Правомерность решения УФАС о признании действий ОАО «Бурятнефтепродукт» на рынке розничной реализации ГСМ недобросовестной конкуренцией подтверждена судом

Арбитражный суд Республики Бурятия 14 апреля 2011 года объявил резолютивную часть решения об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО «Бурятнефтепродукт» о признании недействительными решения и предписания Бурятского УФАС России от 29 ноября 2010 года, незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа по части 1 статьи 14.33 «Недобросовестная конкуренция» КоАП РФ.

Ранее Комиссия Бурятского УФАС России по результатам рассмотрения дела признала ОАО «Бурятнефтепродукт» нарушившим требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено в июне 2010 года по результатам рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов (ООО «Петрол Премиум», ООО «Октан Плюс», ИП Власов) при наличии признаков злоупотребления ОАО «Бурятнефтепродукт» в части «замораживания» розничных цен на нефтепродукты, реализуемые им через собственную сеть АЗС, при росте отпускных цен реализации мелким оптом.

В ходе рассмотрения дела были установлено и подтверждено доказательствами отсутствие возможности у хозяйствующих субъектов, действующих на рынке розничной реализации нефтепродуктов, изменять розничные цены (при неизменении цен конкурентом, занимающим доминирующее положение) соответственно произошедшим изменениям оптовой цены, что приводит к потере эффективности деятельности, потере конкурентоспособности.

В результате осуществления ОАО «Бурятнефтепродукт» в течение 2009 года, 1 квартала 2010 года политики сдерживания роста цен, фактически снижения цен, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке розничной реализации нефтепродуктов в границах г. Улан-Удэ, ограничивая, тем самым, конкуренцию и воздействуя в одностороннем порядке на общие условия обращения товара (нефтепродуктов) на товарном рынке (пункт 17  статьи 5 Закона о защите конкуренции). Остальные хозяйствующие субъекты, не имея возможности устанавливать более низкие, чем у ОАО «Бурятнефтепродукт», цены, вынуждены были следовать за ним.

Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «Бурятнефтепродукт» по сдерживанию роста розничных цен (установлению низких цен) при постоянном (устойчивом) росте закупочных и оптовых цен на автомобильные бензины марок Нормаль-80, Регуляр-92, дизельное топливо в период 2009 год, 1 квартал 2010 года являются недобросовестной конкуренцией, т.к. направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам и нарушают часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в соответствии с которой установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.