УФАС приняло участие в межведомственной рабочей группе по мониторингу ситуации с обеспечением нефтепродуктами в Бурятии

 

21 ноября 2012 года на заседании межведомственной рабочей группы, проведенной заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия по развитию инфраструктуры Н.М. Зубаревым, по вопросам, связанным с  обеспечением  нефтепродуктами на территории Республики Бурятия,  Бурятское УФАС России сообщило о мерах антимонопольного реагирования на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов.

По заданию ФАС России УФАС проводит ежедневный, еженедельный мониторинги цен на нефтепродукты. Ранее, УФАС сообщало, что повышение оптовых и розничных цен на нефтепродукты, зафиксированное в августе-сентябре 2012 года, происходит более медленными темпами, чем повышение закупочных цен.

За период с 1 августа по 20 ноября т.г. прирост средних розничных цен составил от 6,5 до 16% в зависимости от марок бензина. Прирост оптовых цен составил от 8 до 25%. Повышение оптовых и розничных цен обусловлено ростом закупочных цен, прирост составил от 18 до 27% в разрезе марок нефтепродуктов. 

С начала ноября т.г.  по состоянию на 20 ноября прирост розничных цен составил от 1 до 4% в разрезе марок нефтепродуктов,  оптовые цены выросли на 3%, закупочные цены выросли на 3-8%.

В настоящее время, Управлением признаков нарушения антимонопольного законодательства  на рынках нефтепродуктов не выявлено.

Далее, по результатам обсуждения заключения о целесообразности создания резервов нефтепродуктов для бесперебойного обеспечения потребителей, подготовленного Министерством экономики Республики Бурятия во исполнение поручения, данного на предыдущем заседании Группы в июне т.г., участники совещания пришли к мнению, что в отсутствие специальных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов на рынках нефтепродуктов, принятие указанных организационных мер не представляется возможным.

В связи с этим, УФАС отметило, что Федеральная антимонопольная служба внесла на обсуждение в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации».

Реализация данного законопроекта позволит усовершенствовать законодательство в нефтяной отрасли, обеспечить прозрачность ценообразования, упростить процедуру организации торговой деятельности для субъектов мелкооптовой и розничной торговли, а также создать основу для формирования рыночного и недискриминационного механизма реализации нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, в данном законопроекте формулируются требования к обеспечению доступа к инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе недискриминационный доступ к хранилищам моторного топлива (в случае если доля емкости хранилища превышает 35 % от общей емкости хранилищ в субъекте Российской Федерации), а также приоритетность представления услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов для покупателей на биржевых торгах.

В законопроекте также установлено, что независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК.

Законопроектом закреплен правовой статус субъектов правовых отношений при обороте нефти и нефтепродуктов, такие как: обязанность раскрытия информации, в том числе, об остатках нефтепродуктов на нефтебазах (хранилищах нефтепродуктов), обязанность вести раздельный учет по видам деятельности (в разрезе отдельных видов нефтепродуктов) в целях формирования справедливых цен внутреннего рынка.

Более того, законопроектом регламентируется ответственность за неисполнение требований указанного законопроекта, а также предусматривается принудительная реорганизация судом по иску антимонопольного органа юридического лица, не соблюдающего требования  законопроекта.

Законопроект призван  путем установления требований к организации и осуществлению торговли нефтью и нефтепродуктами обеспечить единство экономического пространства в Российской Федерации; обеспечить соблюдение прав и законных интересов юридических и физических лиц, осуществляющих торговлю нефтью и нефтепродуктами, баланса экономических интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей; создание условий для эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов.