Решение и предписание по делу № 02-03/04-2013 в отношении ООО «Феликс»

Номер дела: 02-03/04-2013
Дата публикации: 8 мая 2013, 17:03

 

РЕШЕНИЕ

02-03/04-2013

08 мая 2013 года г.Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 08 мая 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> ,

рассмотрев дело № 02-03/04-2013, возбужденное в соответствии с приказом Бурятского УФАС России от 22.02.2013 № 37 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ООО «Феликс», юридический адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25, требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителя заявителя <…> директора ООО «Здоровый слух»<…> – доверенность от 10.02.2013;

третьего лица <…>;

в отсутствие представителей ответчика ООО «Феликс»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России прокуратурой Октябрьского района было направлено обращение <…> директора ООО «Здоровый слух» руководителя клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм» (вх. от 11.02.2013 № 679), содержащее указание на нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг в области отоларингологии без лицензии.

Из заявления <…> следует, что она является индивидуальным предпринимателем и учредителем ООО «Здоровый слух», в апреле 2008 открыла клинику слуха «Аудиофарм», в арендованном помещении по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25. Клиника занимается слухопротезированием и оказанием медицинских услуг в области отоларингологии. В декабре 2012 клиника переехала по адресу г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 20. Для оповещения клиентов <…> по адресу ул. Ключевская, 25 был вывешен информационный баннер о переезде по новому адресу. 28.01.2013 <…> обнаружила, что ее баннера нет на месте, а по ул. Ключевской, 25 открылся центр слуха «Феликс».<…> – директор ООО «Феликс» сообщил <…> о том, что это он снял баннер. <…> был повешен новый баннер, который также был снят <…>.

06.02.2013 <…> обратился в ООО «Феликс» с целью проверки слуха, ему провели осмотр органов слуха, проверку слуха путем тональной аудиометрии. Ему был выдан бланк аудиометрии с диагнозом, на котором оказался штамп клиники слуха «Аудиофарм», при оплате данной услуги <…> заметил чужой штамп и заменил на бланк с печатью клиники «Феликс».

Генеральный директор ООО «Феликс» <…> в объяснениях прокурору Октябрьского района <…> поясняет следующее. 08.12.2012 между ООО «Феликс» и ИП <…> заключен договор аренды нежилого помещения по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25 сроком до 16.11.2013. Ранее в этом помещении находилась клиника слуха «Аудиофарм», директором которой является <…>. В настоящее время ООО «Феликс» осуществляет реализацию слуховых аппаратов по договору поставки с ООО «Торговая компания «Медицинская техника». ООО «Феликс» не осуществляет оказание медицинских услуг, поэтому наличие лицензии не требуется. При приобретении слухового аппарата проводится аудиограмма (измерение уровня слуха), проведение аудиограммы не является медицинской манипуляцией и не требует наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности. Баннер <…> был снят по причине введения в заблуждение посетителей клиники об отсутствии в данном помещении клиники слуха вообще. Бланк со штампом клиники слуха «Аудиоформ» был выдан ошибочно, и незамедлительно заменен на бланк с надлежащей печатью ООО «Феликс».

21.02.2013 ООО «Феликс» на запрос Бурятского УФАС России пояснило, что в настоящее время общество медицинскую деятельность не осуществляет, лицензия на осуществление медицинской деятельности в стадии оформления.

Управление Росздравнадзора по РБ 13.02.2013 на запрос Бурятского УФАС России пояснило, что по данным Единого реестра лицензий ООО «Феликс» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.

На заседании комиссии 21.03.2013 представитель ООО «Феликс» пояснила, что в настоящее время общество медицинскую деятельность не осуществляет, лицензия на осуществление медицинской деятельности в стадии оформления. <…> считает, что ООО «Феликс» не осуществляет оказание медицинских услуг, поэтому наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется. При приобретении слухового аппарата проводится аудиограмма, т. е измерение уровня слуха. Проведение аудиограммы не является медицинской манипуляцией и не требует наличия лицензии. ООО «Феликс» проводит аудиометрию бесплатно с целью подбора слухового аппарата, это входит в услуги по настройке слухового аппарата. Настройка слухового аппарата не является медицинской деятельностью и не требует наличия лицензии.

По мнению представителя заявителя действия ООО «Феликс» являются проявлением недобросовестной конкуренцией, противоречат требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и разумности и направлены на получение преимуществ, при осуществлении предпринимательской деятельности.

На заседании Комиссии 22.04.2013 представитель Управления Росздравнадзора по РБ <…> по доверенности от 18.12.2012 № 9 пояснила, что аудиометрия является лицензионной услугой. В соответствии с Приказом МЗ СР РФ от 27.12.2011 № 1664н Номенклатура медицинских услуг в подразделе класса «В» обозначен перечень медицинской специальности: 046 – сурдология – оториноларингология, а так же наименование медицинской услуги: А 05.25.002 – исследование вызванной отоакустической эмиссии (аудиометрия).

Согласно Приказу МЗ СР РФ от 28.02.2011 « 155н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» и «сурдология – оториноларингология» и приложения № 2 к приказу медицинская помощь по профилю «сурдология – оториноларингология» включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопротезирование. В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами аудиометрия является лицензионной услугой, аудиометрию проводит специалист, имеющий соответствующую подготовку.

Министерство Здравоохранения РБ 29.04.2013 на запрос Бурятского УФАС России сообщает, что до настоящего времени в реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности ООО «Феликс» не зарегистрировано.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

Согласно Постановлению мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Улан-Удэ <…> от 28.02.2013 по делу № 5-63/13-3 <…> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, а именно осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. Судом установлено, что в период с 23.01.2013 в центре слуха ООО «Феликс» осуществлялся прием пациентов. Установлено, что в данном центре слуха осуществлялась деятельность по подбору слуховых аппаратов, при подборе которых составлялась аудиограмма, то есть проводилась «объективная аудиометрия». Аудиометрия проводилась как дополнительная услуга, предоставляемая при приобретении слухового аппарата. Так, 06.02.2013 ООО «Феликс» оказало медицинскую услугу по проведению аудиометрии <…>, что подтверждается актом выполненных работ и аудиограммой с медицинским заключением о результатах аудиометрии. По информации Министерства здравоохранения РБ от 19.02.2013 № 557 исследование слуховой функции пациента проводится при помощи аудиометра, который записывает аудиограмму. Данное диагностическое исследование относится к медицинской деятельности и осуществляется при наличии лицензии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с подпунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющемуся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности , утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, сурдология-оториноларингология отнесена к работам-услугам, составляющим медицинскую деятельность, требующим наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действия ООО «Феликс», выразившиеся во введении в заблуждение потребителей в части характера предоставляемой медицинской услуги – аудиометрии, подлежащей лицензированию, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить убытки иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Феликс» нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ООО «Феликс» обязательное для исполнения предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, а именно: не осуществлять медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.

3. Передать настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                         Дело № 02-03/04-2013

08 мая 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – руководителя управления,

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Руководствуясь статёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 08 мая 2013 года по делу № 02-03/04-2013 о нарушении ООО «Феликс» (670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Феликс» в срок до 08 июня 2013 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во введении в заблуждение в части характера предоставляемой медицинской услуги – аудиометрии, а именно: ООО «Феликс» не осуществлять медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.

О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 8503 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 02-03/04-2013 в отношении ООО «Феликс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8503 [type] => solution [language] => ru [created] => 1368605292 [changed] => 1370521341 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521341 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

02-03/04-2013

08 мая 2013 года г.Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 08 мая 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> ,

рассмотрев дело № 02-03/04-2013, возбужденное в соответствии с приказом Бурятского УФАС России от 22.02.2013 № 37 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ООО «Феликс», юридический адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25, требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителя заявителя <…> директора ООО «Здоровый слух»<…> – доверенность от 10.02.2013;

третьего лица <…>;

в отсутствие представителей ответчика ООО «Феликс»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России прокуратурой Октябрьского района было направлено обращение <…> директора ООО «Здоровый слух» руководителя клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм» (вх. от 11.02.2013 № 679), содержащее указание на нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг в области отоларингологии без лицензии.

Из заявления <…> следует, что она является индивидуальным предпринимателем и учредителем ООО «Здоровый слух», в апреле 2008 открыла клинику слуха «Аудиофарм», в арендованном помещении по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25. Клиника занимается слухопротезированием и оказанием медицинских услуг в области отоларингологии. В декабре 2012 клиника переехала по адресу г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 20. Для оповещения клиентов <…> по адресу ул. Ключевская, 25 был вывешен информационный баннер о переезде по новому адресу. 28.01.2013 <…> обнаружила, что ее баннера нет на месте, а по ул. Ключевской, 25 открылся центр слуха «Феликс».<…> – директор ООО «Феликс» сообщил <…> о том, что это он снял баннер. <…> был повешен новый баннер, который также был снят <…>.

06.02.2013 <…> обратился в ООО «Феликс» с целью проверки слуха, ему провели осмотр органов слуха, проверку слуха путем тональной аудиометрии. Ему был выдан бланк аудиометрии с диагнозом, на котором оказался штамп клиники слуха «Аудиофарм», при оплате данной услуги <…> заметил чужой штамп и заменил на бланк с печатью клиники «Феликс».

Генеральный директор ООО «Феликс» <…> в объяснениях прокурору Октябрьского района <…> поясняет следующее. 08.12.2012 между ООО «Феликс» и ИП <…> заключен договор аренды нежилого помещения по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25 сроком до 16.11.2013. Ранее в этом помещении находилась клиника слуха «Аудиофарм», директором которой является <…>. В настоящее время ООО «Феликс» осуществляет реализацию слуховых аппаратов по договору поставки с ООО «Торговая компания «Медицинская техника». ООО «Феликс» не осуществляет оказание медицинских услуг, поэтому наличие лицензии не требуется. При приобретении слухового аппарата проводится аудиограмма (измерение уровня слуха), проведение аудиограммы не является медицинской манипуляцией и не требует наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности. Баннер <…> был снят по причине введения в заблуждение посетителей клиники об отсутствии в данном помещении клиники слуха вообще. Бланк со штампом клиники слуха «Аудиоформ» был выдан ошибочно, и незамедлительно заменен на бланк с надлежащей печатью ООО «Феликс».

21.02.2013 ООО «Феликс» на запрос Бурятского УФАС России пояснило, что в настоящее время общество медицинскую деятельность не осуществляет, лицензия на осуществление медицинской деятельности в стадии оформления.

Управление Росздравнадзора по РБ 13.02.2013 на запрос Бурятского УФАС России пояснило, что по данным Единого реестра лицензий ООО «Феликс» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.

На заседании комиссии 21.03.2013 представитель ООО «Феликс» пояснила, что в настоящее время общество медицинскую деятельность не осуществляет, лицензия на осуществление медицинской деятельности в стадии оформления. <…> считает, что ООО «Феликс» не осуществляет оказание медицинских услуг, поэтому наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется. При приобретении слухового аппарата проводится аудиограмма, т. е измерение уровня слуха. Проведение аудиограммы не является медицинской манипуляцией и не требует наличия лицензии. ООО «Феликс» проводит аудиометрию бесплатно с целью подбора слухового аппарата, это входит в услуги по настройке слухового аппарата. Настройка слухового аппарата не является медицинской деятельностью и не требует наличия лицензии.

По мнению представителя заявителя действия ООО «Феликс» являются проявлением недобросовестной конкуренцией, противоречат требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и разумности и направлены на получение преимуществ, при осуществлении предпринимательской деятельности.

На заседании Комиссии 22.04.2013 представитель Управления Росздравнадзора по РБ <…> по доверенности от 18.12.2012 № 9 пояснила, что аудиометрия является лицензионной услугой. В соответствии с Приказом МЗ СР РФ от 27.12.2011 № 1664н Номенклатура медицинских услуг в подразделе класса «В» обозначен перечень медицинской специальности: 046 – сурдология – оториноларингология, а так же наименование медицинской услуги: А 05.25.002 – исследование вызванной отоакустической эмиссии (аудиометрия).

Согласно Приказу МЗ СР РФ от 28.02.2011 « 155н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» и «сурдология – оториноларингология» и приложения № 2 к приказу медицинская помощь по профилю «сурдология – оториноларингология» включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопротезирование. В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами аудиометрия является лицензионной услугой, аудиометрию проводит специалист, имеющий соответствующую подготовку.

Министерство Здравоохранения РБ 29.04.2013 на запрос Бурятского УФАС России сообщает, что до настоящего времени в реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности ООО «Феликс» не зарегистрировано.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

Согласно Постановлению мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Улан-Удэ <…> от 28.02.2013 по делу № 5-63/13-3 <…> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, а именно осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. Судом установлено, что в период с 23.01.2013 в центре слуха ООО «Феликс» осуществлялся прием пациентов. Установлено, что в данном центре слуха осуществлялась деятельность по подбору слуховых аппаратов, при подборе которых составлялась аудиограмма, то есть проводилась «объективная аудиометрия». Аудиометрия проводилась как дополнительная услуга, предоставляемая при приобретении слухового аппарата. Так, 06.02.2013 ООО «Феликс» оказало медицинскую услугу по проведению аудиометрии <…>, что подтверждается актом выполненных работ и аудиограммой с медицинским заключением о результатах аудиометрии. По информации Министерства здравоохранения РБ от 19.02.2013 № 557 исследование слуховой функции пациента проводится при помощи аудиометра, который записывает аудиограмму. Данное диагностическое исследование относится к медицинской деятельности и осуществляется при наличии лицензии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с подпунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющемуся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности , утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, сурдология-оториноларингология отнесена к работам-услугам, составляющим медицинскую деятельность, требующим наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действия ООО «Феликс», выразившиеся во введении в заблуждение потребителей в части характера предоставляемой медицинской услуги – аудиометрии, подлежащей лицензированию, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить убытки иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Феликс» нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ООО «Феликс» обязательное для исполнения предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, а именно: не осуществлять медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.

3. Передать настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                         Дело № 02-03/04-2013

08 мая 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – руководителя управления,

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Руководствуясь статёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 08 мая 2013 года по делу № 02-03/04-2013 о нарушении ООО «Феликс» (670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Феликс» в срок до 08 июня 2013 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во введении в заблуждение в части характера предоставляемой медицинской услуги – аудиометрии, а именно: ООО «Феликс» не осуществлять медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.

О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

02-03/04-2013

08 мая 2013 года г.Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 08 мая 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> ,

рассмотрев дело № 02-03/04-2013, возбужденное в соответствии с приказом Бурятского УФАС России от 22.02.2013 № 37 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ООО «Феликс», юридический адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25, требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителя заявителя <…> директора ООО «Здоровый слух»<…> – доверенность от 10.02.2013;

третьего лица <…>;

в отсутствие представителей ответчика ООО «Феликс»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России прокуратурой Октябрьского района было направлено обращение <…> директора ООО «Здоровый слух» руководителя клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм» (вх. от 11.02.2013 № 679), содержащее указание на нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг в области отоларингологии без лицензии.

Из заявления <…> следует, что она является индивидуальным предпринимателем и учредителем ООО «Здоровый слух», в апреле 2008 открыла клинику слуха «Аудиофарм», в арендованном помещении по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25. Клиника занимается слухопротезированием и оказанием медицинских услуг в области отоларингологии. В декабре 2012 клиника переехала по адресу г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 20. Для оповещения клиентов <…> по адресу ул. Ключевская, 25 был вывешен информационный баннер о переезде по новому адресу. 28.01.2013 <…> обнаружила, что ее баннера нет на месте, а по ул. Ключевской, 25 открылся центр слуха «Феликс».<…> – директор ООО «Феликс» сообщил <…> о том, что это он снял баннер. <…> был повешен новый баннер, который также был снят <…>.

06.02.2013 <…> обратился в ООО «Феликс» с целью проверки слуха, ему провели осмотр органов слуха, проверку слуха путем тональной аудиометрии. Ему был выдан бланк аудиометрии с диагнозом, на котором оказался штамп клиники слуха «Аудиофарм», при оплате данной услуги <…> заметил чужой штамп и заменил на бланк с печатью клиники «Феликс».

Генеральный директор ООО «Феликс» <…> в объяснениях прокурору Октябрьского района <…> поясняет следующее. 08.12.2012 между ООО «Феликс» и ИП <…> заключен договор аренды нежилого помещения по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25 сроком до 16.11.2013. Ранее в этом помещении находилась клиника слуха «Аудиофарм», директором которой является <…>. В настоящее время ООО «Феликс» осуществляет реализацию слуховых аппаратов по договору поставки с ООО «Торговая компания «Медицинская техника». ООО «Феликс» не осуществляет оказание медицинских услуг, поэтому наличие лицензии не требуется. При приобретении слухового аппарата проводится аудиограмма (измерение уровня слуха), проведение аудиограммы не является медицинской манипуляцией и не требует наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности. Баннер <…> был снят по причине введения в заблуждение посетителей клиники об отсутствии в данном помещении клиники слуха вообще. Бланк со штампом клиники слуха «Аудиоформ» был выдан ошибочно, и незамедлительно заменен на бланк с надлежащей печатью ООО «Феликс».

21.02.2013 ООО «Феликс» на запрос Бурятского УФАС России пояснило, что в настоящее время общество медицинскую деятельность не осуществляет, лицензия на осуществление медицинской деятельности в стадии оформления.

Управление Росздравнадзора по РБ 13.02.2013 на запрос Бурятского УФАС России пояснило, что по данным Единого реестра лицензий ООО «Феликс» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.

На заседании комиссии 21.03.2013 представитель ООО «Феликс» пояснила, что в настоящее время общество медицинскую деятельность не осуществляет, лицензия на осуществление медицинской деятельности в стадии оформления. <…> считает, что ООО «Феликс» не осуществляет оказание медицинских услуг, поэтому наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не требуется. При приобретении слухового аппарата проводится аудиограмма, т. е измерение уровня слуха. Проведение аудиограммы не является медицинской манипуляцией и не требует наличия лицензии. ООО «Феликс» проводит аудиометрию бесплатно с целью подбора слухового аппарата, это входит в услуги по настройке слухового аппарата. Настройка слухового аппарата не является медицинской деятельностью и не требует наличия лицензии.

По мнению представителя заявителя действия ООО «Феликс» являются проявлением недобросовестной конкуренцией, противоречат требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и разумности и направлены на получение преимуществ, при осуществлении предпринимательской деятельности.

На заседании Комиссии 22.04.2013 представитель Управления Росздравнадзора по РБ <…> по доверенности от 18.12.2012 № 9 пояснила, что аудиометрия является лицензионной услугой. В соответствии с Приказом МЗ СР РФ от 27.12.2011 № 1664н Номенклатура медицинских услуг в подразделе класса «В» обозначен перечень медицинской специальности: 046 – сурдология – оториноларингология, а так же наименование медицинской услуги: А 05.25.002 – исследование вызванной отоакустической эмиссии (аудиометрия).

Согласно Приказу МЗ СР РФ от 28.02.2011 « 155н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология» и «сурдология – оториноларингология» и приложения № 2 к приказу медицинская помощь по профилю «сурдология – оториноларингология» включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопротезирование. В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами аудиометрия является лицензионной услугой, аудиометрию проводит специалист, имеющий соответствующую подготовку.

Министерство Здравоохранения РБ 29.04.2013 на запрос Бурятского УФАС России сообщает, что до настоящего времени в реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности ООО «Феликс» не зарегистрировано.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

Согласно Постановлению мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Улан-Удэ <…> от 28.02.2013 по делу № 5-63/13-3 <…> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП, а именно осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. Судом установлено, что в период с 23.01.2013 в центре слуха ООО «Феликс» осуществлялся прием пациентов. Установлено, что в данном центре слуха осуществлялась деятельность по подбору слуховых аппаратов, при подборе которых составлялась аудиограмма, то есть проводилась «объективная аудиометрия». Аудиометрия проводилась как дополнительная услуга, предоставляемая при приобретении слухового аппарата. Так, 06.02.2013 ООО «Феликс» оказало медицинскую услугу по проведению аудиометрии <…>, что подтверждается актом выполненных работ и аудиограммой с медицинским заключением о результатах аудиометрии. По информации Министерства здравоохранения РБ от 19.02.2013 № 557 исследование слуховой функции пациента проводится при помощи аудиометра, который записывает аудиограмму. Данное диагностическое исследование относится к медицинской деятельности и осуществляется при наличии лицензии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с подпунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющемуся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности , утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, сурдология-оториноларингология отнесена к работам-услугам, составляющим медицинскую деятельность, требующим наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действия ООО «Феликс», выразившиеся во введении в заблуждение потребителей в части характера предоставляемой медицинской услуги – аудиометрии, подлежащей лицензированию, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить убытки иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Феликс» нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ООО «Феликс» обязательное для исполнения предписание о прекращении недобросовестной конкуренции, а именно: не осуществлять медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.

3. Передать настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                         Дело № 02-03/04-2013

08 мая 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – руководителя управления,

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Руководствуясь статёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 08 мая 2013 года по делу № 02-03/04-2013 о нарушении ООО «Феликс» (670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 25) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «Феликс» в срок до 08 июня 2013 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во введении в заблуждение в части характера предоставляемой медицинской услуги – аудиометрии, а именно: ООО «Феликс» не осуществлять медицинскую деятельность в отсутствие лицензии.

О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-03/04-2013 [format] => [safe_value] => 02-03/04-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Прокуратурой Октябрьского района в адрес антимонопольного органа было направлено обращение <…> директора ООО «Здоровый слух» руководителя клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм», содержащее указание на нарушение антимонопольного законодательства ООО «Феликс», выразившегося в осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг в области отоларингологии без лицензии. Действия ООО «Феликс» признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Прокуратурой Октябрьского района в адрес антимонопольного органа было направлено обращение <…> директора ООО «Здоровый слух» руководителя клиники слуха и лор-заболеваний «Аудиофарм», содержащее указание на нарушение антимонопольного законодательства ООО «Феликс», выразившегося в осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг в области отоларингологии без лицензии. Действия ООО «Феликс» признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Контроль  рекламы и недобросовестной конкуренции/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-08 08:03:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-08 05:00:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1368605292 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )