Критерии определения непристойных и оскорбительных образов в рекламе
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе следующие виды информации:
- бранные слова;
- непристойные образы, сравнения, выражения;
- оскорбительные образы, сравнения, выражения.
К бранным словам относятся нецензурные слова, в том числе те, которые используются в качестве ругательств и оскорбления.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям – слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий памятных дат.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. Для признания рекламы неэтичной достаточно мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, воспринимающих рекламу как неэтичной.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.