Результаты анализа состояния конкуренции на рынке энергетических углей в Республике Бурятия

Бурятское УФАС России в соответствии с темами индивидуальной и совместной специализации территориальных органов ФАС России на 2021 год, утвержденными Приказом ФАС России от 11.01.2021 № 1/21, провело анализ состояния конкуренции на рынке энергетического угля в Республике Бурятия.

Основной целью проведения исследования являлась оценка состояния конкуренции на товарном рынке и выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Временной интервал исследования - 2019 год, 2020 год и 1 полугодие 2021 года.

В рамках анализа состояния конкуренции на рынке энергетического угля в качестве продуктовых границ товарного рынка определен энергетический уголь марок «Д» и «БР», географические границы товарного рынка замыкаются территорией Республики Бурятия.

По итогам настоящего исследования установлено, что рынок оптовой торговли (поставки) энергетического угля в границах Республики Бурятия относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

Исходя из рассчитанных показателей - коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - указанный рынок характеризуется умеренным уровнем концентрации.

Наибольшие доли по объему реализации энергетического угля в границах Республики Бурятия имеют: АО «Разрез Тугнуйский», ООО «Угольный разрез», и ООО «Восточно-Сибирская угольная компания». Хозяйствующие субъекты, занимающие долю на товарном рынке в размере более 50%,  отсутствуют.

На территории Республики Бурятия добычу угля марки «Д» открытым способом осуществляет АО «Разрез Тугнуйский».  Данное предприятие входит в тройку крупнейших разрезов Российской Федерации по добыче каменного угля. Предприятие оснащено высокопроизводительным оборудованием, использует современные технологии отработки месторождений и применяет высокотехнологичные методы планирования, производства и управления.

Более 80% объема угля, добываемого АО «Разрез Тугнуйский» на территории Республики Бурятия, поставляется в Азиатско-Тихоокеанский регион, главным образом, в Японию, Южную Корею, Тайланд, Марокко, Филиппины, Мексику, Пакистан и др.. Часть угля экспортируется в Китай железнодорожным транспортом через российско-китайскую границу, оставшийся уголь поставляется на российские электростанции и предприятия коммунального хозяйства. Таким образом, оптовый рынок энергетического угля является открытым для межрегиональной и международной торговли.

В рамках исследования управлением был проведен опрос потребителей угля, оказывающих услуги теплоснабжения в границах Республики Бурятия. Результаты анкетирования на предмет взаимозаменяемости различных марок углей показали, что 38% опрошенных организаций будут приобретать используемые виды/марки энергетического угля, несмотря на повышение цены; 35% ответили, что замена на другие виды угля не предусмотрена технологическими характеристиками оборудования, требуются высокие капитальные затраты на перевооружение или замену оборудования; 52% опрошенных ответили, что будут искать другого продавца используемого вида/марки энергетического угля, но с сохранением вида/марки энергетического угля.

Установлено, что 32,3% потребителей приобретают уголь марки «Д»; 41,1% приобретаю уголь марки «БР»; 23,5% приобретают уголь марок «Д» и «БР».

71,4% опрошенных потребителей указали, что невозможна замена на другие марки угля, т.к. на котельных может использоваться только проектный уголь, возможность использования других углей составляет менее 1%; 28,6% опрошенных ответили, что могут заменить уголь марки Б на уголь марки Д или другие.

Исследуемый рынок характеризуется наличием следующих барьеров, затрудняющих начало деятельности для новых хозяйствующих субъектов:

Экономические ограничения:

  • высокие капитальные затраты производителей для освоения новых месторождений, небольшое количество хозяйствующих субъектов, добывающих уголь, а также ограниченный доступ к производственным мощностям, которые разделены между крупнейшими участниками рынка;
  • значительные первоначальные капитальные вложения при длительных сроках окупаемости (вложения для строительства новых шахт и обогатительных фабрик, которые могут осуществлять только вертикально-интегрированные структуры);
  • технологическая привязка потребителей к маркам углей конкретных месторождений с определенными качественными характеристиками;
  • высокие транспортные расходы, приводящие к удорожанию стоимости угля. При снижении железнодорожных тарифов на грузовые перевозки расширяются географические границы рынка, увеличивается емкость товарного рынка;
  • недостаточное информационное обеспечение рынка, которое включает в себя данные о продавцах и покупателях, рекламу деятельности, информацию об инфраструктуре рынка, технологические аспекты хранения, передачи, обработки, накопления, а также получения информации заинтересованными пользователями по доступным ценам;
  • наличие среди действующих на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов;
  • недостаточное развитие транспортной инфраструктуры в большинстве районов Сибири и Крайнего Севера, сдерживающее освоение угольной отрасли;
  • износ и "моральное старение" имеющегося производственного фонда, который не всегда соответствует (отвечает) современным требованиям в сфере угольной промышленности.

Административные ограничения:

Основным административным барьером является необходимость получения лицензии на право пользования недрами. Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в т.ч. предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. 

С учетом сроков окупаемости и объемов затрат необходимо отметить, что вышеперечисленные барьеры являются практически непреодолимыми.

Основными факторами, негативно влияющими на развитие угольной промышленности в Республике Бурятия, а также в Российской Федерации в целом, являются риски введения экологических ограничений, зависимость от импорта зарубежного технологического оборудования, от конъюнктуры международного угольного рынка в период спада мировых цен, низкая конкурентоспособность части российских угольных экспортеров, связанная со значительной удаленностью от рынков сбыта.

В соответствии с Программой развития угольной промышленности России на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 1582-Р внутренний спрос на энергетические угли для производства электрической энергии и тепла в перспективе будет формироваться с учетом масштабов модернизации угольных электростанций. Часть генерирующего оборудования на угле будет плавно выводиться из эксплуатации вследствие износа и снижения его эффективности, а также расширения системы децентрализованного электро- и теплоснабжения. Важным фактором станет снижение среднего расхода топлива в генерации. Кроме того, на Дальнем Востоке продолжится газификация с переводом ТЭЦ и котельных в городах с угля на газ. В результате можно ожидать снижение спроса на уголь для энергетических целей.