Суд кассационной инстанции подтвердил: решение и предписание Бурятского УФАС России в отношении ОАО «МРСК Сибири» законно и обоснованно

2 февраля 2011 года Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа оставлены в силе решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 мая 2010 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20  октября 2010 года, которыми было отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «МРСК Сибири» о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 февраля 2009 года.

По результатам рассмотрения дела, возбужденного в декабре 2008 года по заявлениям физических лиц (далее – Заявители), Бурятским УФАС России были признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «МРСК Сибири».

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в злоупотреблении ОАО «МРСК Сибири» доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов других лиц, в части:

·                   необоснованного отказа от заключения договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям с Заявителями в точках присоединения от опор на вводах в их дома при  наличии экономической и технологической возможности;

·                   создания дискриминационных условий при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств указанных лиц.   

 

История нарушения следующая.

В 2005 году Администрацией Тарбагатайского района были выделены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в местности Саянтуй в отсутствие инженерной инфраструктуры, в т.ч. Заявителям.

Один из Заявителей обратился в сетевую организацию «Бурятэнерго» (ставшую филиалом ОАО «МРСК Сибири» с 2006 года) на предмет подключения жилого дома к электрическим сетям.

ОАО «Бурятэнерго» выдало технические условия (далее – ТУ) на присоединение от трансформаторной подстанции (далее – ТП), находящейся на балансе организации, определив заявителя «ответственным застройщиком». Во исполнение выданных ТУ заявитель и ещё 21 индивидуальный застройщик построили на собственные средства линию энергоснабжения и предложили принять её на  баланс сетевой организации, в чем потребителям было отказано.

В соответствии с ТУ точкой присоединения являлась ТП, где был установлен прибор учета электроэнергии. Заявителем был заключен договор с ОАО «Бурятэнергосбыт», в соответствии с условиями которого он оплачивал за коллективно потребленную электроэнергию по показаниям прибора учета за себя и 21 потребителя, осуществляя сбор денежных средств, фактически взяв на себя обязанности энергоснабжающей организации.

Спустя три года заявитель решил воспользоваться своим законным правом рассчитываться за потребленную электроэнергию по  показаниям индивидуального прибора учета, установленного в его жилом доме, вновь обратившись в сетевую организацию. Для этого требовалось изменить точку присоединения (точку поставки) электроэнергии с ТП на опору на вводе в дом.

В соответствии с Правилами технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), изменение точки поставки влечет необходимость выполнения процедуры технологического присоединения заново. Комплекс мероприятий по технологическому присоединению включает в себя: 1) подача заявки потребителем; 2) заключение договора об осуществлении технологического присоединения; 3) выдача ТУ; 4) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором (при этом, физическое лицо выполняет эти мероприятия только в границах своего земельного участка); 5) составление акта о техприсоединении и акта разграничения балансовой принадлежности.

ОАО «МРСК Сибири» отказало потребителю в осуществлении мероприятий, сославшись на отсутствие технической возможности (отсутствие поблизости от заявителя сетей, принадлежащих организации).

В соответствии с пунктом 3 Правил мероприятия по технологическому присоединению физических лиц (бытовых потребителей) должны быть исполнены сетевой организацией вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности.

 

По результатам рассмотрения дела Бурятским УФАС России 20 февраля 2009 года было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ОАО «МРСК Сибири», а именно ОАО «МРСК Сибири» было предписано выдать технические условия Заявителям и заключить договоры на технологическое присоединение с указанными лицами в точках присоединения от опор на вводах в их дома.

 

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, изучив материалы дела, обстоятельства по делу, не нашел оснований для удовлетворения исковых требований ОАО «МРСК Сибири» и пришел к выводу о правомерности принятого Бурятским УФАС России решения о признании нарушения антимонопольного законодательства и выдаче предписания от 20 февраля 2009 года.

В случае неисполнения указанного предписания ОАО «МРСК Сибири» Бурятское УФАС России обратится в Арбитражный суд РБ с иском о понуждении исполнить сетевой организацией предписание и привлечет ОАО «МРСК Сибири» к административной ответственности по части 2.2 статьи 19.8 КоАП РФ за его неисполнение.

 

Следует отметить, что решение и предписание Бурятского УФАС России обжаловалось ОАО «МРСК Сибири» на протяжении двух лет.

 Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 июня 2009 года решение и предписание Бурятского УФАС России от 20 февраля 2009 года были признаны недействительными. Тогда суд пришел к выводу, что интересы заявителя не ущемлены, поскольку «потребитель пользуется электроэнергией и технологически подключен к электрическим сетям с 2005 года».

Бурятское УФАС обжаловало вышеуказанное решение суда в кассационном порядке. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 года решение было отменено и дело было направлено на новое рассмотрение.