УФАС проанализировало состояние конкуренции на рынке межмуниципальных перевозок в Бурятии

В рамках реализации плана мероприятий по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия Бурятское УФАС России провело исследование рынка межмуниципальных перевозок по регулярным автобусным маршрутам.

Региональным стандартом развития конкуренции предусмотрено стимулирование негосударственного сектора рынка перевозок и по итогам 2017 года целевые показатели в данном направлении достигнуты. В Республике Бурятия межмуниципальные пассажирские перевозки практически полностью осуществляются частными перевозчиками. Единственным государственным (муниципальным) перевозчиком является МУП «Городские маршруты», участник договора совместной деятельности с двумя частными предприятиями, оказывающий услуги перевозки по маршруту № 132 Улан-Удэ-Нижний Саянтуй.

Всего в республике на 94 регулярных пригородных и межмуниципальных маршрутах задействовано 49 перевозчиков. Наибольшее количество маршрутов связывает г. Улан-Удэ и близлежащие районы (Заиграевский, Иволгинский), а также районы традиционного отдыха на оз. Байкал (Прибайкальский, Кабанский).

Между тем, межмуниципальные перевозки в республике организованы таким образом, что конкуренция перевозчиков начинается и заканчивается этапом торгов. С одной стороны, подобная практика минимизирует негативные последствия гонок за пассажира на маршруте, однако, с другой стороны, является барьером для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, поскольку в течение пяти лет (стандартный срок действия договора на транспортное обслуживание, заключаемого по итогам торгов) никакая иная организация, кроме победителя конкурса, не может осуществлять перевозки пассажиров.

Кроме того, федеральным законодательством для несубсидируемых маршрутов предусмотрена выдача свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту по нерегулируемому тарифу и карты маршрута регулярных перевозок на срок не менее чем пять лет, с возможностью неоднократного продления при условии отсутствия нареканий со стороны уполномоченного органа.

В совокупности подобная система создает условия для устранения конкуренции между перевозчиками, что, в конечном итоге, может негативно отразиться как на качестве, так и на стоимости услуг, а также стимулировать теневой сектор, в том числе распространение регулярных межмуниципальных перевозок под видом такси и заказных маршрутов.

В связи с изложенным, представляется необходимым внесение изменений в законодательное регулирование с целью устранения перечисленных препятствий развитию конкуренции.

Среди барьеров неадминистративного характера, существующих на рынке пассажирских перевозок Республики Бурятия, необходимо выделить  такие, как: высокая стоимость автомобильного транспорта и невыгодные условия кредитования на приобретение основных средств. Кроме того, в отношении отдаленных и малонаселенных районов в качестве барьера рассматривается незначительный объем перевозок (низкий пассажиропоток) при существенных затратах на транспортное обслуживание населения (на оплату труда, на ГСМ и т.д.).