Е. Потапова: Как расширить ассортимент торговых сетей за счет продукции местных производителей, не нарушая нормы конкурентного права?

Расширению ассортимента местной сельскохозяйственной продукции в крупных супермаркетах был посвящен очередной круглый стол 3 октября т.г., организованный Минпромторгом Бурятии.

Руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова обратила внимание органов власти, сельхозпроизводителей и представителей торговых сетей – участников круглого стола – на три условия, которые помогут обеспечить решение этого актуального вопроса.

Статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства и свобода экономической деятельности. Эти гарантии также обеспечиваются законом о защите конкуренции: запрещаются действия, ограничивающие свободное перемещение товаров. Соответственно, местных производителей нужно поддерживать с соблюдением действующего законодательства.

Законом о торговле (статья 13 № 381-ФЗ) хозяйствующим субъектам, как организующим торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, так и поставляющим товары в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия. Согласно данному в законе о защите конкуренции определению, это такие условия доступа на товарный рынок, при которых  кто-то из участников рынка поставлен в неравное положение по сравнению с другими (пункт 8 статьи 4 № 135-ФЗ).

Как следует из поступивших разъяснений Федеральной антимонопольной службы, дискриминационные условия могут быть созданы хозсубъектам, действующим на одном товарном рынке, т.е. конкурентам.

При отборе поставщиков торговая сеть должна экономически и технологически обосновать свой выбор.

Кроме того, в целях антимонопольного регулирования и создания равного доступа на рынок торговая сеть обязана обеспечить поставщиков информацией об условиях отбора контрагентов, в т.ч. путем размещения такой информации на своем сайте или направления в четырнадцатидневный срок ответа на поступивший запрос (пункт 1 статьи 9 закона о торговле), в противном случае это расценивается как создание дискриминационных условий.

Условия, сформулированные в договоре поставки, не должны быть сформулированы в обобщенном виде (лучшие ценовые предложения, высокое качество товаров, соответствие действующему законодательству и т.п.), поскольку вводят поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают ситуацию, при которой любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям.

Также затягивание торговой сетью рассмотрения заявки поставщика является созданием препятствий для доступа на рынок.

Не могут быть поставлены торговыми сетями в неравные условия поставщики, работавшие на определенном рынке, и те, которые впервые заходят на этот рынок.

Указанные выводы по вопросам применения законодательства о торговле сделаны, исходя из анализа сложившейся судебной практики.

И в заключение своего выступления Е.И. Потапова напомнила о программах развития конкуренции, которые должны начать работать с 2015 года во всех субъектах Российской Федерации: «Проблемы торговли, которые возникли в сложившейся экономической ситуации, можно решить в рамках муниципальных программ развития конкуренции, «дорожных карт».

В настоящее время пилотные проекты разработаны и действуют в девяти регионах страны.