Итоги мониторинга рынка продовольственных товаров за 2015 год
В соответствии с поручением ФАС России в целях своевременного выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства с августа 2014 года Бурятское УФАС России проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров по 11 видам продуктов. В перечне - свинина, говядина, рыба мороженая, куры, сливочное масло, молоко, картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь и яблоки; в ноябре 2014 года были добавлены гречневая крупа и рис.
Мониторинг организован в отношении наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рынке продовольствия в Республике Бурятия. Это оптовое звено торговых сетей, оптовые поставщики и местные производители наблюдаемых продуктов питания.
По результатам обработки данных мониторинга получены следующие средние значения цен по наблюдаемым видам продуктов:
Наименование | 07.08.2014 | 01.01.2015 | 17.12.2015 |
руб. | |||
Говядина | 160,0 | 176,8 | 225,0 |
Свинина | 177,0 | 181,0 | 180,1 |
Куры заморож. (кроме окорочков) | 130,0 | 135,9 | 108,0 |
Горбуша | 137,0 | 154,9 | 165,0 |
Масло сливочное | 184,0 - 357,5 | 184,6 – 375,0 | 196,0 – 427,0 |
Молоко питьевое | 40,66 – 43,0 | 43,5 | 43,0 |
Картофель |
| 17,5 | 19,5 |
Капуста белокочан. | 12,2 | 7,9 | 12,7 |
Лук репчатый | 19,3 | 23,9 | 18,9 |
Морковь | 29,4 | 32 | 21,5 |
Яблоки (КНР) | 54,0 | 50,4 | 55,8 |
Крупа гречневая |
| 54,9 | 48,0 |
Рис |
| 37,7 | 46,1 |
Обращаем внимание, что приведенные показатели отличаются от данных официального статистического наблюдения, поскольку основаны на данных УФАС. Эти сведения используются для принятия управлением, при необходимости, мер антимонопольного регулирования.
Кроме того, в 2015 году в рамках взаимодействия государственных органов специалисты Бурятского УФАС России привлекались органами прокуратуры к проверкам производителей продукции – ОАО «Бурятхлебпром», ООО «Мясоперерабатывающая фабрика «Селенга», ООО «Бурятмяспром», ОАО «Улан-Удэнская птицефабрика»; оптовых и розничных подразделений торговых сетей «Абсолют», «Титан», «Николаевский», «Барис», «Янта»,«Надежда»; оптового поставщика рыбы.
По результатам всех проверочных мероприятий дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства не возбуждались. В поджавляющем ряде случаев повышение цен было обоснованным. В тех случаях, когда антимонопольный орган выявлял признаки нарушения закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ), результаты анализа рынка определенного товара приводили к выводу об отсутствии монопольного положения продавца. Антимонопольные органы могут принимать меры к имеющим рыночную власть хозяйствующим субъектам при наличии доказательств необоснованного повышения цен на тот или иной товар, либо по доказанным фактам сговора участников товарного рынка.
В 2016 году ФАС России изменила периодичность проведения мониторинга оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров на ежемесячную.