О результатах анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) в Республике Бурятия за 2008 – 2010 годы

Информация по результатам анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  автомобильных дорог и искусственных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) в Республике Бурятия за 2008 – 2010 годы.

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  автомобильных дорог и искусственных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов)  проводился в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66.

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались:

  1. сведения, предоставленные Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее – Минтранс РБ);
  2. сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (далее – Бурятстат);
  3. сведения, предоставленные хозяйствующими субъектами Республики Бурятия, осуществлявшими деятельность в сфере дорожного строительства в 2008 - 2010 годах;
  4. сведения, предоставленные органами местного самоуправления Республики Бурятия.

Временные границы определены как период 2008-2010 годы. Состояние рынка в динамике оценивалось по сопоставимым завершенным периодам – по годам.

В соответствии с  Законом об автомобильных дорогах, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется указанным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного кодекса при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с заказчиком, заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

Согласно пункту 6 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Градостроительного кодекса работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемыми организациями в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включает:

- в соответствии с пунктом 25 Перечня  - устройство автомобильных дорог и аэродромов, в том числе: работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог; устройство оснований автомобильных дорог; устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств; устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;

- в соответствии с пунктом 27 Перечня - устройство тоннелей, метрополитенов;

- в соответствии с пунктом 29 Перечня  - устройство мостов, эстакад и путепроводов, в том числе: устройство монолитных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов; устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов; устройство конструкций пешеходных мостов; монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов; устройство деревянных, каменных мостов, эстакад и путепроводов; укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных.

В соответствии с Перечнем, на основании того, что водопропускные трубы в определенных условиях являются эффективной заменой малых мостов, стоимость по их устройству, капитальному ремонту по сведениям, предоставленным предприятиями отрасли, находится на высоком уровне, сопоставимом с аналогичными работами на малых мостах, водопропускные трубы также включаются в продуктовые границы рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений - мостов, тоннелей, путепроводов.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство»; услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) относятся к коду 45.23.1 – производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов.

Аналогично, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, рассматриваемые услуги относятся к строительным работам с кодами:

  • 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад), тоннелей и подземных дорог»;
  • 45.23.1 «Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов».

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Так как большая часть автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе находится в государственной собственности, то основная часть договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог заключается посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Анализ государственных, муниципальных контрактов, заключенных на выполнение работ в сфере дорожного строительства в Республике Бурятия, показал, что предметом контракта является конкретный вид работ - строительство, реконструкция или капитальный ремонт конкретного объекта - участка автомобильной дороги с указанием названия дороги и начального и конечного километра участка, либо искусственного сооружения с указанием его наименования и местонахождения. Работы производятся в соответствии с проектно-сметной документацией, предоставляемой заказчиком.

Существенными условиями контракта являются цена, качество работ, сроки выполнения работ и гарантийные сроки. Стоимость контракта устанавливается в соответствии с результатами открытого аукциона. Для достижения необходимого качества работ их производство должно соответствовать существующим отраслевым стандартам, ведомственным строительным нормам, разработанным подрядчиком, и утвержденным заказчиком технологическим картам, проектам производства работ. В обязанности подрядчика входит обеспечение работ материалами, при этом материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Дата начала работ и окончательный срок выполнения работ оговорен в самом контракте, сроки выполнения отдельных этапов работ, как правило, устанавливаются в приложении к контракту - календарном плане.

До 1 января 2009 года все предприятия, выполняющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений, осуществляли свою деятельность при условии наличия у них соответствующих лицензий, выданных в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2009 года № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 2009 года указанные работы можно было выполнять, имея вышеуказанные лицензии или свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное СРО.

С 1 января 2010 года действие лицензий на осуществление таких работ было прекращено и единственным документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства), является свидетельство, выданное СРО.

На основании указанного выше свидетельства, члены СРО имеют право выполнять те виды работ, которые перечислены в приложении к свидетельству. Применительно к исследуемым услугам в приложении к свидетельству должны быть перечислены такие работы как: устройство автомобильных дорог и аэродромов; устройство мостов, эстакад и путепроводов; устройство тоннелей, метрополитенов.

Функциональное назначение услуг в сфере дорожного строительства определяется результатами оказания данных услуг - это возведение новых или улучшение имеющихся участков автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе. Целью потребления рассматриваемых услуг является, в конечном итоге, получение собственником в эксплуатацию автомобильной дороги и искусственных сооружений в ее составе, пригодных для проезда автомобильного транспорта, и соответствующих стандартам безопасности.

Таким образом, продуктовыми границами рынка являются:

- услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог;

- услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений – мостов, тоннелей, путепроводов.

По сведениям официального сайта Правительства Республики Бурятия, размещенным на странице Минтранса РБ, на 01.01.2011 сеть автомобильных дорог общего пользования в республике насчитывает 7278 км, из них федерального значения – 829 км (по территории Республики Бурятия) находятся в оперативном управлении Упрдор «Южный Байкал»; регионального значения – 3327 км находятся в оперативном управлении ГУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (ГУ «Бурятрегионавтодор»); местного значения – 3728,8 км, принадлежащие муниципальным образованиям.

Общее количество мостов – 890 штук, протяженностью около 30 км (28832 пог.метра.) Из них 399 штук, т. е. каждый третий мост – деревянный (общей длиной 7193,5 пог.метра).

 

Мосты

 

Всего, шт/пог.м

Из них деревянные, шт/пог.м

Мосты аварийные, шт/пог.м

Из них деревянные, шт/пог.м

ВСЕГО

890/28832

399/7194

15/304

15/304

 

федеральные

122/5930

-

-

-

региональные

438/14441

182/2694

11/191

11/191

местные

330/8461

217/4500

4/113

4/113

 

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

автомобильные дороги федерального значения;

автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

автомобильные дороги местного значения;

частные автомобильные дороги.

В соответствии со статьей 6 Закона об автомобильных дорогах дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических, юридических лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в соответствии со своими полномочиями утверждает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительством Республики Бурятия принято Постановление от 01.02.2007 № 26 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Республике Бурятия». Перечни автомобильных дорог местного значения в соответствии со своими полномочиями могут утверждать органы местного управления  поселений, муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, аналогично, в отношении автомобильных дорог местного значения  свои полномочия осуществляют органы местного самоуправления. В рамках осуществления своих полномочий по дорожной деятельности государственные и муниципальные заказчики республики имеют возможность приобретать услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений только в отношении автомобильных дорог, расположенных на территории Республики Бурятия.

Таким образом, определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж  является территория Республики Бурятия как территория фактически выполненных работ по дорожному строительству. Географическими границами рынка услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей - тоннелей, мостов и путепроводов, являются географические границы Республики Бурятия.

Хозяйствующими субъектами, действующими на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов, являются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Продавцами на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог являются хозяйствующие субъекты, выполнявшие данные виды работ на территории Республики Бурятия в 2008 – 2010 годах.

Продавцами на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений являются хозяйствующие субъекты, выполнявшие данные виды работ на территории Республики Бурятия в 2008 – 2010 годах.

Покупателями на данных рынках являются заказчики - государственные  и муниципальные органы власти а также предприятия - владельцы автомобильных дорог.

Расчет общего объема работ, произведенных по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за исследуемый период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков, и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках необходимо было осуществить на основании показателей объема продаж в стоимостном и натуральном выражении, а именно:

1) суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам, а также договоров строительного подряда, заключенных владельцами частных автомобильных дорог;

2) суммарного количества (площади) построенных автодорог или тоннелей, мостов и путепроводов.

Из-за особенностей сложившейся ситуации на рынке дорожного строительства в Республике Бурятия, когда генеральные подрядчики по крупнейшим контрактам на реконструкцию автодороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян, являясь банкротами, не смогли представить сведения об объемах работ, выполненных ими самостоятельно, об объемах работ, выполненных с привлечением субподряда, а также списки привлеченных ими для исполнения контрактов субподрядчиков, расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог оказался невозможен. В отсутствие таких важных сведений, как объемы работ, выполненных субподрядчиками по указанным контрактам, искажение долей предприятий на рынке услуг по строительству автодорог неизбежно.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений – мостов, тоннелей, путепроводов рассчитывалась как выраженное в процентах отношение объема продаж (выполненных работ) каждого хозяйствующего субъекта к общему объему продаж (выполненных работ) на рассматриваемом рынке отдельно в стоимостном и натуральном выражении по итогам каждого года. При этом для расчета рыночных долей из общего объема выполненных работ выделялись объемы работ, выполненных субподрядчиками, и объемы работ, выполненных генеральными подрядчиками самостоятельно своими силами.

По итогам 2008 года наибольшую долю (более 35%) в стоимостном выражении объемов выполненных работ занимало ОАО «Мостостроительный отряд № 34», по итогам 2009 года ЗАО «Мостостроительный отряд № 97», по итогам 2010 года ОАО «Мостостроительный отряд № 34».

Для выявления барьеров входа на рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений Бурятским УФАС России был проведен опрос среди предприятий отрасли. По унифицированным формам были опрошены 14 предприятий из 24, оказывавших рассматриваемые услуги в 2008 - 2010 гг. в Республике Бурятия. В связи с банкротством или прекращением деятельности не были опрошены ЗАО "Корпорация "Согласие-стройинвест" , ОАО "Красавтодорстрой", ООО "ТИСС-1", ООО «Байкалвуд», а также по иным причинам некоторые малые предприятия.

Согласно результатам анкетирования факторами, ограничивающими возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и мостов, тоннелей, путепроводов, респонденты считают:

  • отсутствие аванса (8 ответов из 14); крупная сумма требуемого задатка (6 ответов); размер лота свыше 100 млн.рублей (4 ответа)- оценка от 8 до 10;
  • мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок (4 ответа) - оценка от 7,8,10 баллов;
  • наличие требований об использовании определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ - в двух случаях получили оценку 10, при этом так ответили две крупные компании - ЗАО "Труд" (г.Иркутск) и ОАО "Сибмост" (г.Новосибирск).

В качестве иных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении своей деятельности по дорожному строительству, было отмечено низкое качество выдаваемой заказчиком рабочей документации. Как результат наличия ошибок, невязок в документации: впоследствии возникают проблемы с согласованием иных, чем заложенные в проекте, материалов, изделий в связи с невозможностью их приобретения в республике и соседних регионах, что приводит к затягиванию сроков строительства и нарушению договорных обязательств со стороны подрядчика. В составе проектной документации у многих заказчиков отсутствуют отводы земель под источник грунта, подъездные дороги к источникам, под кавальеры, под временные вахтовые поселки.

Отмечено, что укрупнение заказчиком лотов при проведении торгов приводит к сокращению участников размещения заказа и, особенно, ограничивает возможности участия в торгах средних и малых предприятий.

Также необходимо отметить, что участники опроса указали на существующие проблемы в части необходимости иметь лицензию на пользование недрами, лицензии на обращение с отходами 1-4 классов, проблемы с оформлением документов временного отвода земельных участков, проблемы, возникающие в связи с большими временными затратами на разработку, согласование, экспертизу проектов предельно-допустимых выбросов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Предприятия, осуществляющие деятельность в сфере дорожного строительства, опрошенные органы местного самоуправления представили сведения об отсутствии в течение всего исследуемого периода жалоб хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления и соответствующих учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора (иного вида надзора при строительстве объектов капитального строительства).

В целях анализа перехода от лицензирования к институту саморегулирования была запрошена информация у продавцов услуг на исследуемых рынках о плюсах и минусах двух систем (лицензирования и саморегулирования), о сложностях, которые испытывают предприятия при выполнении требований для вступления в СРО, сведения об изменениях уровня материальных, временных затрат. Из всех опрошенных предприятий 3 хозяйствующих субъекта отметили, что материальные и временные затраты для выполнения требования для вступления в СРО увеличились, причем значительно. Одно предприятие отметило, что требования для вступления в СРО не сложнее и не проще выполнить, чем требования для получения лицензий, а два хозяйственных общества отметили, что требования стали шире, ужесточились и выполнить их стало труднее.

Преимуществом института саморегулирования перед лицензированием должно состоять в том, чтобы исключить возможность предоставления права действовать на рынке организациям, не отвечающим минимальным требованиям по квалификации персонала и материально-технической базы. Респонденты отметили, что ведется контроль за деятельностью строительных организаций, оказывается помощь строительным сообществом, имеется возможность внедрения новых современных строительных стандартов силами самих СРО.

Однако и в данной системе у предприятий возникают сомнения в добросовестности некоторых СРО на основании того, что введение института саморегулирования существенно не повлияло на отсев недобросовестных поставщиков услуг на рассматриваемом рынке.

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отметило, что требования, предъявляемые к строительным организациям на получение лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и получения допуска саморегулируемой организации в основном совпадают, но имеют различия и дополнения:

- сокращены сроки рассмотрения документов и принятий решений с 45 до 30 дней;

- требования к квалификации примерно одинаковые, кроме требований к организациям, осуществляющих функции генерального подрядчика;

- лицензия выдавалась на 5 лет, свидетельство СРО не ограничивается определенным сроком действия.

- при лицензировании приостановление и аннулирование лицензии возможно было только по решению суда; при саморегулировании свидетельство о допуске может быть приостановлено или действие его прекращено решением общего собрания и в случае, предусмотренным законом, решением правления СРО. Решения, действия и/или бездействие СРО могут быть обжалованы в арбитражном суде по заявлению члена СРО;

- законодательством о лицензировании не предусматривалось возмещение ущерба вследствие недостатков работ, страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, выполняемых лицензиатами; при саморегулировании и возмещение и страхование гражданской ответственности предусмотрено;

- лицензирование осуществлялось в отношении строительства, капитального ремонта, реконструкции I-го и II-го уровней ответственности; саморегулирование осуществляется в отношении видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В связи с приведенными выше причинами сделать обоснованный вывод о состоянии рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в исследуемом временном периоде не представилось возможным. Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений – мостов, тоннелей, путепроводов является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией.