Решение по делу № 05-12/12-2013 о нарушении Закона о рекламе при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон»

Номер дела: 05-12/12-2013
Дата публикации: 7 мая 2013, 16:58

 

РЕШЕНИЕ

06 мая  2013 г.                             г. Улан-Удэ             Дело № 05-12/12-2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее-Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 05-12/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в рекламе «Скидка 20%» существенной для потребителей рекламы информации, а также недостоверной информации о размере скидок в рекламе «Скидка 20%»,

в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе-индивидуального предпринимателя <…> (юридический адрес: <…>) <…> (доверенность от 10.06.2012);

заявителя-<…> (адрес места жительства: <…>);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Бурятское УФАС России в интерактивной форме «обратная связь» поступило обращение физического лица о нарушении требований  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон о рекламе) в рекламе «Скидка 20%».

Из обращения следовало, что заявленная в рекламе скидка в размере 20 % при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» не соответствует действительности, в подтверждение представлен чек и рекламный буклет.

В ходе предварительного рассмотрения обращения установлено, что реклама о проведении акции «Скидка 20%» в торговых центрах распространялась в эфире телеканала «Ариг Ус», при этом рекламодателем по договору на рекламное обслуживание выступала <…>; согласно представленному физическим лицом чеку установлено, что продавцом товара является также . <…>.

25.04.2013 Бурятским УФАС России в отношении рекламодателя возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, <…> привлечена к участию в рассмотрении дела в качества ответчика, гражданин <…> в качестве заинтересованного лица.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 29.04.2013.

Гражданин <…> свое обращение поддержал и заявил, что индивидуальный предприниматель нарушил действующее законодательство, поскольку он как потребитель рекламы  был веден в заблуждение относительно размера скидок и ассортимента, на который распространяется скидка в размере 20 %.

Представитель <…> с вменяемым нарушением  Закона о рекламе не согласилась. Заявила, что в рекламе, распространявшейся на телеканале «Ариг ус» имеется информация о предоставлении скидки в размере 20 % только на отделочные материалы и, более того, об условиях акции потребители имели возможность узнать на местах продаж, что также было заявлено в рекламе.

Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила, следующее.

Реклама следующего содержания: «Тссс…! Не говорите никому в Вегос-М и Ольхоне скидка 20 % на всё! Заставка на экране: «Вегос-М» и «Ольхон» скидка 20 %. Сроки акции: с 19 марта по 30 апреля. Скидка распространяется на отделочные материалы. Предложение ограничено. Условия акции на местах продаж. Закадровый голос: Скидка 20 % на весь ассортимент в «Вегос-М» распространялась на телеканале «Ариг Ус» на основании договора на рекламное обслуживание от 01.04.2012, заключенного между  <…> и ЗАО «ТРК» Ариг Ус» и заявки <…>на размещение рекламы в период с 01.04.2013 по 07.04.2013.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу указанных норм Закона «О рекламе» распространенная реклама акции «Скидка 20%» на телеканале «Ариг Ус» соответствует  понятию рекламы, закрепленном в действующем законодательстве.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что <…> является  продавцом товара и лицом, которое определило объект рекламирования.

Статьёй 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с положением о проведении акции «Скидка 20%» (положение утверждено <…>), чтобы стать участником акции необходимо в период с 19 марта по 30 апреля 2013 года приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон» (п. 1.3 положения); при покупке покупатель получает скидку 20 % на отделочные материалы (п. 2.0 положения), при этом согласно п. 2.2 положения скидка не распространяется на товары с минимальной ценой и товары с ограничением скидки, в т.ч. на некоторые отделочные, сантехнические, строительные материалы и товары для дома, перечень которых приведен в положении.

При анализе содержания рекламного видеоролика установлено, что в рекламе выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о распространении скидки в размере 20 % на весь ассортимент  товаров в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон», при этом данная информация акцентируется в рекламе дважды.

Иные существенные условия рекламной акции, изложенные в положении о ее проведении,  фактически в рекламе не оговариваются и для потребителя недоступны в силу непродолжительности трансляции, хотя формально в рекламе присутствуют. Рекламный видеоролик, а также представленный Карповым рекламный буклет не содержит информации о распространении скидки  на ограниченный перечень отделочных материалов, не содержит информации о том, что для участия в акции потребителю необходимо приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей, что является существенной информацией для потребителей рекламы.

Потребитель, будучи введенным в заблуждение содержанием рекламы, сделал обоснованный вывод о распространении скидки в размере 20 % на весь без исключения ассортимент товаров, который реализуется в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон». Таким образом, заявленная в рекламе   акции скидка в размере 20 % фактически потребителю при приобретении ни одного из товаров 06.04.2013 не предоставлена, в то время как из содержания рекламы следовало иное.

Нарушение рекламодателем и организатором акции «Скидка 20%» пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе  посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца  с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданину правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции, которые не должны противоречить.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 и  части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена  на рекламодателя

 Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36

Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу «Скидка 20%», поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Бурятского УФАС России для  возбуждения  дела  об административном   правонарушении,  предусмотренном  статьей  14.3  КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.

Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

Члены Комиссии                                                                 <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе

«06» мая 2013 года            г. Улан-Удэ                   Дело № 05-121/2-2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту-Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

< …>

на основании своего решения от 07.05.2013 по делу № 05-12/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы «Скидка 20%» и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33,   частями 1, 3  статьи  36 Федерального  закона  "О  рекламе",  пунктами  4445  Правил рассмотрения антимонопольным   органом   дел,   возбужденных   по   признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. < …> (адрес: < …> в пятидневный срок  со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы «Скидка 20 %» в средствах массовой информации, на рекламных конструкциях в наружной рекламе, в местах продаж и т.д.

2. < …> представить  в Бурятское УФАС России  письменные доказательства   исполнения    пункта    1   настоящего   предписания в течение двух дней со дня исполнения.  

  

 В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства о рекламе Бурятское УФАС России  вправе  в  соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской

Федерации  об  административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф  в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических  лиц  - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

    Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                          < …>

Члены Комиссии                                                                      < …>

 

stdClass Object ( [vid] => 8492 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 05-12/12-2013 о нарушении Закона о рекламе при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8492 [type] => solution [language] => ru [created] => 1368422138 [changed] => 1370521341 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521341 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

06 мая  2013 г.                             г. Улан-Удэ             Дело № 05-12/12-2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее-Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 05-12/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в рекламе «Скидка 20%» существенной для потребителей рекламы информации, а также недостоверной информации о размере скидок в рекламе «Скидка 20%»,

в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе-индивидуального предпринимателя <…> (юридический адрес: <…>) <…> (доверенность от 10.06.2012);

заявителя-<…> (адрес места жительства: <…>);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Бурятское УФАС России в интерактивной форме «обратная связь» поступило обращение физического лица о нарушении требований  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон о рекламе) в рекламе «Скидка 20%».

Из обращения следовало, что заявленная в рекламе скидка в размере 20 % при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» не соответствует действительности, в подтверждение представлен чек и рекламный буклет.

В ходе предварительного рассмотрения обращения установлено, что реклама о проведении акции «Скидка 20%» в торговых центрах распространялась в эфире телеканала «Ариг Ус», при этом рекламодателем по договору на рекламное обслуживание выступала <…>; согласно представленному физическим лицом чеку установлено, что продавцом товара является также . <…>.

25.04.2013 Бурятским УФАС России в отношении рекламодателя возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, <…> привлечена к участию в рассмотрении дела в качества ответчика, гражданин <…> в качестве заинтересованного лица.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 29.04.2013.

Гражданин <…> свое обращение поддержал и заявил, что индивидуальный предприниматель нарушил действующее законодательство, поскольку он как потребитель рекламы  был веден в заблуждение относительно размера скидок и ассортимента, на который распространяется скидка в размере 20 %.

Представитель <…> с вменяемым нарушением  Закона о рекламе не согласилась. Заявила, что в рекламе, распространявшейся на телеканале «Ариг ус» имеется информация о предоставлении скидки в размере 20 % только на отделочные материалы и, более того, об условиях акции потребители имели возможность узнать на местах продаж, что также было заявлено в рекламе.

Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила, следующее.

Реклама следующего содержания: «Тссс…! Не говорите никому в Вегос-М и Ольхоне скидка 20 % на всё! Заставка на экране: «Вегос-М» и «Ольхон» скидка 20 %. Сроки акции: с 19 марта по 30 апреля. Скидка распространяется на отделочные материалы. Предложение ограничено. Условия акции на местах продаж. Закадровый голос: Скидка 20 % на весь ассортимент в «Вегос-М» распространялась на телеканале «Ариг Ус» на основании договора на рекламное обслуживание от 01.04.2012, заключенного между  <…> и ЗАО «ТРК» Ариг Ус» и заявки <…>на размещение рекламы в период с 01.04.2013 по 07.04.2013.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу указанных норм Закона «О рекламе» распространенная реклама акции «Скидка 20%» на телеканале «Ариг Ус» соответствует  понятию рекламы, закрепленном в действующем законодательстве.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что <…> является  продавцом товара и лицом, которое определило объект рекламирования.

Статьёй 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с положением о проведении акции «Скидка 20%» (положение утверждено <…>), чтобы стать участником акции необходимо в период с 19 марта по 30 апреля 2013 года приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон» (п. 1.3 положения); при покупке покупатель получает скидку 20 % на отделочные материалы (п. 2.0 положения), при этом согласно п. 2.2 положения скидка не распространяется на товары с минимальной ценой и товары с ограничением скидки, в т.ч. на некоторые отделочные, сантехнические, строительные материалы и товары для дома, перечень которых приведен в положении.

При анализе содержания рекламного видеоролика установлено, что в рекламе выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о распространении скидки в размере 20 % на весь ассортимент  товаров в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон», при этом данная информация акцентируется в рекламе дважды.

Иные существенные условия рекламной акции, изложенные в положении о ее проведении,  фактически в рекламе не оговариваются и для потребителя недоступны в силу непродолжительности трансляции, хотя формально в рекламе присутствуют. Рекламный видеоролик, а также представленный Карповым рекламный буклет не содержит информации о распространении скидки  на ограниченный перечень отделочных материалов, не содержит информации о том, что для участия в акции потребителю необходимо приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей, что является существенной информацией для потребителей рекламы.

Потребитель, будучи введенным в заблуждение содержанием рекламы, сделал обоснованный вывод о распространении скидки в размере 20 % на весь без исключения ассортимент товаров, который реализуется в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон». Таким образом, заявленная в рекламе   акции скидка в размере 20 % фактически потребителю при приобретении ни одного из товаров 06.04.2013 не предоставлена, в то время как из содержания рекламы следовало иное.

Нарушение рекламодателем и организатором акции «Скидка 20%» пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе  посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца  с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданину правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции, которые не должны противоречить.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 и  части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена  на рекламодателя

 Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36

Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу «Скидка 20%», поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Бурятского УФАС России для  возбуждения  дела  об административном   правонарушении,  предусмотренном  статьей  14.3  КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.

Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

Члены Комиссии                                                                 <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе

«06» мая 2013 года            г. Улан-Удэ                   Дело № 05-121/2-2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту-Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

< …>

на основании своего решения от 07.05.2013 по делу № 05-12/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы «Скидка 20%» и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33,   частями 1, 3  статьи  36 Федерального  закона  "О  рекламе",  пунктами  4445  Правил рассмотрения антимонопольным   органом   дел,   возбужденных   по   признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. < …> (адрес: < …> в пятидневный срок  со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы «Скидка 20 %» в средствах массовой информации, на рекламных конструкциях в наружной рекламе, в местах продаж и т.д.

2. < …> представить  в Бурятское УФАС России  письменные доказательства   исполнения    пункта    1   настоящего   предписания в течение двух дней со дня исполнения.  

  

 В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства о рекламе Бурятское УФАС России  вправе  в  соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской

Федерации  об  административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф  в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических  лиц  - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

    Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                          < …>

Члены Комиссии                                                                      < …>

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

06 мая  2013 г.                             г. Улан-Удэ             Дело № 05-12/12-2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее-Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело № 05-12/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в рекламе «Скидка 20%» существенной для потребителей рекламы информации, а также недостоверной информации о размере скидок в рекламе «Скидка 20%»,

в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе-индивидуального предпринимателя <…> (юридический адрес: <…>) <…> (доверенность от 10.06.2012);

заявителя-<…> (адрес места жительства: <…>);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Бурятское УФАС России в интерактивной форме «обратная связь» поступило обращение физического лица о нарушении требований  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон о рекламе) в рекламе «Скидка 20%».

Из обращения следовало, что заявленная в рекламе скидка в размере 20 % при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» не соответствует действительности, в подтверждение представлен чек и рекламный буклет.

В ходе предварительного рассмотрения обращения установлено, что реклама о проведении акции «Скидка 20%» в торговых центрах распространялась в эфире телеканала «Ариг Ус», при этом рекламодателем по договору на рекламное обслуживание выступала <…>; согласно представленному физическим лицом чеку установлено, что продавцом товара является также . <…>.

25.04.2013 Бурятским УФАС России в отношении рекламодателя возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, <…> привлечена к участию в рассмотрении дела в качества ответчика, гражданин <…> в качестве заинтересованного лица.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 29.04.2013.

Гражданин <…> свое обращение поддержал и заявил, что индивидуальный предприниматель нарушил действующее законодательство, поскольку он как потребитель рекламы  был веден в заблуждение относительно размера скидок и ассортимента, на который распространяется скидка в размере 20 %.

Представитель <…> с вменяемым нарушением  Закона о рекламе не согласилась. Заявила, что в рекламе, распространявшейся на телеканале «Ариг ус» имеется информация о предоставлении скидки в размере 20 % только на отделочные материалы и, более того, об условиях акции потребители имели возможность узнать на местах продаж, что также было заявлено в рекламе.

Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила, следующее.

Реклама следующего содержания: «Тссс…! Не говорите никому в Вегос-М и Ольхоне скидка 20 % на всё! Заставка на экране: «Вегос-М» и «Ольхон» скидка 20 %. Сроки акции: с 19 марта по 30 апреля. Скидка распространяется на отделочные материалы. Предложение ограничено. Условия акции на местах продаж. Закадровый голос: Скидка 20 % на весь ассортимент в «Вегос-М» распространялась на телеканале «Ариг Ус» на основании договора на рекламное обслуживание от 01.04.2012, заключенного между  <…> и ЗАО «ТРК» Ариг Ус» и заявки <…>на размещение рекламы в период с 01.04.2013 по 07.04.2013.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу указанных норм Закона «О рекламе» распространенная реклама акции «Скидка 20%» на телеканале «Ариг Ус» соответствует  понятию рекламы, закрепленном в действующем законодательстве.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что <…> является  продавцом товара и лицом, которое определило объект рекламирования.

Статьёй 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с положением о проведении акции «Скидка 20%» (положение утверждено <…>), чтобы стать участником акции необходимо в период с 19 марта по 30 апреля 2013 года приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон» (п. 1.3 положения); при покупке покупатель получает скидку 20 % на отделочные материалы (п. 2.0 положения), при этом согласно п. 2.2 положения скидка не распространяется на товары с минимальной ценой и товары с ограничением скидки, в т.ч. на некоторые отделочные, сантехнические, строительные материалы и товары для дома, перечень которых приведен в положении.

При анализе содержания рекламного видеоролика установлено, что в рекламе выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о распространении скидки в размере 20 % на весь ассортимент  товаров в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон», при этом данная информация акцентируется в рекламе дважды.

Иные существенные условия рекламной акции, изложенные в положении о ее проведении,  фактически в рекламе не оговариваются и для потребителя недоступны в силу непродолжительности трансляции, хотя формально в рекламе присутствуют. Рекламный видеоролик, а также представленный Карповым рекламный буклет не содержит информации о распространении скидки  на ограниченный перечень отделочных материалов, не содержит информации о том, что для участия в акции потребителю необходимо приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей, что является существенной информацией для потребителей рекламы.

Потребитель, будучи введенным в заблуждение содержанием рекламы, сделал обоснованный вывод о распространении скидки в размере 20 % на весь без исключения ассортимент товаров, который реализуется в сети магазинов «Вегос-М» и «Ольхон». Таким образом, заявленная в рекламе   акции скидка в размере 20 % фактически потребителю при приобретении ни одного из товаров 06.04.2013 не предоставлена, в то время как из содержания рекламы следовало иное.

Нарушение рекламодателем и организатором акции «Скидка 20%» пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе  посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца  с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданину правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции, которые не должны противоречить.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 и  части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена  на рекламодателя

 Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36

Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу «Скидка 20%», поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Бурятского УФАС России для  возбуждения  дела  об административном   правонарушении,  предусмотренном  статьей  14.3  КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.

Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

Члены Комиссии                                                                 <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе

«06» мая 2013 года            г. Улан-Удэ                   Дело № 05-121/2-2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту-Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

< …>

на основании своего решения от 07.05.2013 по делу № 05-12/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы «Скидка 20%» и  в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33,   частями 1, 3  статьи  36 Федерального  закона  "О  рекламе",  пунктами  4445  Правил рассмотрения антимонопольным   органом   дел,   возбужденных   по   признакам  нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. < …> (адрес: < …> в пятидневный срок  со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы «Скидка 20 %» в средствах массовой информации, на рекламных конструкциях в наружной рекламе, в местах продаж и т.д.

2. < …> представить  в Бурятское УФАС России  письменные доказательства   исполнения    пункта    1   настоящего   предписания в течение двух дней со дня исполнения.  

  

 В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства о рекламе Бурятское УФАС России  вправе  в  соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской

Федерации  об  административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф  в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических  лиц  - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

    Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                          < …>

Члены Комиссии                                                                      < …>

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-12/12-2013 [format] => [safe_value] => 05-12/12-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Реклама «Скидка 20%» при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

[format] => full_html [safe_value] =>

Реклама «Скидка 20%» при реализации товаров в торговых центрах «Вегос-М» и «Ольхон» признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Контроль  рекламы и недобросовестной конкуренции/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-07 07:58:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-06 06:00:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1368422138 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )