Решение по делу № 04-34/15-2013 в отношении Администрации МО "Муйский район"

Номер дела: 04-34/15-2013
Дата публикации: 26 августа 2013, 09:12

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/15-2013

о нарушении антимонопольного законодательства

«23» августа  2013 г.                                                                            г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело от 29.05.2013 № 04-34/15-2013 по признакам нарушения  Советом депутатов муниципального образования «Муйский район»  (671560, Республика Бурятия, Муйский  район, п. Таксимо, ул. Советская, 10а), Администрацией муниципального образования «Муйский район»  (671560, Республика Бурятия, Муйский  район, п. Таксимо, ул. Советская, 10а) пункта 7  части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие:

заявителя – <…>,  извещенной надлежащим образом, почтовое отправление № 67000103294615 вручено 30.07.2013,

ответчика по делу - Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» (далее – Совет депутатов), извещенного надлежащим образом, почтовое отправление № 67000103294318 вручено 05.08.2013,  

ответчика по делу – Администрации муниципального образования «Муйский район» (далее – Администрация), извещенной надлежащим образом, определение  Бурятского УФАС России вручено 24.07.2013,

ЗАО «Энерготранс», извещенного надлежащим образом, почтовое отправление № 670001032921752 вручено 26.07.2013,  

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское  УФАС России поступило заявление гражданки <…> от 19.03.2013 вх. № 1445, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства  органами местного самоуправления МО «Муйский район» при предоставлении муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  Бурятским УФАС России 29.05.2013 возбуждено дело № 04-34/15-2013 в отношении  Совета депутатов и Администрации  по признакам нарушения пункта 7  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции.

Советом депутатов представлены пояснения (вх. № 3640 от 26.06.2013), в которых указано, что решением Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 ЗАО «Энерготранс» предоставлена муниципальная гарантия на сумму 16 миллионов рублей. Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка  не является муниципальной преференцией. В п. Таксимо ЗАО «Энерготранс» является единственной ресурсоснабжающей организацией, подобным статусом в Северомуйске обладает МУП «Северомуйский тепловик». В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.4 договора предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием «Муйский район» от 30.11.2012 № 104/03 часть полученного твердого топлива  на сумму 4,5 миллиона рублей направляется ресурсоснабжающей организации п. Северомуйск для прохождения отопительного сезона 2012-2013 года. Считает, что в действиях Администрации и Совета депутатов отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно письменным пояснениям Администрации (вх. № 3905 от 09.07.2013) решением Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 в бюджете муниципального образования Муйский район были предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной гарантии. В указанном решении содержится сумма преференции и ее получатель, что же касается отсутствия порядка определения размера муниципальной преференции, то данное нарушение не является существенным, носит формальный характер и не ограничивает конкуренцию.

При рассмотрении дела 23.07.2013 представитель Администрации поддержала вышеуказанные доводы.

В письменных пояснениях (вх. № 4809 от 19.08.2013) Администрация пояснила, что нормативного правового акта, регулирующего предоставление муниципальной преференции в муниципальном образовании «Муйский район» в 2012 году и ранее не издавалось.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления ответчика по делу Комиссия пришла к следующим выводам.

Из положений пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий

 Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий регулируются статьей 115.2 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, решений местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при соблюдении условий, установленных бюджетным законодательством.

Решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  установлен запрет органам местного самоуправления предоставлять  муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции (статьи 19, 20).

22.11.2012 Советом депутатов на основании рассмотрения заявления генерального директора ЗАО «Энерготранс»  принято решение № 428 «О предоставлении муниципальной гарантии предприятию ЗАО «Энерготранс», в котором указано следующее:

1. Предоставить муниципальную гарантию муниципального образования «Муйский район» предприятию ЗАО «Энерготранс» в пользу ОАО «Разрез Тугнуйский» с целью бесперебойного прохождения отопительного сезона 2012-2013 годов и обеспечения своевременного исполнения по товарному кредиту на поставку твердого топлива (угля) в размере 16 000 000,0 (шестнадцать миллионов) рублей.

2. Срок действия муниципальной гарантии с «01» декабря 2012 года до «31» января 2013 года.

Заявление ЗАО «Энерготранс», адресованное главе муниципального образования «Муйский район»,  о рассмотрении вопроса о предоставлении муниципальной гарантии  датировано 26.11.2012 исх.№ 372.

На основании решения Совета депутатов от 22.11.2012 № 428 Администрацией принято постановление от 29.11.2012 № 952 «О предоставлении муниципальной гарантии предприятию ЗАО «Энерготранс».

30.11.2012 между Администрацией (гарантом) с одной стороны и ОАО «Разрез Тугнуйский» (бенефициаром), ЗАО «Энерготранс» (принципалом) с другой стороны заключен договор № 104/03 предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием «Муйский район».

Гарантия вступает в силу с 01.12.2012. Срок действия гарантии истекает 31.01.2013.

30.11.2012 Администрацией оформлена муниципальная гарантия муниципального образования «Муйский район» №105/3.

30.11.2012 Администрацией и ЗАО «Энерготранс» составлен акт приема-передачи муниципальной гарантии муниципального образования «Муйский район» №5.

При таких условиях муниципальная преференция была предоставлена Администрацией  ЗАО «Энерготранс» в отсутствие акта органа местного самоуправления о бюджете, который бы содержал условия, указанные в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции (а именно, порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя).

Только 03.12.2012 Советом депутатов принято решение № 429 «О внесении изменений в решение Совет депутатов муниципального образования «Муйский район» от 29.12.2011 № 344 «О бюджете муниципального образования «Муйский район» на 2012 год», согласно которому установлен верхний предел долга по муниципальным гарантиям равным 16000 тыс.рублей, статьей 12 утверждена программа муниципальных гарантий муниципального образования «Муйский район» в валюте Российской Федерации на 2012 год согласно приложению 12 к настоящему Решению.

В приложении 12 к решению Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 указано наименование принципала – ЗАО «Энерготранс», сумма гарантирования в 2012 году – 16000, цель гарантирования – для обеспечения исполнения обязательств по товарному кредиту, перед ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» привлекаемому на приобретение твердого топлива (угля) для проведения отопительного сезона 2012-2013 годы.

Решение Совета депутатов от 03.12.2012  № 429  как акт о бюджете не содержит порядок определения размера муниципальной преференции.

Довод Совета депутатов о том, что предоставление муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс» не является муниципальной преференцией, поскольку гарантия предоставлена в равной мере каждому участнику товарного рынка, не нашел своего подтверждения ввиду следующего.

Порядок предоставления муниципальных гарантий, действующий в отношении неопределенного круга лиц и исключающий возможность избирательного  предоставления  льгот по произвольному усмотрению органов местного самоуправления лишь отдельным хозяйствующим субъектам, в муниципальном образовании «Муйский район» отсутствует.

Из анализа представленных материалов следует, что муниципальная гарантия в муниципальном образовании «Муйский район» в 2012 году была предоставлена только ЗАО «Энергоранс».

Вместе с тем, нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Совета депутатов отсутствует, поскольку в  силу  части 2 статья 117 Бюджетного кодекса  от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Муниципальная преференция (гарантия) была предоставлена Администрацией  ЗАО «Энерготранс» в отсутствие акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Поскольку названное обстоятельство обязывало Администрацию  в данном случае предоставить Обществу муниципальную гарантию с предварительного согласия антимонопольного органа, которое получено не было, действия Администрации  нарушают  запрет, установленный пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом,  действия  Администрации по предоставлению муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,   приводят или могут привести к  ограничению конкуренции и   нарушают пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО «Муйский район» нарушившей пункт 7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета депутатов МО «Муйский район» в связи с отсутствием нарушения  пункта  7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана.

4. Передать материалы дела № 04-34/15-2013  для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                                

Члены Комиссии:                                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 8837 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-34/15-2013 в отношении Администрации МО "Муйский район" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8837 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377649255 [changed] => 1377649255 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377649255 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/15-2013

о нарушении антимонопольного законодательства

«23» августа  2013 г.                                                                            г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело от 29.05.2013 № 04-34/15-2013 по признакам нарушения  Советом депутатов муниципального образования «Муйский район»  (671560, Республика Бурятия, Муйский  район, п. Таксимо, ул. Советская, 10а), Администрацией муниципального образования «Муйский район»  (671560, Республика Бурятия, Муйский  район, п. Таксимо, ул. Советская, 10а) пункта 7  части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие:

заявителя – <…>,  извещенной надлежащим образом, почтовое отправление № 67000103294615 вручено 30.07.2013,

ответчика по делу - Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» (далее – Совет депутатов), извещенного надлежащим образом, почтовое отправление № 67000103294318 вручено 05.08.2013,  

ответчика по делу – Администрации муниципального образования «Муйский район» (далее – Администрация), извещенной надлежащим образом, определение  Бурятского УФАС России вручено 24.07.2013,

ЗАО «Энерготранс», извещенного надлежащим образом, почтовое отправление № 670001032921752 вручено 26.07.2013,  

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское  УФАС России поступило заявление гражданки <…> от 19.03.2013 вх. № 1445, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства  органами местного самоуправления МО «Муйский район» при предоставлении муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  Бурятским УФАС России 29.05.2013 возбуждено дело № 04-34/15-2013 в отношении  Совета депутатов и Администрации  по признакам нарушения пункта 7  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции.

Советом депутатов представлены пояснения (вх. № 3640 от 26.06.2013), в которых указано, что решением Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 ЗАО «Энерготранс» предоставлена муниципальная гарантия на сумму 16 миллионов рублей. Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка  не является муниципальной преференцией. В п. Таксимо ЗАО «Энерготранс» является единственной ресурсоснабжающей организацией, подобным статусом в Северомуйске обладает МУП «Северомуйский тепловик». В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.4 договора предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием «Муйский район» от 30.11.2012 № 104/03 часть полученного твердого топлива  на сумму 4,5 миллиона рублей направляется ресурсоснабжающей организации п. Северомуйск для прохождения отопительного сезона 2012-2013 года. Считает, что в действиях Администрации и Совета депутатов отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно письменным пояснениям Администрации (вх. № 3905 от 09.07.2013) решением Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 в бюджете муниципального образования Муйский район были предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной гарантии. В указанном решении содержится сумма преференции и ее получатель, что же касается отсутствия порядка определения размера муниципальной преференции, то данное нарушение не является существенным, носит формальный характер и не ограничивает конкуренцию.

При рассмотрении дела 23.07.2013 представитель Администрации поддержала вышеуказанные доводы.

В письменных пояснениях (вх. № 4809 от 19.08.2013) Администрация пояснила, что нормативного правового акта, регулирующего предоставление муниципальной преференции в муниципальном образовании «Муйский район» в 2012 году и ранее не издавалось.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления ответчика по делу Комиссия пришла к следующим выводам.

Из положений пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий

 Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий регулируются статьей 115.2 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, решений местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при соблюдении условий, установленных бюджетным законодательством.

Решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  установлен запрет органам местного самоуправления предоставлять  муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции (статьи 19, 20).

22.11.2012 Советом депутатов на основании рассмотрения заявления генерального директора ЗАО «Энерготранс»  принято решение № 428 «О предоставлении муниципальной гарантии предприятию ЗАО «Энерготранс», в котором указано следующее:

1. Предоставить муниципальную гарантию муниципального образования «Муйский район» предприятию ЗАО «Энерготранс» в пользу ОАО «Разрез Тугнуйский» с целью бесперебойного прохождения отопительного сезона 2012-2013 годов и обеспечения своевременного исполнения по товарному кредиту на поставку твердого топлива (угля) в размере 16 000 000,0 (шестнадцать миллионов) рублей.

2. Срок действия муниципальной гарантии с «01» декабря 2012 года до «31» января 2013 года.

Заявление ЗАО «Энерготранс», адресованное главе муниципального образования «Муйский район»,  о рассмотрении вопроса о предоставлении муниципальной гарантии  датировано 26.11.2012 исх.№ 372.

На основании решения Совета депутатов от 22.11.2012 № 428 Администрацией принято постановление от 29.11.2012 № 952 «О предоставлении муниципальной гарантии предприятию ЗАО «Энерготранс».

30.11.2012 между Администрацией (гарантом) с одной стороны и ОАО «Разрез Тугнуйский» (бенефициаром), ЗАО «Энерготранс» (принципалом) с другой стороны заключен договор № 104/03 предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием «Муйский район».

Гарантия вступает в силу с 01.12.2012. Срок действия гарантии истекает 31.01.2013.

30.11.2012 Администрацией оформлена муниципальная гарантия муниципального образования «Муйский район» №105/3.

30.11.2012 Администрацией и ЗАО «Энерготранс» составлен акт приема-передачи муниципальной гарантии муниципального образования «Муйский район» №5.

При таких условиях муниципальная преференция была предоставлена Администрацией  ЗАО «Энерготранс» в отсутствие акта органа местного самоуправления о бюджете, который бы содержал условия, указанные в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции (а именно, порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя).

Только 03.12.2012 Советом депутатов принято решение № 429 «О внесении изменений в решение Совет депутатов муниципального образования «Муйский район» от 29.12.2011 № 344 «О бюджете муниципального образования «Муйский район» на 2012 год», согласно которому установлен верхний предел долга по муниципальным гарантиям равным 16000 тыс.рублей, статьей 12 утверждена программа муниципальных гарантий муниципального образования «Муйский район» в валюте Российской Федерации на 2012 год согласно приложению 12 к настоящему Решению.

В приложении 12 к решению Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 указано наименование принципала – ЗАО «Энерготранс», сумма гарантирования в 2012 году – 16000, цель гарантирования – для обеспечения исполнения обязательств по товарному кредиту, перед ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» привлекаемому на приобретение твердого топлива (угля) для проведения отопительного сезона 2012-2013 годы.

Решение Совета депутатов от 03.12.2012  № 429  как акт о бюджете не содержит порядок определения размера муниципальной преференции.

Довод Совета депутатов о том, что предоставление муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс» не является муниципальной преференцией, поскольку гарантия предоставлена в равной мере каждому участнику товарного рынка, не нашел своего подтверждения ввиду следующего.

Порядок предоставления муниципальных гарантий, действующий в отношении неопределенного круга лиц и исключающий возможность избирательного  предоставления  льгот по произвольному усмотрению органов местного самоуправления лишь отдельным хозяйствующим субъектам, в муниципальном образовании «Муйский район» отсутствует.

Из анализа представленных материалов следует, что муниципальная гарантия в муниципальном образовании «Муйский район» в 2012 году была предоставлена только ЗАО «Энергоранс».

Вместе с тем, нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Совета депутатов отсутствует, поскольку в  силу  части 2 статья 117 Бюджетного кодекса  от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Муниципальная преференция (гарантия) была предоставлена Администрацией  ЗАО «Энерготранс» в отсутствие акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Поскольку названное обстоятельство обязывало Администрацию  в данном случае предоставить Обществу муниципальную гарантию с предварительного согласия антимонопольного органа, которое получено не было, действия Администрации  нарушают  запрет, установленный пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом,  действия  Администрации по предоставлению муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,   приводят или могут привести к  ограничению конкуренции и   нарушают пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО «Муйский район» нарушившей пункт 7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета депутатов МО «Муйский район» в связи с отсутствием нарушения  пункта  7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана.

4. Передать материалы дела № 04-34/15-2013  для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                                

Члены Комиссии:                                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/15-2013

о нарушении антимонопольного законодательства

«23» августа  2013 г.                                                                            г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2013 года

В полном объеме решение изготовлено «23» августа 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело от 29.05.2013 № 04-34/15-2013 по признакам нарушения  Советом депутатов муниципального образования «Муйский район»  (671560, Республика Бурятия, Муйский  район, п. Таксимо, ул. Советская, 10а), Администрацией муниципального образования «Муйский район»  (671560, Республика Бурятия, Муйский  район, п. Таксимо, ул. Советская, 10а) пункта 7  части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие:

заявителя – <…>,  извещенной надлежащим образом, почтовое отправление № 67000103294615 вручено 30.07.2013,

ответчика по делу - Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» (далее – Совет депутатов), извещенного надлежащим образом, почтовое отправление № 67000103294318 вручено 05.08.2013,  

ответчика по делу – Администрации муниципального образования «Муйский район» (далее – Администрация), извещенной надлежащим образом, определение  Бурятского УФАС России вручено 24.07.2013,

ЗАО «Энерготранс», извещенного надлежащим образом, почтовое отправление № 670001032921752 вручено 26.07.2013,  

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское  УФАС России поступило заявление гражданки <…> от 19.03.2013 вх. № 1445, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства  органами местного самоуправления МО «Муйский район» при предоставлении муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  Бурятским УФАС России 29.05.2013 возбуждено дело № 04-34/15-2013 в отношении  Совета депутатов и Администрации  по признакам нарушения пункта 7  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции.

Советом депутатов представлены пояснения (вх. № 3640 от 26.06.2013), в которых указано, что решением Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 ЗАО «Энерготранс» предоставлена муниципальная гарантия на сумму 16 миллионов рублей. Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка  не является муниципальной преференцией. В п. Таксимо ЗАО «Энерготранс» является единственной ресурсоснабжающей организацией, подобным статусом в Северомуйске обладает МУП «Северомуйский тепловик». В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.4 договора предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием «Муйский район» от 30.11.2012 № 104/03 часть полученного твердого топлива  на сумму 4,5 миллиона рублей направляется ресурсоснабжающей организации п. Северомуйск для прохождения отопительного сезона 2012-2013 года. Считает, что в действиях Администрации и Совета депутатов отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно письменным пояснениям Администрации (вх. № 3905 от 09.07.2013) решением Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 в бюджете муниципального образования Муйский район были предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной гарантии. В указанном решении содержится сумма преференции и ее получатель, что же касается отсутствия порядка определения размера муниципальной преференции, то данное нарушение не является существенным, носит формальный характер и не ограничивает конкуренцию.

При рассмотрении дела 23.07.2013 представитель Администрации поддержала вышеуказанные доводы.

В письменных пояснениях (вх. № 4809 от 19.08.2013) Администрация пояснила, что нормативного правового акта, регулирующего предоставление муниципальной преференции в муниципальном образовании «Муйский район» в 2012 году и ранее не издавалось.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления ответчика по делу Комиссия пришла к следующим выводам.

Из положений пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий

 Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий регулируются статьей 115.2 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, решений местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при соблюдении условий, установленных бюджетным законодательством.

Решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  установлен запрет органам местного самоуправления предоставлять  муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции (статьи 19, 20).

22.11.2012 Советом депутатов на основании рассмотрения заявления генерального директора ЗАО «Энерготранс»  принято решение № 428 «О предоставлении муниципальной гарантии предприятию ЗАО «Энерготранс», в котором указано следующее:

1. Предоставить муниципальную гарантию муниципального образования «Муйский район» предприятию ЗАО «Энерготранс» в пользу ОАО «Разрез Тугнуйский» с целью бесперебойного прохождения отопительного сезона 2012-2013 годов и обеспечения своевременного исполнения по товарному кредиту на поставку твердого топлива (угля) в размере 16 000 000,0 (шестнадцать миллионов) рублей.

2. Срок действия муниципальной гарантии с «01» декабря 2012 года до «31» января 2013 года.

Заявление ЗАО «Энерготранс», адресованное главе муниципального образования «Муйский район»,  о рассмотрении вопроса о предоставлении муниципальной гарантии  датировано 26.11.2012 исх.№ 372.

На основании решения Совета депутатов от 22.11.2012 № 428 Администрацией принято постановление от 29.11.2012 № 952 «О предоставлении муниципальной гарантии предприятию ЗАО «Энерготранс».

30.11.2012 между Администрацией (гарантом) с одной стороны и ОАО «Разрез Тугнуйский» (бенефициаром), ЗАО «Энерготранс» (принципалом) с другой стороны заключен договор № 104/03 предоставления муниципальной гарантии муниципальным образованием «Муйский район».

Гарантия вступает в силу с 01.12.2012. Срок действия гарантии истекает 31.01.2013.

30.11.2012 Администрацией оформлена муниципальная гарантия муниципального образования «Муйский район» №105/3.

30.11.2012 Администрацией и ЗАО «Энерготранс» составлен акт приема-передачи муниципальной гарантии муниципального образования «Муйский район» №5.

При таких условиях муниципальная преференция была предоставлена Администрацией  ЗАО «Энерготранс» в отсутствие акта органа местного самоуправления о бюджете, который бы содержал условия, указанные в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции (а именно, порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя).

Только 03.12.2012 Советом депутатов принято решение № 429 «О внесении изменений в решение Совет депутатов муниципального образования «Муйский район» от 29.12.2011 № 344 «О бюджете муниципального образования «Муйский район» на 2012 год», согласно которому установлен верхний предел долга по муниципальным гарантиям равным 16000 тыс.рублей, статьей 12 утверждена программа муниципальных гарантий муниципального образования «Муйский район» в валюте Российской Федерации на 2012 год согласно приложению 12 к настоящему Решению.

В приложении 12 к решению Совета депутатов от 03.12.2012 № 429 указано наименование принципала – ЗАО «Энерготранс», сумма гарантирования в 2012 году – 16000, цель гарантирования – для обеспечения исполнения обязательств по товарному кредиту, перед ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» привлекаемому на приобретение твердого топлива (угля) для проведения отопительного сезона 2012-2013 годы.

Решение Совета депутатов от 03.12.2012  № 429  как акт о бюджете не содержит порядок определения размера муниципальной преференции.

Довод Совета депутатов о том, что предоставление муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс» не является муниципальной преференцией, поскольку гарантия предоставлена в равной мере каждому участнику товарного рынка, не нашел своего подтверждения ввиду следующего.

Порядок предоставления муниципальных гарантий, действующий в отношении неопределенного круга лиц и исключающий возможность избирательного  предоставления  льгот по произвольному усмотрению органов местного самоуправления лишь отдельным хозяйствующим субъектам, в муниципальном образовании «Муйский район» отсутствует.

Из анализа представленных материалов следует, что муниципальная гарантия в муниципальном образовании «Муйский район» в 2012 году была предоставлена только ЗАО «Энергоранс».

Вместе с тем, нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Совета депутатов отсутствует, поскольку в  силу  части 2 статья 117 Бюджетного кодекса  от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Муниципальная преференция (гарантия) была предоставлена Администрацией  ЗАО «Энерготранс» в отсутствие акта органа местного самоуправления о бюджете, содержащего порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Поскольку названное обстоятельство обязывало Администрацию  в данном случае предоставить Обществу муниципальную гарантию с предварительного согласия антимонопольного органа, которое получено не было, действия Администрации  нарушают  запрет, установленный пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом,  действия  Администрации по предоставлению муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,   приводят или могут привести к  ограничению конкуренции и   нарушают пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МО «Муйский район» нарушившей пункт 7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии в размере 16 000 000 рублей ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета депутатов МО «Муйский район» в связи с отсутствием нарушения  пункта  7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана.

4. Передать материалы дела № 04-34/15-2013  для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                                

Члены Комиссии:                                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-34/15-2013 [format] => [safe_value] => 04-34/15-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Бурятского УФАС России признала Администрацию МО «Муйский район» нарушившей пункт 7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ). Нарушение выразилось в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета депутатов МО «Муйский район» прекращено в связи с отсутствием нарушения  пункта  7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Бурятского УФАС России признала Администрацию МО «Муйский район» нарушившей пункт 7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ). Нарушение выразилось в предоставлении муниципальной преференции – муниципальной гарантии ЗАО «Энерготранс»  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции,  что приводит или может привести к  ограничению конкуренции. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Совета депутатов МО «Муйский район» прекращено в связи с отсутствием нарушения  пункта  7 части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 44 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 44 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-26 00:12:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-23 00:12:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377649255 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )