РЕШЕНИЕ
06 мая 2013 г. г. Улан-Удэ Дело № 05-12/12-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее-Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело № 05-12/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в рекламе «Скидка 20%» существенной для потребителей рекламы информации, а также недостоверной информации о размере скидок в рекламе «Скидка 20%»,
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе-индивидуального предпринимателя <…> (юридический адрес: <…>) <…> (доверенность от 10.06.2012);
заявителя-<…> (адрес места жительства: <…>);
УСТАНОВИЛА:
В Бурятское УФАС России в интерактивной форме «обратная связь» поступило обращение физического лица о нарушении требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон о рекламе) в рекламе «Скидка 20%».
Из обращения следовало, что заявленная в рекламе скидка в размере 20 % при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» не соответствует действительности, в подтверждение представлен чек и рекламный буклет.
В ходе предварительного рассмотрения обращения установлено, что реклама о проведении акции «Скидка 20%» в торговых центрах распространялась в эфире телеканала «Ариг Ус», при этом рекламодателем по договору на рекламное обслуживание выступала <…>; согласно представленному физическим лицом чеку установлено, что продавцом товара является также . <…>.
25.04.2013 Бурятским УФАС России в отношении рекламодателя возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, <…> привлечена к участию в рассмотрении дела в качества ответчика, гражданин <…> в качестве заинтересованного лица.
Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 29.04.2013.
Гражданин <…> свое обращение поддержал и заявил, что индивидуальный предприниматель нарушил действующее законодательство, поскольку он как потребитель рекламы был веден в заблуждение относительно размера скидок и ассортимента, на который распространяется скидка в размере 20 %.
Представитель <…> с вменяемым нарушением Закона о рекламе не согласилась. Заявила, что в рекламе, распространявшейся на телеканале «Ариг ус» имеется информация о предоставлении скидки в размере 20 % только на отделочные материалы и, более того, об условиях акции потребители имели возможность узнать на местах продаж, что также было заявлено в рекламе.
Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила, следующее.
Реклама следующего содержания: «Тссс…! Не говорите никому в Вегос-М и Ольхоне скидка 20 % на всё! Заставка на экране: «Вегос-М» и «Ольхон» скидка 20 %. Сроки акции: с 19 марта по 30 апреля. Скидка распространяется на отделочные материалы. Предложение ограничено. Условия акции на местах продаж. Закадровый голос: Скидка 20 % на весь ассортимент в «Вегос-М» распространялась на телеканале «Ариг Ус» на основании договора на рекламное обслуживание от 01.04.2012, заключенного между <…> и ЗАО «ТРК» Ариг Ус» и заявки <…>на размещение рекламы в период с 01.04.2013 по 07.04.2013.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу указанных норм Закона «О рекламе» распространенная реклама акции «Скидка 20%» на телеканале «Ариг Ус» соответствует понятию рекламы, закрепленном в действующем законодательстве.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что <…> является продавцом товара и лицом, которое определило объект рекламирования.
Статьёй 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с положением о проведении акции «Скидка 20%» (положение утверждено <…>), чтобы стать участником акции необходимо в период с 19 марта по 30 апреля 2013 года приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон» (п. 1.3 положения); при покупке покупатель получает скидку 20 % на отделочные материалы (п. 2.0 положения), при этом согласно п. 2.2 положения скидка не распространяется на товары с минимальной ценой и товары с ограничением скидки, в т.ч. на некоторые отделочные, сантехнические, строительные материалы и товары для дома, перечень которых приведен в положении.
При анализе содержания рекламного видеоролика установлено, что в рекламе выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о распространении скидки в размере 20 % на весь ассортимент товаров в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон», при этом данная информация акцентируется в рекламе дважды.
Иные существенные условия рекламной акции, изложенные в положении о ее проведении, фактически в рекламе не оговариваются и для потребителя недоступны в силу непродолжительности трансляции, хотя формально в рекламе присутствуют. Рекламный видеоролик, а также представленный Карповым рекламный буклет не содержит информации о распространении скидки на ограниченный перечень отделочных материалов, не содержит информации о том, что для участия в акции потребителю необходимо приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей, что является существенной информацией для потребителей рекламы.
Потребитель, будучи введенным в заблуждение содержанием рекламы, сделал обоснованный вывод о распространении скидки в размере 20 % на весь без исключения ассортимент товаров, который реализуется в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон». Таким образом, заявленная в рекламе акции скидка в размере 20 % фактически потребителю при приобретении ни одного из товаров 06.04.2013 не предоставлена, в то время как из содержания рекламы следовало иное.
Нарушение рекламодателем и организатором акции «Скидка 20%» пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданину правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции, которые не должны противоречить.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу «Скидка 20%», поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
«06» мая 2013 года г. Улан-Удэ Дело № 05-121/2-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту-Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
< …>
на основании своего решения от 07.05.2013 по делу № 05-12/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы «Скидка 20%» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. < …> (адрес: < …> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы «Скидка 20 %» в средствах массовой информации, на рекламных конструкциях в наружной рекламе, в местах продаж и т.д.
2. < …> представить в Бурятское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение двух дней со дня исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Бурятское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии < …>
Члены Комиссии < …>
stdClass Object
(
[vid] => 8492
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 05-12/12-2013 о нарушении Закона о рекламе при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8492
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1368422138
[changed] => 1370521341
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370521341
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
06 мая 2013 г. г. Улан-Удэ Дело № 05-12/12-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее-Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело № 05-12/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в рекламе «Скидка 20%» существенной для потребителей рекламы информации, а также недостоверной информации о размере скидок в рекламе «Скидка 20%»,
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе-индивидуального предпринимателя <…> (юридический адрес: <…>) <…> (доверенность от 10.06.2012);
заявителя-<…> (адрес места жительства: <…>);
УСТАНОВИЛА:
В Бурятское УФАС России в интерактивной форме «обратная связь» поступило обращение физического лица о нарушении требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон о рекламе) в рекламе «Скидка 20%».
Из обращения следовало, что заявленная в рекламе скидка в размере 20 % при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» не соответствует действительности, в подтверждение представлен чек и рекламный буклет.
В ходе предварительного рассмотрения обращения установлено, что реклама о проведении акции «Скидка 20%» в торговых центрах распространялась в эфире телеканала «Ариг Ус», при этом рекламодателем по договору на рекламное обслуживание выступала <…>; согласно представленному физическим лицом чеку установлено, что продавцом товара является также . <…>.
25.04.2013 Бурятским УФАС России в отношении рекламодателя возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, <…> привлечена к участию в рассмотрении дела в качества ответчика, гражданин <…> в качестве заинтересованного лица.
Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 29.04.2013.
Гражданин <…> свое обращение поддержал и заявил, что индивидуальный предприниматель нарушил действующее законодательство, поскольку он как потребитель рекламы был веден в заблуждение относительно размера скидок и ассортимента, на который распространяется скидка в размере 20 %.
Представитель <…> с вменяемым нарушением Закона о рекламе не согласилась. Заявила, что в рекламе, распространявшейся на телеканале «Ариг ус» имеется информация о предоставлении скидки в размере 20 % только на отделочные материалы и, более того, об условиях акции потребители имели возможность узнать на местах продаж, что также было заявлено в рекламе.
Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила, следующее.
Реклама следующего содержания: «Тссс…! Не говорите никому в Вегос-М и Ольхоне скидка 20 % на всё! Заставка на экране: «Вегос-М» и «Ольхон» скидка 20 %. Сроки акции: с 19 марта по 30 апреля. Скидка распространяется на отделочные материалы. Предложение ограничено. Условия акции на местах продаж. Закадровый голос: Скидка 20 % на весь ассортимент в «Вегос-М» распространялась на телеканале «Ариг Ус» на основании договора на рекламное обслуживание от 01.04.2012, заключенного между <…> и ЗАО «ТРК» Ариг Ус» и заявки <…>на размещение рекламы в период с 01.04.2013 по 07.04.2013.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу указанных норм Закона «О рекламе» распространенная реклама акции «Скидка 20%» на телеканале «Ариг Ус» соответствует понятию рекламы, закрепленном в действующем законодательстве.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что <…> является продавцом товара и лицом, которое определило объект рекламирования.
Статьёй 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с положением о проведении акции «Скидка 20%» (положение утверждено <…>), чтобы стать участником акции необходимо в период с 19 марта по 30 апреля 2013 года приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон» (п. 1.3 положения); при покупке покупатель получает скидку 20 % на отделочные материалы (п. 2.0 положения), при этом согласно п. 2.2 положения скидка не распространяется на товары с минимальной ценой и товары с ограничением скидки, в т.ч. на некоторые отделочные, сантехнические, строительные материалы и товары для дома, перечень которых приведен в положении.
При анализе содержания рекламного видеоролика установлено, что в рекламе выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о распространении скидки в размере 20 % на весь ассортимент товаров в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон», при этом данная информация акцентируется в рекламе дважды.
Иные существенные условия рекламной акции, изложенные в положении о ее проведении, фактически в рекламе не оговариваются и для потребителя недоступны в силу непродолжительности трансляции, хотя формально в рекламе присутствуют. Рекламный видеоролик, а также представленный Карповым рекламный буклет не содержит информации о распространении скидки на ограниченный перечень отделочных материалов, не содержит информации о том, что для участия в акции потребителю необходимо приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей, что является существенной информацией для потребителей рекламы.
Потребитель, будучи введенным в заблуждение содержанием рекламы, сделал обоснованный вывод о распространении скидки в размере 20 % на весь без исключения ассортимент товаров, который реализуется в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон». Таким образом, заявленная в рекламе акции скидка в размере 20 % фактически потребителю при приобретении ни одного из товаров 06.04.2013 не предоставлена, в то время как из содержания рекламы следовало иное.
Нарушение рекламодателем и организатором акции «Скидка 20%» пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданину правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции, которые не должны противоречить.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу «Скидка 20%», поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
«06» мая 2013 года г. Улан-Удэ Дело № 05-121/2-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту-Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
< …>
на основании своего решения от 07.05.2013 по делу № 05-12/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы «Скидка 20%» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. < …> (адрес: < …> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы «Скидка 20 %» в средствах массовой информации, на рекламных конструкциях в наружной рекламе, в местах продаж и т.д.
2. < …> представить в Бурятское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение двух дней со дня исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Бурятское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии < …>
Члены Комиссии < …>
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
06 мая 2013 г. г. Улан-Удэ Дело № 05-12/12-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее-Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело № 05-12/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в рекламе «Скидка 20%» существенной для потребителей рекламы информации, а также недостоверной информации о размере скидок в рекламе «Скидка 20%»,
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе-индивидуального предпринимателя <…> (юридический адрес: <…>) <…> (доверенность от 10.06.2012);
заявителя-<…> (адрес места жительства: <…>);
УСТАНОВИЛА:
В Бурятское УФАС России в интерактивной форме «обратная связь» поступило обращение физического лица о нарушении требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон о рекламе) в рекламе «Скидка 20%».
Из обращения следовало, что заявленная в рекламе скидка в размере 20 % при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» не соответствует действительности, в подтверждение представлен чек и рекламный буклет.
В ходе предварительного рассмотрения обращения установлено, что реклама о проведении акции «Скидка 20%» в торговых центрах распространялась в эфире телеканала «Ариг Ус», при этом рекламодателем по договору на рекламное обслуживание выступала <…>; согласно представленному физическим лицом чеку установлено, что продавцом товара является также . <…>.
25.04.2013 Бурятским УФАС России в отношении рекламодателя возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, <…> привлечена к участию в рассмотрении дела в качества ответчика, гражданин <…> в качестве заинтересованного лица.
Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 29.04.2013.
Гражданин <…> свое обращение поддержал и заявил, что индивидуальный предприниматель нарушил действующее законодательство, поскольку он как потребитель рекламы был веден в заблуждение относительно размера скидок и ассортимента, на который распространяется скидка в размере 20 %.
Представитель <…> с вменяемым нарушением Закона о рекламе не согласилась. Заявила, что в рекламе, распространявшейся на телеканале «Ариг ус» имеется информация о предоставлении скидки в размере 20 % только на отделочные материалы и, более того, об условиях акции потребители имели возможность узнать на местах продаж, что также было заявлено в рекламе.
Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила, следующее.
Реклама следующего содержания: «Тссс…! Не говорите никому в Вегос-М и Ольхоне скидка 20 % на всё! Заставка на экране: «Вегос-М» и «Ольхон» скидка 20 %. Сроки акции: с 19 марта по 30 апреля. Скидка распространяется на отделочные материалы. Предложение ограничено. Условия акции на местах продаж. Закадровый голос: Скидка 20 % на весь ассортимент в «Вегос-М» распространялась на телеканале «Ариг Ус» на основании договора на рекламное обслуживание от 01.04.2012, заключенного между <…> и ЗАО «ТРК» Ариг Ус» и заявки <…>на размещение рекламы в период с 01.04.2013 по 07.04.2013.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу указанных норм Закона «О рекламе» распространенная реклама акции «Скидка 20%» на телеканале «Ариг Ус» соответствует понятию рекламы, закрепленном в действующем законодательстве.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что <…> является продавцом товара и лицом, которое определило объект рекламирования.
Статьёй 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с положением о проведении акции «Скидка 20%» (положение утверждено <…>), чтобы стать участником акции необходимо в период с 19 марта по 30 апреля 2013 года приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон» (п. 1.3 положения); при покупке покупатель получает скидку 20 % на отделочные материалы (п. 2.0 положения), при этом согласно п. 2.2 положения скидка не распространяется на товары с минимальной ценой и товары с ограничением скидки, в т.ч. на некоторые отделочные, сантехнические, строительные материалы и товары для дома, перечень которых приведен в положении.
При анализе содержания рекламного видеоролика установлено, что в рекламе выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о распространении скидки в размере 20 % на весь ассортимент товаров в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон», при этом данная информация акцентируется в рекламе дважды.
Иные существенные условия рекламной акции, изложенные в положении о ее проведении, фактически в рекламе не оговариваются и для потребителя недоступны в силу непродолжительности трансляции, хотя формально в рекламе присутствуют. Рекламный видеоролик, а также представленный Карповым рекламный буклет не содержит информации о распространении скидки на ограниченный перечень отделочных материалов, не содержит информации о том, что для участия в акции потребителю необходимо приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей, что является существенной информацией для потребителей рекламы.
Потребитель, будучи введенным в заблуждение содержанием рекламы, сделал обоснованный вывод о распространении скидки в размере 20 % на весь без исключения ассортимент товаров, который реализуется в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон». Таким образом, заявленная в рекламе акции скидка в размере 20 % фактически потребителю при приобретении ни одного из товаров 06.04.2013 не предоставлена, в то время как из содержания рекламы следовало иное.
Нарушение рекламодателем и организатором акции «Скидка 20%» пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданину правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции, которые не должны противоречить.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу «Скидка 20%», поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
«06» мая 2013 года г. Улан-Удэ Дело № 05-121/2-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту-Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
< …>
на основании своего решения от 07.05.2013 по делу № 05-12/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы «Скидка 20%» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. < …> (адрес: < …> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы «Скидка 20 %» в средствах массовой информации, на рекламных конструкциях в наружной рекламе, в местах продаж и т.д.
2. < …> представить в Бурятское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение двух дней со дня исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Бурятское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии < …>
Члены Комиссии < …>
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 05-12/12-2013
[format] =>
[safe_value] => 05-12/12-2013
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Реклама «Скидка 20%» при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
[format] => full_html
[safe_value] =>
Реклама «Скидка 20%» при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.
Разъяснения ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции/Разъяснения
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-07 07:58:00
[timezone] => Asia/Irkutsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-05-06 06:00:00
[timezone] => Asia/Irkutsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1368422138
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Бурятское УФАС России
)