (далее – договор аренды) с ОАО «Бурятэнерго».

Предметом договора является следующее: Арендодатель (Комитет) за плату передает Арендатору (ОАО «Бурятэнерго») во временное пользование и владение муниципальное имущество объекты электроснабжения – электросетевые комплексы в количестве 73 объектов. Перечень переданного имущества (приложение № 1) подписывается двумя сторонами и является неотъемлемой частью настоящего договора.

Арендная плата на момент заключения настоящего договора за пользование всем переданным имуществом установлена в размере: 264 000 рублей в месяц без учета НДС за 11 месяцев.

Настоящий договор заключен сроком на 11 месяцев и начинает действовать с 01.10.2006.  Следовательно, срок действия договора аренды истек 01.09.2007 года.

Общим собранием акционеров ОАО «Бурятэнерго» (протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Бурятэнерго» от 20.12.2007 № 21) принято решение о реорганизации ОАО «Бурятэнерго» в форме присоединения к ОАО «МРСК Сибири». 29.10.2007 между ОАО «Бурятэнерго» и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор о присоединении.

18.02.2009 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 18.02.2009). Пунктом 1 настоящего соглашения срок действия договора аренды пролонгирован с 01.03.2009 по 31.01.2010.

28.01.2011 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 28.01.2011). Стороны заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

- присвоить Договору аренды номер – 04.03.104.06.

- график проведения работ по капитальному ремонту на 2011 г. к Договору аренды принять в редакции Приложения № 1 к настоящему Соглашению.

- по всем остальным вопросам, не оговоренным Соглашением руководствоваться ранее заключенным Договором аренды.

04.07.2011 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 04.07.2011), предусматривающее дополнительную передачу муниципального имущества в количестве 11 объектов.

 Следовательно, договор аренды продлен, что подтверждается заключенными Соглашениями от 18.02.2009, 28.01.2011, 04.07.2011 без проведения конкурса или аукциона.

28.07.2011 постановлением № 267 Комитет ликвидирован. С момента ликвидации Комитета от лица собственника выступает Администрация.

  Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. 02.07.2008 вступила в действие статья 17.1 Закона о защите конкуренции, в  соответствии с которой договоры аренды, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

 Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правила N 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.

Администрация и ОАО «МРСК Сибири» представили доказательства в виде схем присоединения арендованного муниципального имущества к сети ОАО «МРСК Сибири», а также актов разграничения балансовой принадлежности сетей, в которых наблюдается, что переданная муниципальная сеть инженерно-технического обеспечения являться частью соответствующей сети, которая находится у ОАО «МРСК Сибири»  и данные часть сети и сеть являются технологически связанными, имеют взаимные точки присоединения.

Кроме того, антимонопольный орган направил запрос в Забайкальское управление Ростехнадзора с целью получения пояснений по вопросу является ли муниципальное имущество МО «Кяхтинский район» частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ОАО «МРСК Сибири» и данные часть сети и сеть являются ли технологически связанными между собой и имеют ли взаимные точки присоединения.

Письмом Ростехнадзор пояснил, что муниципальное имущество МО «Кяхтинский район» является частью сети инженерно-технического обеспечения Кяхтинского района и непосредственно технологически связано с электросетевым хозяйством ОАО «МРСК Сибири» в точках присоединения, указанных в актах разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических сетей.

Исследовав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Администрация имела правовые основания для продления Договора аренды.

Таким образом, в действиях Администрации по заключению дополнительных соглашений, подтверждающих фактическое продление Договора аренды с ОАО «МРСК Сибири» без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды отсутствует нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

Прекратить рассмотрение дела № 04-34/24-2013 в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях администрации МО «Кяхтинский район».

Председатель Комиссии                                               <…>

Члены Комиссии                                                           <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/24-2013

«11» декабря 2013 г.                                                                          г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2013

Решение в полном объеме изготовлено 11.12.2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 04-34/24-2013 по признакам нарушения МКУ «Администрация МО «Кяхтинский район» (далее – Администрация, ответчик) (671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Ленина, 33) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителей администрации – <…>, доверенность от 28.10.2013 № 19, <…>, доверенность от 28.10.2013 № 18,

представителя ОАО «МРСК Сибири» - <…>, доверенность от 07.06.2013 № 57Н/86,

у с т а н о в и л а:

Бурятским УФАС России проведена проверка органов местного самоуправления на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при заключении договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства с хозяйствующими субъектами.

Бурятским УФАС России 17.10.2013 возбуждено дело № 04-34/24-2013 по признакам нарушения Комитетом по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям Кяхтинского района (далее – Комитет) части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в продлении Комитетом договора аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006 с ОАО «МРСК Сибири» путем заключения дополнительного соглашения от 28.01.2011 № 04.03.104.06дс4 без проведения конкурса или аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Определением от 17.10.2013 о назначении дела № 04-34/24-2013 рассмотрение дела назначено на 28.10.2013 в 15:00 часов.

По ходатайству Администрации и ОАО «МРСК Сибири» рассмотрение дела отложено на 14.11.2013 в 14:00 часов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением МО «Кяхтинский район» от 28.07.2011 № 267 (далее – постановление № 267) Комитет ликвидирован.

Пунктом 5 постановления № 267 предусмотрено, что Администрация должна принять имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов в муниципальную казну района по акту о приеме-передаче имущества, а также по завершению ликвидации Комитета внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности.

Решением Совета депутатов МО «Кяхтинский район» от 05.03.2009 № 6-140 утверждено Положение об Администрации МО «Кяхтинский район» (далее – положение об Администрации).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.9.1 положения об администрации в полномочия Администрации входит осуществление владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

С момента ликвидации Комитета от лица собственника выступает администрация.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5485 Комиссия Бурятского УФАС России определила о прекращении участия Комитета в рассмотрении дела № 04-34/24-2013.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5486 к участию в рассмотрении дела № 04-34/24-2013 в качестве ответчика по делу привлечена Администрация.

Определением от 15.11.2013 № 04-34/5487 рассмотрение указанного дела отложено на 02.12.2013 в 14:00 часов в связи с необходимостью проанализировать представленные сторонами на заседании Комиссии документы.

Ответчик поясняет следующее:

  В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Договор аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006, заключенный с ОАО «МРСК Сибири» продлен на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании акта разграничения балансовой принадлежности сетей сторон от 02.11.2006 и от 19.0.2009, схем, подтверждающих о наличии точек присоединения имущества подтверждается наличие точек присоединения имущества, находящегося в муниципальной собственности и имущества принадлежащего ОАО «МРСК Сибири».

Администрация считает, что нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, так как передаваемое муниципальное имущество и имущество, находящееся в собственности ОАО «МРСК Сибири» имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе электроснабжения, имущество Администрации является частью сети инженерно-технического обеспечения ОАО «МРСК Сибири» и данные сети являются технологически связанными.

Представитель ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии поддержал доводы Администрации и сослался на разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции от 05.06.2012:

Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.

Следует отметить, что положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

 Сети ОАО «МРСК Сибири» технологически связаны с сетями администрации, что подтверждается схемами присоединения арендованных ТП к сети Кяхтинского РЭС по ЮЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго», а также актами разграничения балансовой принадлежности сетей. Сети Администрации являются частью соответствующей сети ОАО «МРСК Сибири» к которым они присоединены.

Сети Администрации не только связаны (имеют общие точки присоединения) и являются продолжением сетей ОАО «МРСК Сибири», входящими в систему электроснабжения всего муниципального образования, но и запитаны от источников питания электроэнергией, находящихся исключительного у ОАО «МРСК Сибири». Следовательно, в рассматриваемом случае сети Администрации входят в единую цепь энергоснабжения, где сеть администрации функционально зависима от присоединения к электроэнергетической системе ОАО «МРСК Сибири» и отсутствует техническая возможность использовать сеть администрации вне зависимости от сетей ОАО «МРСК Сибири».

ОАО «МРСК Сибири» считает, что договор аренды муниципального имущества (объекты электроснабжения в количестве 73 объектов) от 01.10.2006 правомерно продлен на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, выслушав доводы сторон по делу, ознакомившись с письменными пояснениями ответчика, заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:

Комитетом по ЖКХ, строительству и имущественным отношениям Кяхтинского района заключен договор аренды муниципального имущества от 01.10.2006 (далее – договор аренды) с ОАО «Бурятэнерго».

Предметом договора является следующее: Арендодатель (Комитет) за плату передает Арендатору (ОАО «Бурятэнерго») во временное пользование и владение муниципальное имущество объекты электроснабжения – электросетевые комплексы в количестве 73 объектов. Перечень переданного имущества (приложение № 1) подписывается двумя сторонами и является неотъемлемой частью настоящего договора.

Арендная плата на момент заключения настоящего договора за пользование всем переданным имуществом установлена в размере: 264 000 рублей в месяц без учета НДС за 11 месяцев.

Настоящий договор заключен сроком на 11 месяцев и начинает действовать с 01.10.2006.  Следовательно, срок действия договора аренды истек 01.09.2007 года.

Общим собранием акционеров ОАО «Бурятэнерго» (протокол внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Бурятэнерго» от 20.12.2007 № 21) принято решение о реорганизации ОАО «Бурятэнерго» в форме присоединения к ОАО «МРСК Сибири». 29.10.2007 между ОАО «Бурятэнерго» и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор о присоединении.

18.02.2009 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 18.02.2009). Пунктом 1 настоящего соглашения срок действия договора аренды пролонгирован с 01.03.2009 по 31.01.2010.

28.01.2011 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 28.01.2011). Стороны заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

- присвоить Договору аренды номер – 04.03.104.06.

- график проведения работ по капитальному ремонту на 2011 г. к Договору аренды принять в редакции Приложения № 1 к настоящему Соглашению.

- по всем остальным вопросам, не оговоренным Соглашением руководствоваться ранее заключенным Договором аренды.

04.07.2011 между Комитетом и ОАО «МРСК Сибири» заключено дополнительное соглашение № 04.03.104.06дс4 к договору аренды (далее – Соглашение от 04.07.2011), предусматривающее дополнительную передачу муниципального имущества в количестве 11 объектов.

 Следовательно, договор аренды продлен, что подтверждается заключенными Соглашениями от 18.02.2009, 28.01.2011, 04.07.2011 без проведения конкурса или аукциона.

28.07.2011 постановлением № 267 Комитет ликвидирован. С момента ликвидации Комитета от лица собственника выступает Администрация.

  Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. 02.07.2008 вступила в действие статья 17.1 Закона о защите конкуренции, в  соответствии с которой договоры аренды, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

 Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 Правила N 83, технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, по мнению ФАС России, положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 48), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1, 6, 9, 12 ст. 13) позволяют сделать вывод о том, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование) относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного, понятие технологически связанных сетей, определенное в Правилах N 83, применимо и к электрическим сетям.

Администрация и ОАО «МРСК Сибири» представили доказательства в виде схем присоединения арендованного муниципального имущества к сети ОАО «МРСК Сибири», а также актов разграничения балансовой принадлежности сетей, в которых наблюдается, что переданная муниципальная сеть инженерно-технического обеспечения являться частью соответствующей сети, которая находится у ОАО «МРСК Сибири»  и данные часть сети и сеть являются технологически связанными, имеют взаимные точки присоединения.

Кроме того, антимонопольный орган направил запрос в Забайкальское управление Ростехнадзора с целью получения пояснений по вопросу является ли муниципальное имущество МО «Кяхтинский район» частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, принадлежащей ОАО «МРСК Сибири» и данные часть сети и сеть являются ли технологически связанными между собой и имеют ли взаимные точки присоединения.

Письмом Ростехнадзор пояснил, что муниципальное имущество МО «Кяхтинский район» является частью сети инженерно-технического обеспечения Кяхтинского района и непосредственно технологически связано с электросетевым хозяйством ОАО «МРСК Сибири» в точках присоединения, указанных в актах разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических сетей.

Исследовав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Администрация имела правовые основания для продления Договора аренды.

Таким образом, в действиях Администрации по заключению дополнительных соглашений, подтверждающих фактическое продление Договора аренды с ОАО «МРСК Сибири» без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды отсутствует нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

Прекратить рассмотрение дела № 04-34/24-2013 в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях администрации МО «Кяхтинский район».

Председатель Комиссии                                               <…>

Члены Комиссии                                                           <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-34/24-2013 [format] => [safe_value] => 04-34/24-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Прекратить рассмотрение дела № 04-34/24-2013 в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях администрации МО «Кяхтинский район».

[format] => full_html [safe_value] =>

Прекратить рассмотрение дела № 04-34/24-2013 в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях администрации МО «Кяхтинский район».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 44 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 44 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-11 07:13:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-11 04:00:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386829501 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )