Итоги мониторинга рынка продовольственных товаров за 2015 год

В соответствии с поручением ФАС России в целях своевременного выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства с августа 2014 года Бурятское УФАС России проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров по 11 видам продуктов. В перечне - свинина, говядина, рыба мороженая, куры, сливочное масло, молоко, картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь и яблоки; в ноябре 2014 года были добавлены гречневая крупа и рис.

Мониторинг организован в отношении наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рынке продовольствия в Республике Бурятия. Это оптовое звено торговых сетей, оптовые поставщики и местные производители наблюдаемых продуктов питания.

По результатам обработки данных мониторинга получены следующие средние значения цен по наблюдаемым видам продуктов:

Наименование

07.08.2014

01.01.2015

17.12.2015

руб.

Говядина

160,0

176,8

225,0

Свинина

177,0

181,0

180,1

Куры заморож. (кроме окорочков)

130,0

135,9

108,0

Горбуша

137,0

154,9

165,0

Масло сливочное

184,0 - 357,5

184,6 – 375,0

196,0 – 427,0

Молоко питьевое

40,66 – 43,0

43,5

43,0

Картофель

 

17,5

19,5

Капуста белокочан.

12,2

7,9

12,7

Лук репчатый

19,3

23,9

18,9

Морковь

29,4

32

21,5

Яблоки (КНР)

54,0

50,4

55,8

Крупа гречневая

 

54,9

48,0

Рис

 

37,7

46,1

Обращаем внимание, что приведенные показатели отличаются от данных официального статистического наблюдения, поскольку основаны на данных УФАС. Эти сведения используются для принятия управлением, при необходимости, мер антимонопольного регулирования.

Кроме того, в 2015 году в рамках взаимодействия государственных органов специалисты Бурятского УФАС России привлекались органами прокуратуры к проверкам производителей продукции – ОАО «Бурятхлебпром», ООО «Мясоперерабатывающая фабрика «Селенга», ООО «Бурятмяспром», ОАО «Улан-Удэнская птицефабрика»; оптовых и розничных подразделений торговых сетей «Абсолют», «Титан», «Николаевский», «Барис», «Янта»,«Надежда»; оптового поставщика рыбы.

По результатам всех проверочных мероприятий дела по признакам  нарушения антимонопольного законодательства не возбуждались. В поджавляющем ряде случаев повышение цен было обоснованным. В тех случаях, когда антимонопольный орган выявлял признаки нарушения закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ), результаты анализа рынка определенного товара приводили к выводу об отсутствии монопольного положения продавца. Антимонопольные органы могут принимать меры к имеющим рыночную власть хозяйствующим субъектам при наличии доказательств необоснованного повышения цен на тот или иной товар, либо по доказанным фактам сговора участников товарного рынка.

В 2016 году ФАС России изменила периодичность проведения мониторинга оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров на ежемесячную.