• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Принятие муниципальных программ развития конкуренции поможет поддержать субъектов малого предпринимательства в сфере торговли

Как развивать розничную торговлю продовольственных товаров в муниципальных образованиях республики обсудили на круглом столе, проведенном Бурятским УФАС России совместно с Минпромторгом Республики Бурятии 25 февраля т.г. в стенах республиканского правительства.

Тема была выбрана не случайно. В управление периодически поступают необоснованные жалобы от субъектов малого предпринимательства на притеснения со стороны торговых сетей.

Специалисты управления разъяснили представителям комитета по потребительскому рынку Народного Хурала РБ, муниципальных районов, Общественной палаты республики, потребкооперации, торговых сетей и другим участникам круглого стола  о мерах антимонопольного регулирования в области торговой деятельности, применяемых не только к хозяйствующим субъектам, но и к органам власти при необходимости, в установленных действующим законодательством случаях.

Наибольший интерес вызвала информация  о норме закона о торговле (статья 14 № 381-ФЗ), устанавливающей пределы расширения торговых сетей, их предельную долю присутствия на товарном рынке.

Ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности касаются только тех торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа.

Так, согласно данным анализа, проводимого ежегодно Бурятским УФАС России, совокупная доля торговых сетей (наиболее крупных представителей, таких как Абсолют, Титан, Надежда, Стам, Николаевский, Либерти) в республике не превысила 26 % в 2012 году, 36% - в границах г. Улан-Удэ. 

При этом в разрезе районов республики, доля ни одного хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную реализацию продовольственными товарами посредством организации торговой сети, также не превысила 25%.

Исключение составляет присутствие торговой сети «Абсолют» в границах МО «Селенгинский район». Этот хозяйствующий субъект зашел в конце 2011 года  на товарный рынок района и уже по итогам расчетов за 2012 год его доля перешла за рубеж, установленный законом о торговле. Это означает, что в отношении торговой сети «Абсолют» теперь действует запрет на приобретение дополнительной площади в границах Селенгинского района, будь то аренда или строительство, либо приобретение в собственность торговых объектов.

Также закон о торговле содержит антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, которые касаются прав и обязанностей продавцов и поставщиков при заключении договоров.

Бурятское УФАС России за 2010-2012 годы  провело внеплановые проверки всех крупных торговых сетей г. Улан-Удэ и рассмотрело 20 дел по выявленным в ходе проверок нарушениям в части установления в договорах поставок продтоваров запрета на перемену лиц в обязательстве (часть 10 статьи 9 № 381-ФЗ), включения в договоры условий о совершении торговой сетью услуг по рекламированию товаров (часть 12 статьи 9 № 381-ФЗ), виновные лица привлекались к административной ответственности. Правомерность принятых решений была подтверждена судами по трем решениям и предписаниям.

Правила и запреты по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий органов власти установлены законом о защите конкуренции (статьи 15-21 № 135-ФЗ).

Заместитель министра торговли А.А. Оловянников рассказал о ведении торгового реестра, обеспеченности торговыми площадями в республике, об иных индикаторах торговли и мерах, применяемых правительством республики для развития торговли.

- Предлагаю ликвидировать потребкооперацию в отдаленных селах республики и просить зайти торговые сети в малые села, - задал эмоциональный тон выступлениям председатель Буркоопсоюза Л.А. Бляхер.

- Я чувствую наезд на торговые сети, - заметил гендиректор ПК «Титан» В.В. Бредний. - Нам никто не помогал, мы сами, на свой страх и риск, под высокие банковские проценты развивали торговлю в республике.

- Многие проблемы могли бы решить муниципальные программы развития конкуренции, «дорожные карты», - подытожила руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова. - Программа не предусматривает специального финансирования, а представляет серьезный инструмент повышения финансовой отдачи экономики. В программу могут быть включены иные целевые программы, имеющие соответствующее финансирование.

В результате внедрения такой программы ликвидируются административные барьеры, создаются благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Так, не требуется согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, если есть утвержденная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а такая программа может быть частью программы развития конкуренции. 

Многие субъекты Российской Федерации в инициативном порядке приняли программы развития конкуренции, не дожидаясь принятия запланированных стандартов на федеральном уровне.

По итогам круглого стола участники приняли следующий проект решения за основу:

1. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия рассмотреть возможность создания комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего бизнеса, в т.ч. с целью принятия решения о разработке республиканской программы развития конкуренции («дорожной карты»).

2. Рекомендовать Главам муниципальных образований РБ:

2.1. Организовать работу по сбору информации о хозяйствующих субъектах в сфере торговли для  внесения в Торговый реестр.

2.2. Выделять земельные участки под строительство магазинов в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, которые учитывают равномерное распределение всех форматов торговли и позволяют сохранить существующую инфраструктуру согласно действующему законодательству.

2.3. Рассмотреть возможность разработки муниципальных программ развития конкуренции («дорожных карт») на 2014-2015 годы.

3. Рекомендовать сетевым структурам:

3.1. Предоставлять торговые площадки местным товаропроизводителям, в соответствии с действующим законодательством.

3.2. Организовать мелкооптовую торговлю.