УФАС проверило сферу рыбохозяйственного комплекса

Во исполнение поручения ФАС России, данного в свою очередь в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от октября 2015 года, Бурятское УФАС России провело ряд проверочных мероприятий в сфере рыбохозяйственного комплекса.

В целях выявления и пресечения антиконкурентных соглашений был исследован рынок оптовой реализации водных биологических ресурсов, в том числе через торговые сети.

Установлено, что в Республике Бурятия более 25 хозяйствующих субъектов осуществляют деятельность по добыче и переработке рыбы. В их числе – ООО «Рыбзавод «Байкал», ОАО «Нижнеангарский рыбзавод», ООО «Рыбопродукт 2» ООО «Рыбообъединение Байкал» и др.

Закупом, переработкой и реализацией  водных биологических ресурсов  занимается 5 хозяйствующих субъектов: ИП Шагдарова, ИП Шулутов, ИП Хунгуреев, ООО «Рыбзавод «Байкал» и ООО «Теам».

Закупают и реализуют рыбную продукцию 17 хозяйствующих субъектов.

В 2015 году и 1 квартале 2016 года по ассортиментному перечню наиболее востребованной и доступной наибольшей части населения республики рыбной продукции (горбуша, сельдь, минтай, камбала и омуль) признаки нарушения Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) и Закона о торговле (№ 381-ФЗ) участниками исследуемого товарного рынка не выявлены.

В рамках проверки был проведен сравнительный анализ динамики отпускных цен на свежемороженую сельдь и горбушу, устанавливаемых наиболее крупными участниками рынка. Например, сравнивались цены ООО «Рыбзавод «Байкал» с ценами иных оптовых продавцов (ИП Бугатов, ИП Сопходоева, ИП Холхонова), в отношении которых Бурятское УФАС России осуществляет еженедельный мониторинг. При этом признаки наличия антиконкурентных соглашений, приводящих к поддержанию цен, запрет на которые установлен статьей 11 № 135-ФЗ, не выявлены.

Поскольку анализ состояния конкуренции на мелкооптовом рынке рыбной продукции не проводился, Бурятское УФАС России не располагает информацией о наличии доминирующих хозяйствующих субъектов в границах республики. Иные сведения, свидетельствующие о признаках возможного нарушения участниками данного рынка запрета в части установления экономически необоснованной цены на рыбную продукцию, отсутствуют. 

Второй блок проводимых территориальными органами мероприятий по поручению ФАС России связан с проверкой деятельности территориальных органов Росрыболовства, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства при предоставлении /приобретении прав на пользование рыбопромысловыми участками, а также квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.

Бурятское УФАС России во взаимодействии с Восточно-Сибирской межрайонной природоохранной прокуратурой провело проверку соблюдения  требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Установлено, что с соблюдением требований к проведению публичных процедур уполномоченный орган в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия организовал 2 конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в 2014 году, 1 конкурс – в 2015 году.

По результатам конкурсов заключены: 21 договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства с ОАО «Нижнеангарский рыбозавод», 1 – с рыболовецким колхозом «Байкалец».

Вместе с тем, УФАС выявило признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции бурятским минсельхозпродом, выразившегося в принятии в 2012 году Приказа № 50 в части предъявления излишних требований к заявителям, подающим заявки на квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. По данному факту в адрес министерства выдано предупреждение о необходимости внесения изменений в указанный правовой акт. В случае невыполнения предупреждения в установленные сроки антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Анализ проводился на основе информации, предоставленной соответствующими органами власти республики. Ранее, на рабочем совещании Межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям законодательства, способствующим росту цен на сельхоз- и продовольственную продукцию, в состав которой входят представители правоохранительных органов, был рассмотрен вопрос о взаимодействия в рамках исполнения поручения ФАС России.