Критерии определения непристойных и оскорбительных образов в рекламе

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе следующие виды информации:

- бранные слова;

- непристойные образы, сравнения, выражения;

- оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К бранным словам относятся  нецензурные слова, в том числе те, которые используются в качестве ругательств и оскорбления.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям – слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. Для признания рекламы неэтичной достаточно мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, воспринимающих рекламу как неэтичной.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.