Елизавета Потапова: Давайте совершенствоваться!

На рабочем совещании органов местного самоуправления г. Улан-Удэ 30 марта т.г. руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова обратила внимание на необходимость обеспечения органами местного самоуправления выполнения мероприятий Плана («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия, утвержденного в декабре прошлого года (распоряжение Правительства Республики Бурятия от 29.12.2015 № 791-р).

Во исполнение указанного плана в начале года Министерство экономики Республики Бурятия заключило соглашения со всеми муниципальными образованиями республики, поскольку стимулирование развития конкуренции является одним из основных направлений экономической политики страны. План разработан на основе типового Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р. Целью внедрения Стандарта является осуществление системной политики по развитию конкуренции.

«Достижению показателей Стандарта также будет способствовать и совершенствование системы закупок», - продолжила Е. Потапова.

С 2012 года действует Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Закон о закупках), направленный на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки, развитие конкуренции.

С целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом результатов анализа лучших практик применения положений Закона о закупках, ФАС России разработала  Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

Закон о закупках распространяется на закупочную деятельность, в том числе, муниципальных автономных учреждений, поэтому каждое учреждение разрабатывает своё Положение о закупках.

Е. Потапова обратила внимание муниципальных заказчиков на некоторые допускаемые типичные нарушения антимонопольных требований к закупкам при разработке Положений, а также при проведении закупочных процедур:

1. При закупке у единственного поставщика не чётко прописываются случаи таких закупок. Рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договоров.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если: а)  такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или б) проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, в) закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Также в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

В положении при закупке у единственного поставщика должна быть адекватная сумма закупки (не более 400 тыс. руб. в квартал), а не так как у некоторых заказчиков - от 1 млн. руб. и более.

2, При определении сроков для подписания и направления участником проекта договора целесообразно исходить из принципа разумности. Соблюдение указанного принципа позволит достичь целей ведения реестра недобросовестных поставщиков путем включения в него сведений об участниках закупок, виновно уклонившихся от заключения договора.

Кроме того, с целью соблюдения прав иных участников закупки на обжалование действий участников закупочного процесса до заключения договора в антимонопольный орган срок заключения договора целесообразно устанавливать не ранее истечения срока обжалования действий заказчика, предусмотренного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (10 рабочих дней).

Некоторые заказчики устанавливают срок заключения договора не позднее 3 дней с момента подведения итогов закупки.

3. Между Положением и документацией не должно быть разночтений.

4. При формировании требований к товарам, работам, услугам заказчики должны руководствоваться только действующими ГОСТами и техническими регламентами.

В заключение своего выступления Е. Потапова внесла предложение Бурятского УФАС России органам местного самоуправления г. Улан-Удэ: «С целью унификации, оптимизации закупочной деятельности заказчиков, минимизации технических ошибок участников закупок целесообразно осуществить разработку и утверждение единых правил осуществления закупочной деятельности автономными муниципальными учреждениями».