Решение по делу № 02-03/59-2012 в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту и Казенного предприятия Республики Бурятия «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений»

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 02-03/59-2012
Дата публикации: 7 ноября 2012, 14:22

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-03/59-2012

о нарушении антимонопольного законодательства

«06» ноября 2012 г.                                                                         г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения оглашена «22» октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «06» ноября 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<……………………………………………>

рассмотрев дело от 17.09.2012 № 02-03/59-2012 по признакам нарушения Республиканским агентством по физической культуре и спорту (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7, Дом Правительства 2) и Казенным предприятием Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7)     статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:      

от ответчика – Республиканского агентства по физической культуре и спорту (далее – Агентство), не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика – Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений»  (далее – Казенное предприятие)  <…> , доверенность от 04.10.2012,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступили материалы из Управления ФСБ России по Республике Бурятия  по обоснованности заключения Агентством государственного контракта с Казенным предприятием на оказание возмездных услуг от 11.05.2012 № 18.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Бурятским УФАС России 17.09.2012 возбуждено дело № 02-03/59-2012 в отношении Агентства и Казенного предприятия по признакам нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  заключении соглашения – государственного контракта на оказание  возмездных услуг от 11.05.2012 № 18 по предоставлению футбольного поля для проведения тренировочных занятий, проведения учебно-тренировочных сборов, республиканских и всероссийских соревнований по футболу, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела 04.10.2012 представитель Агентства по доверенности от   25.09.2012 № Д-245/10-2012 <...> пояснил, что Агентством заключен государственный контракт на оказание  возмездных услуг от 11.05.2012 № 18. На момент заключения контракта возникла потребность в проведении республиканских и всероссийских соревнований по футболу. Футбольное поле в данном случае должно соответствовать стандартам Российского футбольного союза. Представлен стандарт РФС  «Футбольные стадионы», утвержденный постановлением Бюро исполкома Общероссийской общественной организации «Российские футбольные союзы» № 80/4 от 13.12.2011.  Под  данный стандарт подпадает Центральный стадион Республики Бурятия, который находится в оперативном управлении Казенного предприятия. Казенное предприятие создано в соответствии с  постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.02.2008 № 54 «О создании казенного предприятия Республики Бурятия «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений», указанным постановлением определено, что основным предметом деятельности казенного предприятия является оказание услуг по строительству и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры для нужд Республики Бурятия.  Агентство заключило государственный контракт с Казенным предприятием на основании пункта 2 части 5 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов). Считает, что законодательство о размещении заказов не нарушено.

Представитель Казенного предприятия  пояснил, что от Агентства  поступило предложение о заключении госконтракта. Услуги по контракту оказаны в полном объеме, оплата произведена. Центральный стадион Республики Бурятия соответствует стандартам РФС. Заявлено ходатайство об отложении дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств, обосновывающих заключение государственного контракта в соответствии с действующим законодательством

При рассмотрении дела 15.10.2012 представитель Казенного предприятия пояснил, что не согласен с нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, т.к. Казенное предприятие действовало в рамках Устава, согласно пункту 2.1 Устава Казенное предприятие создано, в том числе, для осуществления задач по эксплуатации и содержанию спортивных сооружений, Центральный стадион Республики Бурятия  находится в оперативном управлении предприятия.  Выбор способа размещения государственного заказа осуществляет государственный заказчик, в связи с чем, казенное предприятие не ставило под сомнение заключение государственного контракта. Со стороны предприятия никаких действий по ограничению конкуренции не предпринималось.

При рассмотрении дела  22.10.2012 представителем Казенного предприятия заявлено ходатайство об исключении из числа ответчиков предприятия в связи со следующим, государственный заказчик направил предложение на заключение государственного контракта, предмет которого напрямую связан с эксплуатацией Центрального стадиона. Согласно подпункту «б» пункта 2.2 Устава – за исполнителем закреплено выполнение функций эксплуатирующей организации в отношении спортивно-культурных сооружений и объектов. В связи с чем, Казенное предприятие приняло данное предложение. В соответствии с требованиями Закона о размещении заказов  обязанность по соблюдению порядка, а также выбора способа  размещения государственного заказа лежит на государственном заказчике. Никакого соглашения либо согласованных действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции между государственным заказчиком и исполнителем не заключалось и не производилось. Предприятие не имело намерений каким-либо образом ограничивать либо устранять конкуренцию.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления ответчиков по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.10.2007 № 340, Агентство выступает государственным заказчиком при размещении государственных заказов и заключает договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для исполнения полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также при реализации мероприятий республиканских  целевых программ и для обеспечения нужд Агентства.

11.05.2012 между Агентством и Казенным предприятием заключен государственный  контракт  на оказание возмездных услуг № 18  на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов  на сумму 2 054 400 руб., как с единственным исполнителем.

Предметом государственного контракта  является оказание услуг по предоставлению футбольного поля для проведения тренировочных занятий, проведения учебно-тренировочных сборов, Республиканских и всероссийских соревнований по футболу. Место оказания услуг: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирова, д.1. Срок оказания услуг: с 11.05.2012 по 30.06.2012.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Закона о размещении заказов под размещением заказа у единственного  поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Часть 2 статьи 55 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, именно государственный заказчик – Агентство приняло решение о способе размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – Казенного предприятия.

Ответственность за неверный способ размещения заказа несет заказчик – Агентство.        

Особенностью  субъектного состава нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции является его множественность, то есть нарушение запретов соглашения и согласованных действий двумя и более субъектами:  органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.    Каждый из участников соглашения (согласованных действий) признается нарушившим антимонопольное законодательство, и каждый из участников подлежит привлечению к установленной законом ответственности.  

В рассматриваемом Комиссией случае, в действиях Казенного предприятия по заключению государственного контракта отсутствует нарушение части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Следовательно, Казенное предприятие не является субъектом нарушения статьи 16 Закона о размещении заказов.

Вместе с тем, в действиях Агентства усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предоставлении преимущества Казенному предприятию путем заключения государственного контракта в нарушение Закона о размещении заказов.

Пункт 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов применяется в случаях, когда возникла потребность в  работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти  в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Какой-либо закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий за Казенным предприятием исключительные полномочия в отношении выполняемых им работ, оказываемых услуг отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и  (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Агентством  заключен государственный контракт с Казенным предприятием, которое не обладает исключительными полномочиями на территории Российской Федерации, Республики Бурятия в отношении оказываемых исполнителем услуг, что является нарушением части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

За заключение государственного контракта от 11.05.2012 № 18 с нарушением части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов руководитель Республиканского агентства по физической культуре и спорту признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа (постановление Министерства финансов Республики Бурятия по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 06.09.2012 дело № 428/2012).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-03/59-2012  в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту и  Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» в связи с отсутствием состава нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2.  Рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии                                 

Члены Комиссии:                                                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7954 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 02-03/59-2012 в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту и Казенного предприятия Республики Бурятия «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7954 [type] => solution [language] => ru [created] => 1352784795 [changed] => 1391042768 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391042768 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-03/59-2012

о нарушении антимонопольного законодательства

«06» ноября 2012 г.                                                                         г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения оглашена «22» октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «06» ноября 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<……………………………………………>

рассмотрев дело от 17.09.2012 № 02-03/59-2012 по признакам нарушения Республиканским агентством по физической культуре и спорту (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7, Дом Правительства 2) и Казенным предприятием Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7)     статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:      

от ответчика – Республиканского агентства по физической культуре и спорту (далее – Агентство), не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика – Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений»  (далее – Казенное предприятие)  <…> , доверенность от 04.10.2012,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступили материалы из Управления ФСБ России по Республике Бурятия  по обоснованности заключения Агентством государственного контракта с Казенным предприятием на оказание возмездных услуг от 11.05.2012 № 18.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Бурятским УФАС России 17.09.2012 возбуждено дело № 02-03/59-2012 в отношении Агентства и Казенного предприятия по признакам нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  заключении соглашения – государственного контракта на оказание  возмездных услуг от 11.05.2012 № 18 по предоставлению футбольного поля для проведения тренировочных занятий, проведения учебно-тренировочных сборов, республиканских и всероссийских соревнований по футболу, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела 04.10.2012 представитель Агентства по доверенности от   25.09.2012 № Д-245/10-2012 <...> пояснил, что Агентством заключен государственный контракт на оказание  возмездных услуг от 11.05.2012 № 18. На момент заключения контракта возникла потребность в проведении республиканских и всероссийских соревнований по футболу. Футбольное поле в данном случае должно соответствовать стандартам Российского футбольного союза. Представлен стандарт РФС  «Футбольные стадионы», утвержденный постановлением Бюро исполкома Общероссийской общественной организации «Российские футбольные союзы» № 80/4 от 13.12.2011.  Под  данный стандарт подпадает Центральный стадион Республики Бурятия, который находится в оперативном управлении Казенного предприятия. Казенное предприятие создано в соответствии с  постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.02.2008 № 54 «О создании казенного предприятия Республики Бурятия «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений», указанным постановлением определено, что основным предметом деятельности казенного предприятия является оказание услуг по строительству и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры для нужд Республики Бурятия.  Агентство заключило государственный контракт с Казенным предприятием на основании пункта 2 части 5 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов). Считает, что законодательство о размещении заказов не нарушено.

Представитель Казенного предприятия  пояснил, что от Агентства  поступило предложение о заключении госконтракта. Услуги по контракту оказаны в полном объеме, оплата произведена. Центральный стадион Республики Бурятия соответствует стандартам РФС. Заявлено ходатайство об отложении дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств, обосновывающих заключение государственного контракта в соответствии с действующим законодательством

При рассмотрении дела 15.10.2012 представитель Казенного предприятия пояснил, что не согласен с нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, т.к. Казенное предприятие действовало в рамках Устава, согласно пункту 2.1 Устава Казенное предприятие создано, в том числе, для осуществления задач по эксплуатации и содержанию спортивных сооружений, Центральный стадион Республики Бурятия  находится в оперативном управлении предприятия.  Выбор способа размещения государственного заказа осуществляет государственный заказчик, в связи с чем, казенное предприятие не ставило под сомнение заключение государственного контракта. Со стороны предприятия никаких действий по ограничению конкуренции не предпринималось.

При рассмотрении дела  22.10.2012 представителем Казенного предприятия заявлено ходатайство об исключении из числа ответчиков предприятия в связи со следующим, государственный заказчик направил предложение на заключение государственного контракта, предмет которого напрямую связан с эксплуатацией Центрального стадиона. Согласно подпункту «б» пункта 2.2 Устава – за исполнителем закреплено выполнение функций эксплуатирующей организации в отношении спортивно-культурных сооружений и объектов. В связи с чем, Казенное предприятие приняло данное предложение. В соответствии с требованиями Закона о размещении заказов  обязанность по соблюдению порядка, а также выбора способа  размещения государственного заказа лежит на государственном заказчике. Никакого соглашения либо согласованных действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции между государственным заказчиком и исполнителем не заключалось и не производилось. Предприятие не имело намерений каким-либо образом ограничивать либо устранять конкуренцию.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления ответчиков по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.10.2007 № 340, Агентство выступает государственным заказчиком при размещении государственных заказов и заключает договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для исполнения полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также при реализации мероприятий республиканских  целевых программ и для обеспечения нужд Агентства.

11.05.2012 между Агентством и Казенным предприятием заключен государственный  контракт  на оказание возмездных услуг № 18  на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов  на сумму 2 054 400 руб., как с единственным исполнителем.

Предметом государственного контракта  является оказание услуг по предоставлению футбольного поля для проведения тренировочных занятий, проведения учебно-тренировочных сборов, Республиканских и всероссийских соревнований по футболу. Место оказания услуг: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирова, д.1. Срок оказания услуг: с 11.05.2012 по 30.06.2012.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Закона о размещении заказов под размещением заказа у единственного  поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Часть 2 статьи 55 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, именно государственный заказчик – Агентство приняло решение о способе размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – Казенного предприятия.

Ответственность за неверный способ размещения заказа несет заказчик – Агентство.        

Особенностью  субъектного состава нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции является его множественность, то есть нарушение запретов соглашения и согласованных действий двумя и более субъектами:  органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.    Каждый из участников соглашения (согласованных действий) признается нарушившим антимонопольное законодательство, и каждый из участников подлежит привлечению к установленной законом ответственности.  

В рассматриваемом Комиссией случае, в действиях Казенного предприятия по заключению государственного контракта отсутствует нарушение части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Следовательно, Казенное предприятие не является субъектом нарушения статьи 16 Закона о размещении заказов.

Вместе с тем, в действиях Агентства усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предоставлении преимущества Казенному предприятию путем заключения государственного контракта в нарушение Закона о размещении заказов.

Пункт 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов применяется в случаях, когда возникла потребность в  работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти  в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Какой-либо закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий за Казенным предприятием исключительные полномочия в отношении выполняемых им работ, оказываемых услуг отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и  (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Агентством  заключен государственный контракт с Казенным предприятием, которое не обладает исключительными полномочиями на территории Российской Федерации, Республики Бурятия в отношении оказываемых исполнителем услуг, что является нарушением части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

За заключение государственного контракта от 11.05.2012 № 18 с нарушением части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов руководитель Республиканского агентства по физической культуре и спорту признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа (постановление Министерства финансов Республики Бурятия по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 06.09.2012 дело № 428/2012).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-03/59-2012  в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту и  Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» в связи с отсутствием состава нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2.  Рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии                                 

Члены Комиссии:                                                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-03/59-2012

о нарушении антимонопольного законодательства

«06» ноября 2012 г.                                                                         г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения оглашена «22» октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено «06» ноября 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<……………………………………………>

рассмотрев дело от 17.09.2012 № 02-03/59-2012 по признакам нарушения Республиканским агентством по физической культуре и спорту (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7, Дом Правительства 2) и Казенным предприятием Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 7)     статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:      

от ответчика – Республиканского агентства по физической культуре и спорту (далее – Агентство), не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика – Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений»  (далее – Казенное предприятие)  <…> , доверенность от 04.10.2012,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступили материалы из Управления ФСБ России по Республике Бурятия  по обоснованности заключения Агентством государственного контракта с Казенным предприятием на оказание возмездных услуг от 11.05.2012 № 18.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Бурятским УФАС России 17.09.2012 возбуждено дело № 02-03/59-2012 в отношении Агентства и Казенного предприятия по признакам нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  заключении соглашения – государственного контракта на оказание  возмездных услуг от 11.05.2012 № 18 по предоставлению футбольного поля для проведения тренировочных занятий, проведения учебно-тренировочных сборов, республиканских и всероссийских соревнований по футболу, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела 04.10.2012 представитель Агентства по доверенности от   25.09.2012 № Д-245/10-2012 <...> пояснил, что Агентством заключен государственный контракт на оказание  возмездных услуг от 11.05.2012 № 18. На момент заключения контракта возникла потребность в проведении республиканских и всероссийских соревнований по футболу. Футбольное поле в данном случае должно соответствовать стандартам Российского футбольного союза. Представлен стандарт РФС  «Футбольные стадионы», утвержденный постановлением Бюро исполкома Общероссийской общественной организации «Российские футбольные союзы» № 80/4 от 13.12.2011.  Под  данный стандарт подпадает Центральный стадион Республики Бурятия, который находится в оперативном управлении Казенного предприятия. Казенное предприятие создано в соответствии с  постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.02.2008 № 54 «О создании казенного предприятия Республики Бурятия «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений», указанным постановлением определено, что основным предметом деятельности казенного предприятия является оказание услуг по строительству и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры для нужд Республики Бурятия.  Агентство заключило государственный контракт с Казенным предприятием на основании пункта 2 части 5 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов). Считает, что законодательство о размещении заказов не нарушено.

Представитель Казенного предприятия  пояснил, что от Агентства  поступило предложение о заключении госконтракта. Услуги по контракту оказаны в полном объеме, оплата произведена. Центральный стадион Республики Бурятия соответствует стандартам РФС. Заявлено ходатайство об отложении дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств, обосновывающих заключение государственного контракта в соответствии с действующим законодательством

При рассмотрении дела 15.10.2012 представитель Казенного предприятия пояснил, что не согласен с нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, т.к. Казенное предприятие действовало в рамках Устава, согласно пункту 2.1 Устава Казенное предприятие создано, в том числе, для осуществления задач по эксплуатации и содержанию спортивных сооружений, Центральный стадион Республики Бурятия  находится в оперативном управлении предприятия.  Выбор способа размещения государственного заказа осуществляет государственный заказчик, в связи с чем, казенное предприятие не ставило под сомнение заключение государственного контракта. Со стороны предприятия никаких действий по ограничению конкуренции не предпринималось.

При рассмотрении дела  22.10.2012 представителем Казенного предприятия заявлено ходатайство об исключении из числа ответчиков предприятия в связи со следующим, государственный заказчик направил предложение на заключение государственного контракта, предмет которого напрямую связан с эксплуатацией Центрального стадиона. Согласно подпункту «б» пункта 2.2 Устава – за исполнителем закреплено выполнение функций эксплуатирующей организации в отношении спортивно-культурных сооружений и объектов. В связи с чем, Казенное предприятие приняло данное предложение. В соответствии с требованиями Закона о размещении заказов  обязанность по соблюдению порядка, а также выбора способа  размещения государственного заказа лежит на государственном заказчике. Никакого соглашения либо согласованных действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции между государственным заказчиком и исполнителем не заключалось и не производилось. Предприятие не имело намерений каким-либо образом ограничивать либо устранять конкуренцию.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления ответчиков по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с Положением об Агентстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.10.2007 № 340, Агентство выступает государственным заказчиком при размещении государственных заказов и заключает договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для исполнения полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также при реализации мероприятий республиканских  целевых программ и для обеспечения нужд Агентства.

11.05.2012 между Агентством и Казенным предприятием заключен государственный  контракт  на оказание возмездных услуг № 18  на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов  на сумму 2 054 400 руб., как с единственным исполнителем.

Предметом государственного контракта  является оказание услуг по предоставлению футбольного поля для проведения тренировочных занятий, проведения учебно-тренировочных сборов, Республиканских и всероссийских соревнований по футболу. Место оказания услуг: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Кирова, д.1. Срок оказания услуг: с 11.05.2012 по 30.06.2012.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Закона о размещении заказов под размещением заказа у единственного  поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Часть 2 статьи 55 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, именно государственный заказчик – Агентство приняло решение о способе размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – Казенного предприятия.

Ответственность за неверный способ размещения заказа несет заказчик – Агентство.        

Особенностью  субъектного состава нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции является его множественность, то есть нарушение запретов соглашения и согласованных действий двумя и более субъектами:  органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.    Каждый из участников соглашения (согласованных действий) признается нарушившим антимонопольное законодательство, и каждый из участников подлежит привлечению к установленной законом ответственности.  

В рассматриваемом Комиссией случае, в действиях Казенного предприятия по заключению государственного контракта отсутствует нарушение части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Следовательно, Казенное предприятие не является субъектом нарушения статьи 16 Закона о размещении заказов.

Вместе с тем, в действиях Агентства усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предоставлении преимущества Казенному предприятию путем заключения государственного контракта в нарушение Закона о размещении заказов.

Пункт 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов применяется в случаях, когда возникла потребность в  работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти  в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Какой-либо закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий за Казенным предприятием исключительные полномочия в отношении выполняемых им работ, оказываемых услуг отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и  (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Агентством  заключен государственный контракт с Казенным предприятием, которое не обладает исключительными полномочиями на территории Российской Федерации, Республики Бурятия в отношении оказываемых исполнителем услуг, что является нарушением части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

За заключение государственного контракта от 11.05.2012 № 18 с нарушением части 3 статьи 10, пункта 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов руководитель Республиканского агентства по физической культуре и спорту признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа (постановление Министерства финансов Республики Бурятия по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 06.09.2012 дело № 428/2012).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-03/59-2012  в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту и  Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» в связи с отсутствием состава нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2.  Рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии                                 

Члены Комиссии:                                                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-03/59-2012 [format] => [safe_value] => 02-03/59-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-03/59-2012, возбужденного  в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту и  Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений», прекращено в связи с отсутствием состава нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции.

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-03/59-2012, возбужденного  в отношении Республиканского агентства по физической культуре и спорту и  Казенного предприятия Республики Бурятия  «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений», прекращено в связи с отсутствием состава нарушения  статьи 16 Закона о защите конкуренции.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-07 05:22:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-22 05:22:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1352784795 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )