Новое о защите детей в рекламе

 

С 1 сентября 2012 года вступили в силу изменения в закон о рекламе (№ 38-ФЗ), внесённые в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Часть 4 статьи 5 закона о рекламе дополнена новым пунктом 5, согласно которому реклама не должна содержать информацию порнографического характера, понятие которой содержится в статье 2 закона о защите детей.

Одновременно, часть 10 статьи 5 закона о рекламе изложена в новой редакции: не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Кроме того, с 1 сентября 2012 года изменяется пункт 6 статьи 6 закона о рекламе, устанавливающий запрет на показ в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью. Новая редакция указанной нормы раскрывает ранее введённый в данной статье термин «опасные ситуации», определяя, что к ним, в том числе, относятся ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью несовершеннолетних, в том числе к причинению вреда своему здоровью. Однако данные ситуации не являются единственно возможными опасными ситуациями, соответственно, если в рекламе несовершеннолетние показываются в иных опасных ситуациях, такая реклама также должна признаваться нарушающей пункт 6 статьи 6 закона о рекламе.

Наиболее существенные из указанных изменений в закон о рекламе связаны с введением новых частей 10.1 и 10.2 статьи 5 закона о рекламе, согласно которым не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями закона о защите детей, без указания её категории, данной во 2 главе закона о защите.

При этом категория информационной продукции может обозначаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Вместе с тем, нормы закона о рекламе не закрепляют, каким именно образом должно быть сделано указание на категорию информационной продукции в рекламе. Соответственно, такое указание может быть сделано любым способом, позволяющим обозначить категорию рекламируемой информационной продукции: как предусмотренным законом о защите детей, так и иным образом.

Необходимо отметить, что указанное требование части 10.1 статьи 5 закона о рекламе распространяется только на рекламу информационной продукции, на рекламу иных товаров или услуг оно не распространяется.

Согласно статье 2 закона о защите детей под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи. Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу товаров, не подпадающих под понятие информационной продукции.

Введенной частью 10.2 статьи 5 закона о рекламе не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещённую для распространения среди детей, в соответствии с законом о защите детей, в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Информация, запрещённая для распространения среди детей, указана в части 2 статьи 5 закона о защите детей. К таковой относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных законом; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера.

Соответственно, в случае если в рекламе размещается информация вышеупомянутого характера, такая реклама не может размещаться в организациях, указанных в части 10.2 статьи 5 закона о рекламе, и на расстоянии менее 100 метров от них.

Ответственность за нарушение частей 10.1 и 10.2 статьи 5 закона о рекламе, согласно части 7 статьи 38 данного закона, несёт рекламораспространитель.