УФАС оштрафовало кредитный потребительский кооператив «Экспресс деньги» за ненадлежащую рекламу финансовой услуги

 

14.09.2012 г. управление наложило административный штраф в размере 100 тысяч рублей на кредитный потребительский кооператив «Экспресс деньги» по факту распространения ненадлежащей рекламы в нарушение общих требований к рекламе и требований к рекламе финансовых услуг (часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 закона о рекламе № 38-ФЗ).

В УФАС поступило обращение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о распространении рекламы финансовой услуги в эфире телеканала ООО «Телекомпания «МИР-Бурятия».

С 11 по 17 июня т.г. распространялась звуковая информация следующего содержания: «Принимаем сбережения граждан под 35% годовых. Все сбережения застрахованы. Телефон 22-10-11». При этом на телеэкранах размещалась визуальная информация крупным шрифтом: «Экспресс деньги. Все сбережения застрахованы. Быстрые займы. Экспресс деньги. Надежные сбережения. Принимаем сбережения под 35% годовых. 8 (3012) 22-10-11. Г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 11, оф. 314».

И в нижней части рекламного ролика - мелким шрифтом: «Кредитный потребительский кооператив ЭКСПРЕСС ДЕНЬГИ. ОГРН 1113850037201 от 23.09.2011. Деятельность КПК не подлежит обязательному лицензированию и осуществляется в соответствии с ФЗ № 190 «О кредитной кооперации» от 18.07.2009. Сбережения принимаются под 35 процентов годовых. Минимальная сумма сбережений – 20 000, существуют две программы: полугодовая (6 месяцев) и годовая (12 месяцев). Возможно ежемесячное получение процентов. Все сбережения застрахованы в ЗАО СК Инвестстрах. С начисленных сумм компенсаций кооперативом удерживаются и перечисляются в бюджет суммы налога на доходы с физических лиц в соответствии с Российским Налоговым Законодательством. Более подробную информацию можно получить в офисе кооператива по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 11, офис 314, либо по телефону 8 (3012) 22-10-11. Сбережения принимаются только от членов кооператива. Минимальная сумма вступительного взноса 50 рублей».

УФАС установило, что в видеоролике выделены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы и заёмщика условия. Формальное наличие в рекламе финансовой услуги обязательной для потребителей рекламы информации, изложенной мелким шрифтом, а также недостаточная продолжительность трансляции ролика не позволяют потребителю воспринять данные сведения, сделать осознанный выбор.

Соответственно, такое указание условий не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно стоимости предлагаемой услуги и возможности ее получения. Кроме того, в рекламе озвучивается процентная ставка (35% годовых), но при этом отсутствует указание на остальные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица.

УФАС пришло к выводу, что потребителю невозможно прочесть информацию, написанную мелким шрифтом. Несмотря на формальное (обязательное) наличие в рекламе существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, а именно, об озвученной процентной ставке, форма представления остальных условий сбережений такова, что они потребителями не воспринимаются.