Решение по делу № 02-03/17-2012 в отношении ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА»

Номер дела: 02-03/17-2012
Дата публикации: 6 февраля 2012, 10:29

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

         Резолютивная часть решения объявлена 2 февраля 2012 года.

         Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

      рассмотрев на заседании 2 февраля 2012 года дело № 02-03/17-2012 от 11 января 2012 года, возбужденное по результатам проведенной проверки деятельности торговой сети «Барис» по признакам нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

при участии:

от ответчиков: ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»): <...> – представителя по доверенности от 07.07.2009 б/н, <...> – представителя по доверенности от 01.12.2011 б/н;

ЗАО «АМТА»: <...> – представителя по доверенности от 01.02.2012 б/н,

УСТАНОВИЛА:

        

Бурятским УФАС России на основании приказа от  5 декабря 2011 года № 236 была проведена проверка в отношении ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис»  по адресу: 670042, г. Улан-Удэ,  ул. Тупик Суконной фабрики, 7. Предметом проведенной проверки являлось соблюдение требований Закона о торговле, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»)  торговой сетью  «Барис» при осуществлении ею своей деятельности. Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства, 2011 год.

В соответствии со ст. 2 Закона о торговле торговой сетью является совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

         В ходе проверки установлено, ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляет торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис».

          Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

Между ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» заключен договор поставки № б/н от 01.08.2009. В пункте 8.4. договора «Заключительные положения» установлено, что «права и обязанности, возникающие у сторон из настоящего Договора, не могут быть переданы третьим лицам без предварительного письменного согласия другой стороны.»

  В соответствии  с главой 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлена возможность перемены лиц в обязательствах. Так, согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом статьёй 383 ГК РФ предусмотрено, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Согласно части 10 статьи 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования.

 Представитель ООО «АМТА» - <...> представил Отзыв о необоснованности возбуждения дела. Так, из Отзыва: «Из буквального толкования п. 8.4. договора следует, что Продавец и Покупатель установили правила передачи своих прав и обязанностей, установив, что такая передача происходит с предварительного письменного согласия другой стороны. Указанный пункт в полной мере соответствует требованиям гл. 24 ГК РФ, в соответствии с которой переход прав к кредитору не требует согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором, а перевод долга допускается лишь с согласия кредитора (ст.382,391).»  Так, по мнению представителя, данный пункт договора не устанавливает запрет на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования,  а устанавливает особый порядок осуществления уступки требования, а именно, «с предварительного письменного согласия другой стороны».

По мнению Комиссии,  в данном случае из договора от 01.08.2009 следует, что уступка права требования третьим лицам невозможна без предварительного согласия сторон договора, при этом договором не предусмотрено безусловное согласие организаций на уступку права требования к ней, таким образом, неполучение согласия влечет невозможность уступки права требования третьим лицам.

Данное условие является запретом уступки права требования без получения на то одобрения (согласия) сторон договора.

Отсутствие в договоре императивного запрета не означает его отсутствие, поскольку необходимость получения согласия должника на уступку иным лицам права требования к нему является выражением его воли на запрет совершения таких действий вопреки его согласию, то есть означает установление условия о запрете, что запрещено частью 10 статьи 9 Закона о торговле.

 Нарушение сторонами договора требований части 10 статьи 9 Закона о торговле выразилось во включении в договор от 01.08.2009 условия, содержащего по своей сути запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки.

 В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Частью 1 статьи 22 Закона о торговле установлено, что названный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года. Таким образом, хозяйствующим субъектам, подпадающим под действия норм Закона о торговле, надлежало до 1 августа 2010 привести в соответствие с требованиями Закона о торговле заключенные договоры поставки. Однако ответчиками в установленный срок не были соблюдены требования части 2 статьи 22 Закона о торговле. 

  

Руководствуясь статьей 23, частью 1статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА»  нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

2.  Выдать ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» предписания о прекращении нарушения части 10 статьи 9 Закона о торговле.

            3. В связи с истечением срока давности основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьёй 14.42 КоАП РФ, отсутствуют.  

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/17-2012 о нарушении ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № б/н от 01.08.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

1.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Барис-Трейд» с ЗАО «АМТА», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

2.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...> ;

Членов Комиссии:<...>,

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/17-2012 о нарушении ЗАО «АМТА»  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ЗАО «АМТА»  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № б/н от 01.08.2009 поставки, а именно:

3.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ЗАО «АМТА» с ООО «Барис-Трейд», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

4.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7043 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 02-03/17-2012 в отношении ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7043 [type] => solution [language] => ru [created] => 1330651940 [changed] => 1370521341 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521341 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

         Резолютивная часть решения объявлена 2 февраля 2012 года.

         Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

      рассмотрев на заседании 2 февраля 2012 года дело № 02-03/17-2012 от 11 января 2012 года, возбужденное по результатам проведенной проверки деятельности торговой сети «Барис» по признакам нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

при участии:

от ответчиков: ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»): <...> – представителя по доверенности от 07.07.2009 б/н, <...> – представителя по доверенности от 01.12.2011 б/н;

ЗАО «АМТА»: <...> – представителя по доверенности от 01.02.2012 б/н,

УСТАНОВИЛА:

        

Бурятским УФАС России на основании приказа от  5 декабря 2011 года № 236 была проведена проверка в отношении ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис»  по адресу: 670042, г. Улан-Удэ,  ул. Тупик Суконной фабрики, 7. Предметом проведенной проверки являлось соблюдение требований Закона о торговле, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»)  торговой сетью  «Барис» при осуществлении ею своей деятельности. Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства, 2011 год.

В соответствии со ст. 2 Закона о торговле торговой сетью является совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

         В ходе проверки установлено, ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляет торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис».

          Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

Между ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» заключен договор поставки № б/н от 01.08.2009. В пункте 8.4. договора «Заключительные положения» установлено, что «права и обязанности, возникающие у сторон из настоящего Договора, не могут быть переданы третьим лицам без предварительного письменного согласия другой стороны.»

  В соответствии  с главой 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлена возможность перемены лиц в обязательствах. Так, согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом статьёй 383 ГК РФ предусмотрено, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Согласно части 10 статьи 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования.

 Представитель ООО «АМТА» - <...> представил Отзыв о необоснованности возбуждения дела. Так, из Отзыва: «Из буквального толкования п. 8.4. договора следует, что Продавец и Покупатель установили правила передачи своих прав и обязанностей, установив, что такая передача происходит с предварительного письменного согласия другой стороны. Указанный пункт в полной мере соответствует требованиям гл. 24 ГК РФ, в соответствии с которой переход прав к кредитору не требует согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором, а перевод долга допускается лишь с согласия кредитора (ст.382,391).»  Так, по мнению представителя, данный пункт договора не устанавливает запрет на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования,  а устанавливает особый порядок осуществления уступки требования, а именно, «с предварительного письменного согласия другой стороны».

По мнению Комиссии,  в данном случае из договора от 01.08.2009 следует, что уступка права требования третьим лицам невозможна без предварительного согласия сторон договора, при этом договором не предусмотрено безусловное согласие организаций на уступку права требования к ней, таким образом, неполучение согласия влечет невозможность уступки права требования третьим лицам.

Данное условие является запретом уступки права требования без получения на то одобрения (согласия) сторон договора.

Отсутствие в договоре императивного запрета не означает его отсутствие, поскольку необходимость получения согласия должника на уступку иным лицам права требования к нему является выражением его воли на запрет совершения таких действий вопреки его согласию, то есть означает установление условия о запрете, что запрещено частью 10 статьи 9 Закона о торговле.

 Нарушение сторонами договора требований части 10 статьи 9 Закона о торговле выразилось во включении в договор от 01.08.2009 условия, содержащего по своей сути запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки.

 В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Частью 1 статьи 22 Закона о торговле установлено, что названный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года. Таким образом, хозяйствующим субъектам, подпадающим под действия норм Закона о торговле, надлежало до 1 августа 2010 привести в соответствие с требованиями Закона о торговле заключенные договоры поставки. Однако ответчиками в установленный срок не были соблюдены требования части 2 статьи 22 Закона о торговле. 

  

Руководствуясь статьей 23, частью 1статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА»  нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

2.  Выдать ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» предписания о прекращении нарушения части 10 статьи 9 Закона о торговле.

            3. В связи с истечением срока давности основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьёй 14.42 КоАП РФ, отсутствуют.  

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/17-2012 о нарушении ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № б/н от 01.08.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

1.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Барис-Трейд» с ЗАО «АМТА», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

2.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...> ;

Членов Комиссии:<...>,

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/17-2012 о нарушении ЗАО «АМТА»  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ЗАО «АМТА»  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № б/н от 01.08.2009 поставки, а именно:

3.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ЗАО «АМТА» с ООО «Барис-Трейд», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

4.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

         Резолютивная часть решения объявлена 2 февраля 2012 года.

         Полный текст решения изготовлен 6 февраля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

      рассмотрев на заседании 2 февраля 2012 года дело № 02-03/17-2012 от 11 января 2012 года, возбужденное по результатам проведенной проверки деятельности торговой сети «Барис» по признакам нарушения части 10 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

при участии:

от ответчиков: ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»): <...> – представителя по доверенности от 07.07.2009 б/н, <...> – представителя по доверенности от 01.12.2011 б/н;

ЗАО «АМТА»: <...> – представителя по доверенности от 01.02.2012 б/н,

УСТАНОВИЛА:

        

Бурятским УФАС России на основании приказа от  5 декабря 2011 года № 236 была проведена проверка в отношении ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис»  по адресу: 670042, г. Улан-Удэ,  ул. Тупик Суконной фабрики, 7. Предметом проведенной проверки являлось соблюдение требований Закона о торговле, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»)  торговой сетью  «Барис» при осуществлении ею своей деятельности. Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства, 2011 год.

В соответствии со ст. 2 Закона о торговле торговой сетью является совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

         В ходе проверки установлено, ООО «Барис-Плюс» и ООО «Барис-Трейд», осуществляет торговую деятельность посредством организации торговой сети «Барис».

          Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

Между ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» заключен договор поставки № б/н от 01.08.2009. В пункте 8.4. договора «Заключительные положения» установлено, что «права и обязанности, возникающие у сторон из настоящего Договора, не могут быть переданы третьим лицам без предварительного письменного согласия другой стороны.»

  В соответствии  с главой 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлена возможность перемены лиц в обязательствах. Так, согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом статьёй 383 ГК РФ предусмотрено, что переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Согласно части 10 статьи 9 Закона о торговле в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования.

 Представитель ООО «АМТА» - <...> представил Отзыв о необоснованности возбуждения дела. Так, из Отзыва: «Из буквального толкования п. 8.4. договора следует, что Продавец и Покупатель установили правила передачи своих прав и обязанностей, установив, что такая передача происходит с предварительного письменного согласия другой стороны. Указанный пункт в полной мере соответствует требованиям гл. 24 ГК РФ, в соответствии с которой переход прав к кредитору не требует согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором, а перевод долга допускается лишь с согласия кредитора (ст.382,391).»  Так, по мнению представителя, данный пункт договора не устанавливает запрет на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования,  а устанавливает особый порядок осуществления уступки требования, а именно, «с предварительного письменного согласия другой стороны».

По мнению Комиссии,  в данном случае из договора от 01.08.2009 следует, что уступка права требования третьим лицам невозможна без предварительного согласия сторон договора, при этом договором не предусмотрено безусловное согласие организаций на уступку права требования к ней, таким образом, неполучение согласия влечет невозможность уступки права требования третьим лицам.

Данное условие является запретом уступки права требования без получения на то одобрения (согласия) сторон договора.

Отсутствие в договоре императивного запрета не означает его отсутствие, поскольку необходимость получения согласия должника на уступку иным лицам права требования к нему является выражением его воли на запрет совершения таких действий вопреки его согласию, то есть означает установление условия о запрете, что запрещено частью 10 статьи 9 Закона о торговле.

 Нарушение сторонами договора требований части 10 статьи 9 Закона о торговле выразилось во включении в договор от 01.08.2009 условия, содержащего по своей сути запрет на перемену лиц в обязательстве по договору поставки.

 В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Частью 1 статьи 22 Закона о торговле установлено, что названный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года. Таким образом, хозяйствующим субъектам, подпадающим под действия норм Закона о торговле, надлежало до 1 августа 2010 привести в соответствие с требованиями Закона о торговле заключенные договоры поставки. Однако ответчиками в установленный срок не были соблюдены требования части 2 статьи 22 Закона о торговле. 

  

Руководствуясь статьей 23, частью 1статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА»  нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

2.  Выдать ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» предписания о прекращении нарушения части 10 статьи 9 Закона о торговле.

            3. В связи с истечением срока давности основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьёй 14.42 КоАП РФ, отсутствуют.  

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...>;

Членов Комиссии:<...>,

        Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/17-2012 о нарушении ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ООО «Барис-Трейд» (торговая сеть «Барис»)  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № б/н от 01.08.2009 поставки продовольственных товаров, а именно:

1.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ООО «Барис-Трейд» с ЗАО «АМТА», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

2.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 02-03/17-2012

« 6 » февраля 2012 г.                   

             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<...> ;

Членов Комиссии:<...>,

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.02.2012 по делу № 02-03/17-2012 о нарушении ЗАО «АМТА»  части 10 статьи 9  Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        ЗАО «АМТА»  прекратить нарушение положений части 10 статьи 9 Закона о торговле, выразившееся в установлении запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования в договоре № б/н от 01.08.2009 поставки, а именно:

3.       в срок не позднее 20 февраля 2012 года привести условия договора поставки, заключенного  ЗАО «АМТА» с ООО «Барис-Трейд», в соответствие с требованиями части 10 статьи 9  Закона о торговле.

4.       о выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде  в адрес Бурятского УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии                                           <...>

Члены Комиссии                                                       <...>

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-03/17-2012 [format] => [safe_value] => 02-03/17-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» признаны нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

[format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Барис-Трейд» и ЗАО «АМТА» признаны нарушившими часть 10 статьи 9 Закона о торговле.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 30 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 30 [vid] => 6 [name] => Розничная торговля [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-06 01:29:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-06 01:29:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1330651940 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )