Решение по делу № 02-03/19-2012 в отношении ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ»

Номер дела: 02-03/19-2012
Дата публикации: 6 февраля 2012, 10:57

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

         Резолютивная часть решения объявлена 2 февраля 2012 года.

         Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:       <...>,

      рассмотрев на заседании 2 февраля 2012 года дело № 02-03/19-2012 от 11 января 2012 года, возбужденное по результатам проведенной проверки деятельности торговой сети «Барис» по признакам нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

при участии:

от ответчиков: ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»): <...> – представителя по доверенности от 01.12.2011 б/н;

ООО «Мега Улан-Удэ»: <...> – представителя по доверенности от 01.01.2012 б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России на основании приказа от  5 декабря 2011 года № 236 была проведена проверка в отношении ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис»  по адресу: 670042, г. Улан-Удэ,  ул. Тупик Суконной фабрики, 7. Предметом проведенной проверки являлось соблюдение требований Закона о торговле, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»)  торговой сетью  «Барис» при осуществлении ею своей деятельности. Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства, 2011 год.

В соответствии со ст. 2 Закона о торговле торговой сетью является совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

         В ходе проверки установлено, ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляет торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис».

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

Между ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» заключен договор поставки № 2ДП-01/04 от 01.11.2009. В абзаце 6 раздела 10 «Заключительные положения» установлено, что «права и обязанности по настоящему договору не могут быть полностью и частично переуступлены Покупателем третьим лицам, иначе, чем по предварительному письменному согласованию с Поставщиком. Поставщик вправе полностью или в части уступить права и обязанности по настоящему Договору в порядке уступки права требования (цессии), в том числе обратиться в коллекторское агентство для взыскания задолженности по Договору. Согласие Покупателя на такую уступку не требуется».

  В соответствии  с главой 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлена возможность перемены лиц в обязательствах. Так, согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом статьёй 383 ГК РФ предусмотрено, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Согласно части 10 статьи 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования.

Представитель ООО «Мега Улан-Удэ» - <...> заявил, что прописанные условия абзаца 6 раздела 10 вышеуказанного договора - «права и обязанности по настоящему договору не могут быть полностью и частично переуступлены Покупателем третьим лицам, иначе, чем по предварительному письменному согласованию с Поставщиком. Поставщик вправе полностью или в части уступить права и обязанности по настоящему Договору в порядке уступки права требования (цессии), в том числе обратиться в коллекторское агентство для взыскания задолженности по Договору. Согласие Покупателя на такую уступку не требуется» не противоречат требованиям части 10 статьи 9 Закона о торговле.  По мнению представителя, данный пункт договора не устанавливает запрет на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования,  а устанавливает особый порядок осуществления уступки требования, а именно, «по предварительному письменному согласованию с Поставщиком».

В данном случае из договора № 2ДП-01/64 от 01.11.2009 следует, что уступка права требования третьим лицам невозможна без предварительного согласия на это Поставщика – управляющей компании ООО «Мега Улан-Удэ», при этом договором не предусмотрено безусловное согласие этой организации на уступку права требования к ней, таким образом, неполучение согласия влечет невозможность уступки права требования третьим лицам.

По мнению Комиссии данное условие является запретом уступки права требования без получения на то одобрения (согласия) ООО «Мега Улан-Удэ».

Отсутствие в договоре императивного запрета не означает его отсутствие, поскольку необходимость получения согласия должника на уступку иным лицам права требования к нему является выражением его воли на запрет совершения таких действий вопреки его согласию, то есть означает установление условия о запрете, что запрещено частью 10 статьи 9 Закона о торговле.

Нарушение сторонами договора требований части 10 статьи 9 Закона о торговле выразилось во включении в договор от 01.11.2009 условия, содержащего по своей сути запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Частью 1 статьи 22 Закона о торговле установлено, что названный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года. Таким образом, хозяйствующим субъектам, подпадающим под действия норм Закона о торговле, надлежало до 1 августа 2010 привести в соответствие с требованиями Закона о торговле заключенные договоры поставки. Однако ответчиками в установленный срок не были соблюдены требования части 2 статьи 22 Закона о торговле. 

  

Руководствуясь статьей 23, частью 1статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

2.  Выдать ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» предписания о прекращении нарушения части 10 статьи 9 Закона о торговле.

3. В связи с истечением срока давности основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьёй 14.42 КоАП РФ, отсутствуют.  

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/19-2012 о нарушении ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № 2ДП-01/04 от 01.11.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

1.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Барис-Трейд» с ООО «Мега Улан-Удэ», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

2.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                          <...>

Члены Комиссии                                                      <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/19-2012 о нарушении ООО «Мега Улан-Удэ»  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Мега Улан-Удэ»  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № 2ДП-01/04 от 01.11.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

3.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Мега Улан-Удэ» с ООО «Барис-Трейд», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

4.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                          <...>

Члены Комиссии                                                      <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 7048 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 02-03/19-2012 в отношении ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7048 [type] => solution [language] => ru [created] => 1330653562 [changed] => 1370521341 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521341 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

         Резолютивная часть решения объявлена 2 февраля 2012 года.

         Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:       <...>,

      рассмотрев на заседании 2 февраля 2012 года дело № 02-03/19-2012 от 11 января 2012 года, возбужденное по результатам проведенной проверки деятельности торговой сети «Барис» по признакам нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

при участии:

от ответчиков: ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»): <...> – представителя по доверенности от 01.12.2011 б/н;

ООО «Мега Улан-Удэ»: <...> – представителя по доверенности от 01.01.2012 б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России на основании приказа от  5 декабря 2011 года № 236 была проведена проверка в отношении ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис»  по адресу: 670042, г. Улан-Удэ,  ул. Тупик Суконной фабрики, 7. Предметом проведенной проверки являлось соблюдение требований Закона о торговле, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»)  торговой сетью  «Барис» при осуществлении ею своей деятельности. Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства, 2011 год.

В соответствии со ст. 2 Закона о торговле торговой сетью является совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

         В ходе проверки установлено, ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляет торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис».

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

Между ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» заключен договор поставки № 2ДП-01/04 от 01.11.2009. В абзаце 6 раздела 10 «Заключительные положения» установлено, что «права и обязанности по настоящему договору не могут быть полностью и частично переуступлены Покупателем третьим лицам, иначе, чем по предварительному письменному согласованию с Поставщиком. Поставщик вправе полностью или в части уступить права и обязанности по настоящему Договору в порядке уступки права требования (цессии), в том числе обратиться в коллекторское агентство для взыскания задолженности по Договору. Согласие Покупателя на такую уступку не требуется».

  В соответствии  с главой 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлена возможность перемены лиц в обязательствах. Так, согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом статьёй 383 ГК РФ предусмотрено, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Согласно части 10 статьи 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования.

Представитель ООО «Мега Улан-Удэ» - <...> заявил, что прописанные условия абзаца 6 раздела 10 вышеуказанного договора - «права и обязанности по настоящему договору не могут быть полностью и частично переуступлены Покупателем третьим лицам, иначе, чем по предварительному письменному согласованию с Поставщиком. Поставщик вправе полностью или в части уступить права и обязанности по настоящему Договору в порядке уступки права требования (цессии), в том числе обратиться в коллекторское агентство для взыскания задолженности по Договору. Согласие Покупателя на такую уступку не требуется» не противоречат требованиям части 10 статьи 9 Закона о торговле.  По мнению представителя, данный пункт договора не устанавливает запрет на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования,  а устанавливает особый порядок осуществления уступки требования, а именно, «по предварительному письменному согласованию с Поставщиком».

В данном случае из договора № 2ДП-01/64 от 01.11.2009 следует, что уступка права требования третьим лицам невозможна без предварительного согласия на это Поставщика – управляющей компании ООО «Мега Улан-Удэ», при этом договором не предусмотрено безусловное согласие этой организации на уступку права требования к ней, таким образом, неполучение согласия влечет невозможность уступки права требования третьим лицам.

По мнению Комиссии данное условие является запретом уступки права требования без получения на то одобрения (согласия) ООО «Мега Улан-Удэ».

Отсутствие в договоре императивного запрета не означает его отсутствие, поскольку необходимость получения согласия должника на уступку иным лицам права требования к нему является выражением его воли на запрет совершения таких действий вопреки его согласию, то есть означает установление условия о запрете, что запрещено частью 10 статьи 9 Закона о торговле.

Нарушение сторонами договора требований части 10 статьи 9 Закона о торговле выразилось во включении в договор от 01.11.2009 условия, содержащего по своей сути запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Частью 1 статьи 22 Закона о торговле установлено, что названный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года. Таким образом, хозяйствующим субъектам, подпадающим под действия норм Закона о торговле, надлежало до 1 августа 2010 привести в соответствие с требованиями Закона о торговле заключенные договоры поставки. Однако ответчиками в установленный срок не были соблюдены требования части 2 статьи 22 Закона о торговле. 

  

Руководствуясь статьей 23, частью 1статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

2.  Выдать ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» предписания о прекращении нарушения части 10 статьи 9 Закона о торговле.

3. В связи с истечением срока давности основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьёй 14.42 КоАП РФ, отсутствуют.  

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/19-2012 о нарушении ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № 2ДП-01/04 от 01.11.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

1.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Барис-Трейд» с ООО «Мега Улан-Удэ», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

2.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                          <...>

Члены Комиссии                                                      <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/19-2012 о нарушении ООО «Мега Улан-Удэ»  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Мега Улан-Удэ»  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № 2ДП-01/04 от 01.11.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

3.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Мега Улан-Удэ» с ООО «Барис-Трейд», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

4.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                          <...>

Члены Комиссии                                                      <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

         Резолютивная часть решения объявлена 2 февраля 2012 года.

         Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:       <...>,

      рассмотрев на заседании 2 февраля 2012 года дело № 02-03/19-2012 от 11 января 2012 года, возбужденное по результатам проведенной проверки деятельности торговой сети «Барис» по признакам нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

при участии:

от ответчиков: ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»): <...> – представителя по доверенности от 01.12.2011 б/н;

ООО «Мега Улан-Удэ»: <...> – представителя по доверенности от 01.01.2012 б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России на основании приказа от  5 декабря 2011 года № 236 была проведена проверка в отношении ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис»  по адресу: 670042, г. Улан-Удэ,  ул. Тупик Суконной фабрики, 7. Предметом проведенной проверки являлось соблюдение требований Закона о торговле, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»)  торговой сетью  «Барис» при осуществлении ею своей деятельности. Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства, 2011 год.

В соответствии со ст. 2 Закона о торговле торговой сетью является совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

         В ходе проверки установлено, ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляет торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис».

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

Между ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» заключен договор поставки № 2ДП-01/04 от 01.11.2009. В абзаце 6 раздела 10 «Заключительные положения» установлено, что «права и обязанности по настоящему договору не могут быть полностью и частично переуступлены Покупателем третьим лицам, иначе, чем по предварительному письменному согласованию с Поставщиком. Поставщик вправе полностью или в части уступить права и обязанности по настоящему Договору в порядке уступки права требования (цессии), в том числе обратиться в коллекторское агентство для взыскания задолженности по Договору. Согласие Покупателя на такую уступку не требуется».

  В соответствии  с главой 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлена возможность перемены лиц в обязательствах. Так, согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом статьёй 383 ГК РФ предусмотрено, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Согласно части 10 статьи 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования.

Представитель ООО «Мега Улан-Удэ» - <...> заявил, что прописанные условия абзаца 6 раздела 10 вышеуказанного договора - «права и обязанности по настоящему договору не могут быть полностью и частично переуступлены Покупателем третьим лицам, иначе, чем по предварительному письменному согласованию с Поставщиком. Поставщик вправе полностью или в части уступить права и обязанности по настоящему Договору в порядке уступки права требования (цессии), в том числе обратиться в коллекторское агентство для взыскания задолженности по Договору. Согласие Покупателя на такую уступку не требуется» не противоречат требованиям части 10 статьи 9 Закона о торговле.  По мнению представителя, данный пункт договора не устанавливает запрет на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования,  а устанавливает особый порядок осуществления уступки требования, а именно, «по предварительному письменному согласованию с Поставщиком».

В данном случае из договора № 2ДП-01/64 от 01.11.2009 следует, что уступка права требования третьим лицам невозможна без предварительного согласия на это Поставщика – управляющей компании ООО «Мега Улан-Удэ», при этом договором не предусмотрено безусловное согласие этой организации на уступку права требования к ней, таким образом, неполучение согласия влечет невозможность уступки права требования третьим лицам.

По мнению Комиссии данное условие является запретом уступки права требования без получения на то одобрения (согласия) ООО «Мега Улан-Удэ».

Отсутствие в договоре императивного запрета не означает его отсутствие, поскольку необходимость получения согласия должника на уступку иным лицам права требования к нему является выражением его воли на запрет совершения таких действий вопреки его согласию, то есть означает установление условия о запрете, что запрещено частью 10 статьи 9 Закона о торговле.

Нарушение сторонами договора требований части 10 статьи 9 Закона о торговле выразилось во включении в договор от 01.11.2009 условия, содержащего по своей сути запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Частью 1 статьи 22 Закона о торговле установлено, что названный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года. Таким образом, хозяйствующим субъектам, подпадающим под действия норм Закона о торговле, надлежало до 1 августа 2010 привести в соответствие с требованиями Закона о торговле заключенные договоры поставки. Однако ответчиками в установленный срок не были соблюдены требования части 2 статьи 22 Закона о торговле. 

  

Руководствуясь статьей 23, частью 1статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

2.  Выдать ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» предписания о прекращении нарушения части 10 статьи 9 Закона о торговле.

3. В связи с истечением срока давности основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьёй 14.42 КоАП РФ, отсутствуют.  

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/19-2012 о нарушении ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № 2ДП-01/04 от 01.11.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

1.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Барис-Трейд» с ООО «Мега Улан-Удэ», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

2.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                          <...>

Члены Комиссии                                                      <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/19-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/19-2012 о нарушении ООО «Мега Улан-Удэ»  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Мега Улан-Удэ»  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № 2ДП-01/04 от 01.11.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

3.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Мега Улан-Удэ» с ООО «Барис-Трейд», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

4.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                          <...>

Члены Комиссии                                                      <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-03/19-2012 [format] => [safe_value] => 02-03/19-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» признаны нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

[format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Барис-Трейд» и ООО «Мега Улан-Удэ» признаны нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Розничная торговля [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-06 01:57:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-06 01:57:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1330653562 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )