Реклама услуг КПК «ЭКСПРЕСС ДЕНЬГИ» не соответствует требованиям Закона о рекламе

 

По результатам рассмотрения дела, состоявшегося 14 августа 2012 года, возбужденного по обращению Министерства имущественных и земельных отношений РБ, управление признало не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламу финансовой услуги, предоставляемой кредитным потребительским кооперативом «ЭКСПРЕСС ДЕНЬГИ».

Реклама финансовой услуги КПК «Экспресс деньги» содержала звуковую и визуальную информацию.

Озвучивалась следующая информация: «Принимаем сбережения граждан под 35% годовых. Все сбережения застрахованы. Телефон 22-10-11».

В визуальной части рекламы содержалось:

крупным шрифтом - «Экспресс деньги. Все сбережения застрахованы. Быстрые займы. Экспресс деньги. Надежные сбережения. Принимаем сбережения под 35% годовых. 8 (3012) 22-10-11. Г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 11, оф. 314»;

мелким шрифтом в нижней части рекламного ролика - «Кредитный потребительский кооператив ЭКСПРЕСС ДЕНЬГИ. ОГРН 1113850037201 от 23.09.2011. Деятельность КПК не подлежит обязательному лицензированию и осуществляется в соответствии с ФЗ № 190 «О кредитной кооперации» от 18.07.2009. Сбережения принимаются под 35 процентов годовых. Минимальная сумма сбережений – 20 000, существуют две программы: полугодовая (6 месяцев) и годовая (12 месяцев). Возможно ежемесячное получение процентов. Все сбережения застрахованы в ЗАО СК Инвестстрах. С начисленных сумм компенсаций кооперативом удерживаются и перечисляются в бюджет суммы налога на доходы с физических лиц в соответствии с Российским Налоговым Законодательством. Более подробную информацию можно получить в офисе кооператива по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 11, офис 314, либо по телефону 8 (3012) 22-10-11. Сбережения принимаются только от членов кооператива. Минимальная сумма вступительного взноса 50 рублей».

Реклама распространялась в эфире телеканала ООО «Телекомпания «МИР-Бурятия» с 11.06.2012 по 17.06.2012.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе  установлен запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Комиссией установлено, что в видеоролике выделены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы и заёмщика условия. Формальное наличие в рекламе финансовой услуги обязательной для потребителей рекламы информации, изложенной мелким шрифтом, незначительное время показа ролика не позволяют потребителю воспринимать данные сведения. Соответственно, такое указание условий не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно стоимости предлагаемой услуги и возможности ее получения.

Кроме того, в рекламе озвучивается процентная ставка (35% годовых), но при этом отсутствует указание на остальные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица.

Таким образом, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, а именно озвученной процентной ставке, форма представления остальных условий сбережений такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют.