Решение по делу № 02-03/98-2010 в отношении Республиканского агентства лесного хозяйства

Номер дела: 02-03/98-2010
Дата публикации: 4 марта 2011, 18:05

РЕШЕНИЕ по делу № 02-03/98-2010 о нарушении антимонопольного законодательства

«04» марта 2011 г.                                                                               г. Улан-Удэ

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» февраля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «04» марта 2011 года

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…..>, членов Комиссии:        <…..>,  <…..>,   

рассмотрев дело от 19.11.2010 № 02-03/98-2010 по признакам нарушения Республиканским агентством лесного хозяйства  (670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 39а)     части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»),

при участии:

заявителя –  <…..>;

ответчика по делу: Республиканского агентства лесного хозяйства   (далее –  Агентство) –  <…..>, доверенности от 15.12.2010 № 003-000053 и от 27.01.2011№ 003-000014; <…..>, доверенность от 13.12.2010 № 003-000053;

заинтересованного лица: ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» (далее – Учреждение) –  <…..>, заместителя руководителя, доверенность от 25.01.2011 № 54; <…..>, директора «Витимского» - филиала Учреждения, доверенности от 22.01.2010 и от 25.01.2011 № 3; <…..>, доверенности от 14.12.2010 № 60 и от 25.01.2011 № 4; 

Министерства природных ресурсов Республики Бурятия –  <…..>, доверенность от 26.01.2011;  <…..>, доверенность от 26.01.2011;

Министерства финансов Республики Бурятия –  <…..>, доверенность от 17.02.2011 № 01-01/23-47;

 УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России рассмотрено заявление гр. <…..>, поступившее из ФАС России 10.08.2010 вх. № 4219 на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства при оказании платных услуг Витимским филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» (далее – Витимский филиал Учреждения).

По результатам рассмотрения заявления гр. <…..> антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Агентства.

 В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  Бурятским УФАС России 19.11.2010 возбуждено дело № 02-03/98-2010 по признакам нарушения Агентством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в даче отделом организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества Агентства поручения Витимскому филиалу Учреждения на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для  <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

При рассмотрении дела  15.12.2010  <…..> пояснил, что по договору купли-продажи  лесных насаждений для нужд граждан от 02.03.2010 № 09/227, в частности по дровам, он оплатил 60 руб. в бюджет, 1749 руб. 30 коп. оплатил в Учреждение. Учредителем Учреждения является   Агентство. Учреждение занимается отводом леса, называя это «услугой», за которую берет деньги. Отвод и таксация, по мнению заявителя, должны производиться Агентством бесплатно. 

Агентство письмом от 10.12.2010 вх. № 9880 представило информацию по договору купли-продажи лесных насаждений № 09/227 для собственных нужд граждан от 02.03.2010, заключенному между Агентством и гр. <…..>, пояснив, что 60 руб. покупатель, в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подписания договора вносит в бюджет Республики Бурятия. Платеж за древесину по указанному договору в размере 1749 руб. 30 коп. в Агентство не поступал. После анализа вышеуказанного договора были выявлены арифметические опечатки, включенные в договор, в размере 1749 руб. 30 коп.

При рассмотрении дела представитель ответчика по делу  <…..> пояснила, что в соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 № 184 (далее – Правила заготовки древесины), Агентство обеспечивает проведение работ по отводу и таксации лесосек путем размещения  государственного заказа  в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). В связи с недостатком финансирования из федерального и республиканского бюджета, отвод и таксация производятся по государственному контракту только для  строительства жилых домов до 300 куб. м.  По остальным нормативам заготовки древесины гражданами  для собственных нужд  финансирование отсутствует, в связи с чем, Агентство вынуждено давать филиалу Учреждения поручения по проведению работ по подбору, отводу и таксации лесосек. Допущенное нарушение ответчик по делу признает, но объясняет это недостаточным финансированием работ по отводу и таксации. 

На вопрос Комиссии: какими нормативными актами разрешается выдавать поручения филиалам Учреждения на отвод и таксацию лесосек, представитель ответчика по делу пояснила, что это вынужденная мера, принимаемая Агентством, т.к. нет финансирования работ по отводу и таксации лесосек, в связи с чем Агентство не может разместить государственный заказ и выбрать исполнителя услуги.

Представитель Учреждения   <…..> указал, что в обязанности филиалов Учреждения не входит отвод и таксация лесосек по договорам купли-продажи  лесных насаждений. Указанной работой Витимский филиал Учреждения занимается на основании поручений, выданных Витимским лесничеством Агентства. Без выдачи соответствующих поручений не имеют права производить отвод и таксацию лесосек для нужд граждан.  В стоимость услуги по отводу и таксации лесосеки  включены расходы на возмещение затрат, услуги транспорта и  рентабельность 6%, что в итоге составило сумму 1749 руб. 30 коп. за 15 куб. м.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представлена переписка Агентства по финансированию работ  по отводу и таксации лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан, в том числе  с Министерством  природных ресурсов Республики Бурятия.  

 Привлеченное в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерство природных ресурсов  Республики Бурятия (далее – Минприроды РБ) подтвердило, что из республиканского бюджета в 2010 году выделены денежные средства в размере 31млн. 146 тыс. руб. на отвод и таксацию лесосек для нужд граждан по договорам купли-продажи лесных насаждений только по нормативу до 300 куб. м, по остальным нормативам заготовки древесины финансирование не производится. Выделенная сумма в размере  31млн. 146 тыс. руб. была размещена Агентством в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов на торгах.

Представители Агентства и Минприроды РБ также указали, что на основании заявок органов местного самоуправления о потребности древесины гражданам для собственных нужд на  2011 год определена годовая потребность в древесине 800 тыс. куб. м (по всем нормативам заготовки древесины, включая дрова). Однако Министерство финансов Республики Бурятия согласовывает выделение денежных средств только на отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины гражданами по нормативу до 300 куб. м.  По остальным нормативам заготовки древесины гражданами  для собственных нужд, предусмотренным  Законом РБ от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», финансирование не производится.

Представитель привлеченного в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерства финансов Республики Бурятия  (далее – Минфин РБ) по существу дела пояснила следующее. Агентством на 2010 год подана бюджетная заявка на сумму 31 млн. 146 тыс. руб. Поскольку на 2011 год бюджетная заявка на отвод и таксацию лесосек Агентством не подавалась, финансирование сохранено в прежнем объеме – 31 млн. 146 тыс. руб. В настоящее время  Агентство имеет право подать бюджетную заявку на 2011 год, которая должна быть рассмотрена в установленном порядке.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления заявителя, ответчика по делу, заинтересованного лица, лиц, располагающих сведениями, Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1.1  Положения о Республиканском агентстве лесного   хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13 (далее – Положение),  Агентство является исполнительным   органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции  по оказанию государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (далее – установленная сфера деятельности).

В пределах своих полномочий Агентство в установленной сфере деятельности в числе прочего заключает договоры постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, договоры безвозмездного срочного пользования лесными участками, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе путем организации и проведения соответствующих аукционов (пункт 3.1.3 Положения).

Согласно пункту 2 Правил заготовки древесины заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

Приказом Минприроды РБ от 02.10.2008 № 154-ПР утвержден Административный регламент Агентства по предоставлению государственной услуги по  заключению договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.5.2 Административного регламента осуществление государственной услуги является бесплатным для Заявителя. Плата по договору купли-продажи является неналоговым платежом бюджетной системы Российской федерации и не является платой за предоставление услуги. Размер платы за древесину, заготавливаемую  по договору купли-продажи, определяется для заявителя – гражданина, заинтересованного в заготовке древесины для собственных нужд в соответствии с главой 4 статьи 76 Лесного кодекса РФ, с применением Республиканских ставок платы.

Административным регламентом определены административные процедуры предоставления государственной услуги (пункт 3 Административного регламента):

- прием, регистрация, рассмотрение заявления и принятие решения о возможности предоставления государственной услуги данному заявителю;

- подготовка лесных насаждений и принятие решения о подготовке проекта договора купли-продажи;

- информирование заявителя о принятом решении – о подготовке проекта договора купли-продажи либо об отказе в предоставлении государственной услуги и заключении договора купли-продажи;

- подготовка, заключение, выдача договора купли-продажи и передача лесных насаждений для заготовки древесины по акту передачи лесных насаждений.

Из анализа пункта 3.2 Административного регламента следует, что подготовка лесных насаждений для заключения договора купли-продажи включает в себя подбор части площади лесного участка, предназначенного в рубку,  наличие и качество материалов отвода данной части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее – лесосека), таксации лесосеки, ведомости материально-денежной оценки лесосеки.

Таким образом, заключение договора купли-продажи лесных насаждений должно осуществляться при наличии оттаксованного лесосечного фонда.

24.02.2010 гр. <…..> подано заявление в  отдел организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества  Агентства о заключении договора купли-продажи лесных насаждений объемом 15 куб. м для получения права заготовки древесины для собственных нужд.

 Ведущим инженером  Витимского лесничества Агентства дан ответ заявителю о том, что принято решение об отпуске древесины в количестве 15 куб. м и дано поручение от 24.02.2010   Витимскому филиалу Учреждения на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для заготовки дров – 15 куб. м.

02.03.2010 между Агентством и  <…..> заключен договор № 09/227-10 купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее – Договор № 09/227-10) площадью 0,6 га, располагающихся на территории Витимского лесничества Багдаринского участкового лесничества, квартал № 888 выдел № 3.

Согласно   пункту 14 Договора № 09/227-10  плата по договору составляет 1749, 30 руб.  

Согласно пункту 15 Договора № 09/227-10  покупатель в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подписания настоящего договора вносит плату в бюджет Республики Бурятия   в размере 60 руб.

В соответствии с подпунктом а пункта 17 вышеуказанного договора продавец обязан передать покупателю в срок, не позднее 10 дней после внесения платы по договору, лесные насаждения в объеме, установленном настоящим договором по акту  передачи лесных насаждений.

Акт передачи лесных насаждений подписан сторонами 02.03.2010.

02.03.2010 между гр. <…..> и Витимским филиалом Учреждения  заключен договор оказания услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства согласно разрешения № 835002/1 от 26.03.2009. Предметом договора является оказание услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства. Виды работ  устанавливаются приложением № 1 калькуляция № 2. Согласно калькуляции № 2 наименование вида работ: отвод, таксация и материально-денежная оценка лесосеки при рубках лесных насаждений. Стоимость услуг составляет 1749, 30 руб. (пункт 4.1 договора).

Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет  субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится полномочие в области лесных отношений по утверждению порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Законом Республики Бурятия  от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» предусмотрено, что финансирование дополнительных расходов, необходимых для исполнения переданных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий Российской Федерации  в сфере лесных отношений, на организацию мероприятий по отводу и таксации мест рубок, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных законом Республики Бурятия на очередной финансовый год.

Таким образом, отвод и таксация лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений должны осуществляться за счет средств федерального и республиканского бюджета. Взимание платы с граждан за отвод и таксацию лесосек недопустимо, о чем указано и в письме Агентства от 30.11.2010 № 002-004808 «Об отводе и таксации лесосек», направленном в адрес Минприроды РБ.

Агентством, как органом государственной власти, не обеспечивается отвод и таксация лесосек.  Поручение на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан дается Витимскому филиалу Учреждения, которое получает плату от населения за предоставленные услуги по подбору, отводу и таксации лесосек.

В соответствии с пунктом 1.6 Устава Учреждения, утвержденного приказом Агентства от 10.01.2008 № 1, функции учредителя Учреждения осуществляет Агентство.

Учреждение создано в целях охраны лесов от пожаров, обеспечения пожарной безопасности в лесах, обеспечения санитарной безопасности в лесах, производства работ по воспроизводству лесов, лесоразведению, работ по уходу за лесом  и использования лесов (пункт 2.1 Устава).

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность,  которая служит достижению целей, определенных Уставом, и соответствует этим целям, в том числе оказание платных услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства на основании договоров на отвод, таксацию и  материально-денежную оценку лесосек для лиц, использующих леса (пункт 2.4 Устава).

Следовательно, Учреждение является хозяйствующим субъектом, которому органом власти в лице Агентства создаются благоприятные условия деятельности по извлечению доходов от оказания платных услуг по отводу и таксации лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан путем выдачи поручений на отвод и таксацию лесосек.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, Агентство,  выдавая поручение  на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений Витимскому филиалу Учреждения, предоставило хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности, тем самым нарушило часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Агентство  нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите

конкуренции. Нарушение выразилось в выдаче Витимскому филиалу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений, что создает хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности, и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. Выдать Агентству предписание о прекращении нарушения части 1 статьи

15 Закона о защите конкуренции и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить выдачу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на отвод и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011;

- уведомить отделы организации и обеспечения деятельности лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства о прекращении выдачи поручений на отвод  и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011.

3. Передать соответствующие материалы должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…..>

Члены Комиссии:                                                                                 <…..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 02-03/98-2010

 «04» марта 2011 г.                                                                                г. Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…..>, членов Комиссии:        <…..>, <…..>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «04» марта 2011 г. по делу № 02-03/98-2010 о нарушении  Республиканским агентством лесного хозяйства (670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 39а)  части 1 статьи 15   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Республиканскому агентству лесного хозяйства прекратить  нарушение  

части   1   статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в    выдаче поручений Витимскому филиалу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений, что создает хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности,  и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить выдачу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на отвод и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011;

- уведомить отделы организации и обеспечения деятельности лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства о прекращении выдачи поручений на отвод  и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011.

         О  выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде с приложением подтверждающих документов в адрес Бурятского УФАС России в срок не позднее 07.10.2011.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…..>

Члены Комиссии:                                                                                 <…..>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6734 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 02-03/98-2010 в отношении Республиканского агентства лесного хозяйства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6734 [type] => solution [language] => ru [created] => 1326535847 [changed] => 1370521341 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521341 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 02-03/98-2010 о нарушении антимонопольного законодательства

«04» марта 2011 г.                                                                               г. Улан-Удэ

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» февраля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «04» марта 2011 года

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…..>, членов Комиссии:        <…..>,  <…..>,   

рассмотрев дело от 19.11.2010 № 02-03/98-2010 по признакам нарушения Республиканским агентством лесного хозяйства  (670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 39а)     части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»),

при участии:

заявителя –  <…..>;

ответчика по делу: Республиканского агентства лесного хозяйства   (далее –  Агентство) –  <…..>, доверенности от 15.12.2010 № 003-000053 и от 27.01.2011№ 003-000014; <…..>, доверенность от 13.12.2010 № 003-000053;

заинтересованного лица: ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» (далее – Учреждение) –  <…..>, заместителя руководителя, доверенность от 25.01.2011 № 54; <…..>, директора «Витимского» - филиала Учреждения, доверенности от 22.01.2010 и от 25.01.2011 № 3; <…..>, доверенности от 14.12.2010 № 60 и от 25.01.2011 № 4; 

Министерства природных ресурсов Республики Бурятия –  <…..>, доверенность от 26.01.2011;  <…..>, доверенность от 26.01.2011;

Министерства финансов Республики Бурятия –  <…..>, доверенность от 17.02.2011 № 01-01/23-47;

 УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России рассмотрено заявление гр. <…..>, поступившее из ФАС России 10.08.2010 вх. № 4219 на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства при оказании платных услуг Витимским филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» (далее – Витимский филиал Учреждения).

По результатам рассмотрения заявления гр. <…..> антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Агентства.

 В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  Бурятским УФАС России 19.11.2010 возбуждено дело № 02-03/98-2010 по признакам нарушения Агентством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в даче отделом организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества Агентства поручения Витимскому филиалу Учреждения на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для  <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

При рассмотрении дела  15.12.2010  <…..> пояснил, что по договору купли-продажи  лесных насаждений для нужд граждан от 02.03.2010 № 09/227, в частности по дровам, он оплатил 60 руб. в бюджет, 1749 руб. 30 коп. оплатил в Учреждение. Учредителем Учреждения является   Агентство. Учреждение занимается отводом леса, называя это «услугой», за которую берет деньги. Отвод и таксация, по мнению заявителя, должны производиться Агентством бесплатно. 

Агентство письмом от 10.12.2010 вх. № 9880 представило информацию по договору купли-продажи лесных насаждений № 09/227 для собственных нужд граждан от 02.03.2010, заключенному между Агентством и гр. <…..>, пояснив, что 60 руб. покупатель, в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подписания договора вносит в бюджет Республики Бурятия. Платеж за древесину по указанному договору в размере 1749 руб. 30 коп. в Агентство не поступал. После анализа вышеуказанного договора были выявлены арифметические опечатки, включенные в договор, в размере 1749 руб. 30 коп.

При рассмотрении дела представитель ответчика по делу  <…..> пояснила, что в соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 № 184 (далее – Правила заготовки древесины), Агентство обеспечивает проведение работ по отводу и таксации лесосек путем размещения  государственного заказа  в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). В связи с недостатком финансирования из федерального и республиканского бюджета, отвод и таксация производятся по государственному контракту только для  строительства жилых домов до 300 куб. м.  По остальным нормативам заготовки древесины гражданами  для собственных нужд  финансирование отсутствует, в связи с чем, Агентство вынуждено давать филиалу Учреждения поручения по проведению работ по подбору, отводу и таксации лесосек. Допущенное нарушение ответчик по делу признает, но объясняет это недостаточным финансированием работ по отводу и таксации. 

На вопрос Комиссии: какими нормативными актами разрешается выдавать поручения филиалам Учреждения на отвод и таксацию лесосек, представитель ответчика по делу пояснила, что это вынужденная мера, принимаемая Агентством, т.к. нет финансирования работ по отводу и таксации лесосек, в связи с чем Агентство не может разместить государственный заказ и выбрать исполнителя услуги.

Представитель Учреждения   <…..> указал, что в обязанности филиалов Учреждения не входит отвод и таксация лесосек по договорам купли-продажи  лесных насаждений. Указанной работой Витимский филиал Учреждения занимается на основании поручений, выданных Витимским лесничеством Агентства. Без выдачи соответствующих поручений не имеют права производить отвод и таксацию лесосек для нужд граждан.  В стоимость услуги по отводу и таксации лесосеки  включены расходы на возмещение затрат, услуги транспорта и  рентабельность 6%, что в итоге составило сумму 1749 руб. 30 коп. за 15 куб. м.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представлена переписка Агентства по финансированию работ  по отводу и таксации лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан, в том числе  с Министерством  природных ресурсов Республики Бурятия.  

 Привлеченное в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерство природных ресурсов  Республики Бурятия (далее – Минприроды РБ) подтвердило, что из республиканского бюджета в 2010 году выделены денежные средства в размере 31млн. 146 тыс. руб. на отвод и таксацию лесосек для нужд граждан по договорам купли-продажи лесных насаждений только по нормативу до 300 куб. м, по остальным нормативам заготовки древесины финансирование не производится. Выделенная сумма в размере  31млн. 146 тыс. руб. была размещена Агентством в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов на торгах.

Представители Агентства и Минприроды РБ также указали, что на основании заявок органов местного самоуправления о потребности древесины гражданам для собственных нужд на  2011 год определена годовая потребность в древесине 800 тыс. куб. м (по всем нормативам заготовки древесины, включая дрова). Однако Министерство финансов Республики Бурятия согласовывает выделение денежных средств только на отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины гражданами по нормативу до 300 куб. м.  По остальным нормативам заготовки древесины гражданами  для собственных нужд, предусмотренным  Законом РБ от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», финансирование не производится.

Представитель привлеченного в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерства финансов Республики Бурятия  (далее – Минфин РБ) по существу дела пояснила следующее. Агентством на 2010 год подана бюджетная заявка на сумму 31 млн. 146 тыс. руб. Поскольку на 2011 год бюджетная заявка на отвод и таксацию лесосек Агентством не подавалась, финансирование сохранено в прежнем объеме – 31 млн. 146 тыс. руб. В настоящее время  Агентство имеет право подать бюджетную заявку на 2011 год, которая должна быть рассмотрена в установленном порядке.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления заявителя, ответчика по делу, заинтересованного лица, лиц, располагающих сведениями, Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1.1  Положения о Республиканском агентстве лесного   хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13 (далее – Положение),  Агентство является исполнительным   органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции  по оказанию государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (далее – установленная сфера деятельности).

В пределах своих полномочий Агентство в установленной сфере деятельности в числе прочего заключает договоры постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, договоры безвозмездного срочного пользования лесными участками, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе путем организации и проведения соответствующих аукционов (пункт 3.1.3 Положения).

Согласно пункту 2 Правил заготовки древесины заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

Приказом Минприроды РБ от 02.10.2008 № 154-ПР утвержден Административный регламент Агентства по предоставлению государственной услуги по  заключению договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.5.2 Административного регламента осуществление государственной услуги является бесплатным для Заявителя. Плата по договору купли-продажи является неналоговым платежом бюджетной системы Российской федерации и не является платой за предоставление услуги. Размер платы за древесину, заготавливаемую  по договору купли-продажи, определяется для заявителя – гражданина, заинтересованного в заготовке древесины для собственных нужд в соответствии с главой 4 статьи 76 Лесного кодекса РФ, с применением Республиканских ставок платы.

Административным регламентом определены административные процедуры предоставления государственной услуги (пункт 3 Административного регламента):

- прием, регистрация, рассмотрение заявления и принятие решения о возможности предоставления государственной услуги данному заявителю;

- подготовка лесных насаждений и принятие решения о подготовке проекта договора купли-продажи;

- информирование заявителя о принятом решении – о подготовке проекта договора купли-продажи либо об отказе в предоставлении государственной услуги и заключении договора купли-продажи;

- подготовка, заключение, выдача договора купли-продажи и передача лесных насаждений для заготовки древесины по акту передачи лесных насаждений.

Из анализа пункта 3.2 Административного регламента следует, что подготовка лесных насаждений для заключения договора купли-продажи включает в себя подбор части площади лесного участка, предназначенного в рубку,  наличие и качество материалов отвода данной части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее – лесосека), таксации лесосеки, ведомости материально-денежной оценки лесосеки.

Таким образом, заключение договора купли-продажи лесных насаждений должно осуществляться при наличии оттаксованного лесосечного фонда.

24.02.2010 гр. <…..> подано заявление в  отдел организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества  Агентства о заключении договора купли-продажи лесных насаждений объемом 15 куб. м для получения права заготовки древесины для собственных нужд.

 Ведущим инженером  Витимского лесничества Агентства дан ответ заявителю о том, что принято решение об отпуске древесины в количестве 15 куб. м и дано поручение от 24.02.2010   Витимскому филиалу Учреждения на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для заготовки дров – 15 куб. м.

02.03.2010 между Агентством и  <…..> заключен договор № 09/227-10 купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее – Договор № 09/227-10) площадью 0,6 га, располагающихся на территории Витимского лесничества Багдаринского участкового лесничества, квартал № 888 выдел № 3.

Согласно   пункту 14 Договора № 09/227-10  плата по договору составляет 1749, 30 руб.  

Согласно пункту 15 Договора № 09/227-10  покупатель в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подписания настоящего договора вносит плату в бюджет Республики Бурятия   в размере 60 руб.

В соответствии с подпунктом а пункта 17 вышеуказанного договора продавец обязан передать покупателю в срок, не позднее 10 дней после внесения платы по договору, лесные насаждения в объеме, установленном настоящим договором по акту  передачи лесных насаждений.

Акт передачи лесных насаждений подписан сторонами 02.03.2010.

02.03.2010 между гр. <…..> и Витимским филиалом Учреждения  заключен договор оказания услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства согласно разрешения № 835002/1 от 26.03.2009. Предметом договора является оказание услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства. Виды работ  устанавливаются приложением № 1 калькуляция № 2. Согласно калькуляции № 2 наименование вида работ: отвод, таксация и материально-денежная оценка лесосеки при рубках лесных насаждений. Стоимость услуг составляет 1749, 30 руб. (пункт 4.1 договора).

Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет  субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится полномочие в области лесных отношений по утверждению порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Законом Республики Бурятия  от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» предусмотрено, что финансирование дополнительных расходов, необходимых для исполнения переданных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий Российской Федерации  в сфере лесных отношений, на организацию мероприятий по отводу и таксации мест рубок, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных законом Республики Бурятия на очередной финансовый год.

Таким образом, отвод и таксация лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений должны осуществляться за счет средств федерального и республиканского бюджета. Взимание платы с граждан за отвод и таксацию лесосек недопустимо, о чем указано и в письме Агентства от 30.11.2010 № 002-004808 «Об отводе и таксации лесосек», направленном в адрес Минприроды РБ.

Агентством, как органом государственной власти, не обеспечивается отвод и таксация лесосек.  Поручение на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан дается Витимскому филиалу Учреждения, которое получает плату от населения за предоставленные услуги по подбору, отводу и таксации лесосек.

В соответствии с пунктом 1.6 Устава Учреждения, утвержденного приказом Агентства от 10.01.2008 № 1, функции учредителя Учреждения осуществляет Агентство.

Учреждение создано в целях охраны лесов от пожаров, обеспечения пожарной безопасности в лесах, обеспечения санитарной безопасности в лесах, производства работ по воспроизводству лесов, лесоразведению, работ по уходу за лесом  и использования лесов (пункт 2.1 Устава).

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность,  которая служит достижению целей, определенных Уставом, и соответствует этим целям, в том числе оказание платных услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства на основании договоров на отвод, таксацию и  материально-денежную оценку лесосек для лиц, использующих леса (пункт 2.4 Устава).

Следовательно, Учреждение является хозяйствующим субъектом, которому органом власти в лице Агентства создаются благоприятные условия деятельности по извлечению доходов от оказания платных услуг по отводу и таксации лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан путем выдачи поручений на отвод и таксацию лесосек.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, Агентство,  выдавая поручение  на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений Витимскому филиалу Учреждения, предоставило хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности, тем самым нарушило часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Агентство  нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите

конкуренции. Нарушение выразилось в выдаче Витимскому филиалу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений, что создает хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности, и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. Выдать Агентству предписание о прекращении нарушения части 1 статьи

15 Закона о защите конкуренции и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить выдачу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на отвод и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011;

- уведомить отделы организации и обеспечения деятельности лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства о прекращении выдачи поручений на отвод  и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011.

3. Передать соответствующие материалы должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…..>

Члены Комиссии:                                                                                 <…..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 02-03/98-2010

 «04» марта 2011 г.                                                                                г. Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…..>, членов Комиссии:        <…..>, <…..>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «04» марта 2011 г. по делу № 02-03/98-2010 о нарушении  Республиканским агентством лесного хозяйства (670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 39а)  части 1 статьи 15   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Республиканскому агентству лесного хозяйства прекратить  нарушение  

части   1   статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в    выдаче поручений Витимскому филиалу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений, что создает хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности,  и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить выдачу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на отвод и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011;

- уведомить отделы организации и обеспечения деятельности лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства о прекращении выдачи поручений на отвод  и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011.

         О  выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде с приложением подтверждающих документов в адрес Бурятского УФАС России в срок не позднее 07.10.2011.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…..>

Члены Комиссии:                                                                                 <…..>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ по делу № 02-03/98-2010 о нарушении антимонопольного законодательства

«04» марта 2011 г.                                                                               г. Улан-Удэ

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» февраля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «04» марта 2011 года

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…..>, членов Комиссии:        <…..>,  <…..>,   

рассмотрев дело от 19.11.2010 № 02-03/98-2010 по признакам нарушения Республиканским агентством лесного хозяйства  (670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 39а)     части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»),

при участии:

заявителя –  <…..>;

ответчика по делу: Республиканского агентства лесного хозяйства   (далее –  Агентство) –  <…..>, доверенности от 15.12.2010 № 003-000053 и от 27.01.2011№ 003-000014; <…..>, доверенность от 13.12.2010 № 003-000053;

заинтересованного лица: ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» (далее – Учреждение) –  <…..>, заместителя руководителя, доверенность от 25.01.2011 № 54; <…..>, директора «Витимского» - филиала Учреждения, доверенности от 22.01.2010 и от 25.01.2011 № 3; <…..>, доверенности от 14.12.2010 № 60 и от 25.01.2011 № 4; 

Министерства природных ресурсов Республики Бурятия –  <…..>, доверенность от 26.01.2011;  <…..>, доверенность от 26.01.2011;

Министерства финансов Республики Бурятия –  <…..>, доверенность от 17.02.2011 № 01-01/23-47;

 УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России рассмотрено заявление гр. <…..>, поступившее из ФАС России 10.08.2010 вх. № 4219 на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства при оказании платных услуг Витимским филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» (далее – Витимский филиал Учреждения).

По результатам рассмотрения заявления гр. <…..> антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Агентства.

 В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции  Бурятским УФАС России 19.11.2010 возбуждено дело № 02-03/98-2010 по признакам нарушения Агентством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в даче отделом организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества Агентства поручения Витимскому филиалу Учреждения на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для  <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

При рассмотрении дела  15.12.2010  <…..> пояснил, что по договору купли-продажи  лесных насаждений для нужд граждан от 02.03.2010 № 09/227, в частности по дровам, он оплатил 60 руб. в бюджет, 1749 руб. 30 коп. оплатил в Учреждение. Учредителем Учреждения является   Агентство. Учреждение занимается отводом леса, называя это «услугой», за которую берет деньги. Отвод и таксация, по мнению заявителя, должны производиться Агентством бесплатно. 

Агентство письмом от 10.12.2010 вх. № 9880 представило информацию по договору купли-продажи лесных насаждений № 09/227 для собственных нужд граждан от 02.03.2010, заключенному между Агентством и гр. <…..>, пояснив, что 60 руб. покупатель, в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подписания договора вносит в бюджет Республики Бурятия. Платеж за древесину по указанному договору в размере 1749 руб. 30 коп. в Агентство не поступал. После анализа вышеуказанного договора были выявлены арифметические опечатки, включенные в договор, в размере 1749 руб. 30 коп.

При рассмотрении дела представитель ответчика по делу  <…..> пояснила, что в соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 № 184 (далее – Правила заготовки древесины), Агентство обеспечивает проведение работ по отводу и таксации лесосек путем размещения  государственного заказа  в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). В связи с недостатком финансирования из федерального и республиканского бюджета, отвод и таксация производятся по государственному контракту только для  строительства жилых домов до 300 куб. м.  По остальным нормативам заготовки древесины гражданами  для собственных нужд  финансирование отсутствует, в связи с чем, Агентство вынуждено давать филиалу Учреждения поручения по проведению работ по подбору, отводу и таксации лесосек. Допущенное нарушение ответчик по делу признает, но объясняет это недостаточным финансированием работ по отводу и таксации. 

На вопрос Комиссии: какими нормативными актами разрешается выдавать поручения филиалам Учреждения на отвод и таксацию лесосек, представитель ответчика по делу пояснила, что это вынужденная мера, принимаемая Агентством, т.к. нет финансирования работ по отводу и таксации лесосек, в связи с чем Агентство не может разместить государственный заказ и выбрать исполнителя услуги.

Представитель Учреждения   <…..> указал, что в обязанности филиалов Учреждения не входит отвод и таксация лесосек по договорам купли-продажи  лесных насаждений. Указанной работой Витимский филиал Учреждения занимается на основании поручений, выданных Витимским лесничеством Агентства. Без выдачи соответствующих поручений не имеют права производить отвод и таксацию лесосек для нужд граждан.  В стоимость услуги по отводу и таксации лесосеки  включены расходы на возмещение затрат, услуги транспорта и  рентабельность 6%, что в итоге составило сумму 1749 руб. 30 коп. за 15 куб. м.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представлена переписка Агентства по финансированию работ  по отводу и таксации лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан, в том числе  с Министерством  природных ресурсов Республики Бурятия.  

 Привлеченное в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерство природных ресурсов  Республики Бурятия (далее – Минприроды РБ) подтвердило, что из республиканского бюджета в 2010 году выделены денежные средства в размере 31млн. 146 тыс. руб. на отвод и таксацию лесосек для нужд граждан по договорам купли-продажи лесных насаждений только по нормативу до 300 куб. м, по остальным нормативам заготовки древесины финансирование не производится. Выделенная сумма в размере  31млн. 146 тыс. руб. была размещена Агентством в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов на торгах.

Представители Агентства и Минприроды РБ также указали, что на основании заявок органов местного самоуправления о потребности древесины гражданам для собственных нужд на  2011 год определена годовая потребность в древесине 800 тыс. куб. м (по всем нормативам заготовки древесины, включая дрова). Однако Министерство финансов Республики Бурятия согласовывает выделение денежных средств только на отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины гражданами по нормативу до 300 куб. м.  По остальным нормативам заготовки древесины гражданами  для собственных нужд, предусмотренным  Законом РБ от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», финансирование не производится.

Представитель привлеченного в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерства финансов Республики Бурятия  (далее – Минфин РБ) по существу дела пояснила следующее. Агентством на 2010 год подана бюджетная заявка на сумму 31 млн. 146 тыс. руб. Поскольку на 2011 год бюджетная заявка на отвод и таксацию лесосек Агентством не подавалась, финансирование сохранено в прежнем объеме – 31 млн. 146 тыс. руб. В настоящее время  Агентство имеет право подать бюджетную заявку на 2011 год, которая должна быть рассмотрена в установленном порядке.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела  о нарушении антимонопольного законодательства, выступления заявителя, ответчика по делу, заинтересованного лица, лиц, располагающих сведениями, Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1.1  Положения о Республиканском агентстве лесного   хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13 (далее – Положение),  Агентство является исполнительным   органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции  по оказанию государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (далее – установленная сфера деятельности).

В пределах своих полномочий Агентство в установленной сфере деятельности в числе прочего заключает договоры постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, договоры безвозмездного срочного пользования лесными участками, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе путем организации и проведения соответствующих аукционов (пункт 3.1.3 Положения).

Согласно пункту 2 Правил заготовки древесины заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

Приказом Минприроды РБ от 02.10.2008 № 154-ПР утвержден Административный регламент Агентства по предоставлению государственной услуги по  заключению договоров купли-продажи лесных насаждений без проведения аукционов (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.5.2 Административного регламента осуществление государственной услуги является бесплатным для Заявителя. Плата по договору купли-продажи является неналоговым платежом бюджетной системы Российской федерации и не является платой за предоставление услуги. Размер платы за древесину, заготавливаемую  по договору купли-продажи, определяется для заявителя – гражданина, заинтересованного в заготовке древесины для собственных нужд в соответствии с главой 4 статьи 76 Лесного кодекса РФ, с применением Республиканских ставок платы.

Административным регламентом определены административные процедуры предоставления государственной услуги (пункт 3 Административного регламента):

- прием, регистрация, рассмотрение заявления и принятие решения о возможности предоставления государственной услуги данному заявителю;

- подготовка лесных насаждений и принятие решения о подготовке проекта договора купли-продажи;

- информирование заявителя о принятом решении – о подготовке проекта договора купли-продажи либо об отказе в предоставлении государственной услуги и заключении договора купли-продажи;

- подготовка, заключение, выдача договора купли-продажи и передача лесных насаждений для заготовки древесины по акту передачи лесных насаждений.

Из анализа пункта 3.2 Административного регламента следует, что подготовка лесных насаждений для заключения договора купли-продажи включает в себя подбор части площади лесного участка, предназначенного в рубку,  наличие и качество материалов отвода данной части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее – лесосека), таксации лесосеки, ведомости материально-денежной оценки лесосеки.

Таким образом, заключение договора купли-продажи лесных насаждений должно осуществляться при наличии оттаксованного лесосечного фонда.

24.02.2010 гр. <…..> подано заявление в  отдел организации и обеспечения деятельности Витимского лесничества  Агентства о заключении договора купли-продажи лесных насаждений объемом 15 куб. м для получения права заготовки древесины для собственных нужд.

 Ведущим инженером  Витимского лесничества Агентства дан ответ заявителю о том, что принято решение об отпуске древесины в количестве 15 куб. м и дано поручение от 24.02.2010   Витимскому филиалу Учреждения на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для заготовки дров – 15 куб. м.

02.03.2010 между Агентством и  <…..> заключен договор № 09/227-10 купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее – Договор № 09/227-10) площадью 0,6 га, располагающихся на территории Витимского лесничества Багдаринского участкового лесничества, квартал № 888 выдел № 3.

Согласно   пункту 14 Договора № 09/227-10  плата по договору составляет 1749, 30 руб.  

Согласно пункту 15 Договора № 09/227-10  покупатель в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подписания настоящего договора вносит плату в бюджет Республики Бурятия   в размере 60 руб.

В соответствии с подпунктом а пункта 17 вышеуказанного договора продавец обязан передать покупателю в срок, не позднее 10 дней после внесения платы по договору, лесные насаждения в объеме, установленном настоящим договором по акту  передачи лесных насаждений.

Акт передачи лесных насаждений подписан сторонами 02.03.2010.

02.03.2010 между гр. <…..> и Витимским филиалом Учреждения  заключен договор оказания услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства согласно разрешения № 835002/1 от 26.03.2009. Предметом договора является оказание услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства. Виды работ  устанавливаются приложением № 1 калькуляция № 2. Согласно калькуляции № 2 наименование вида работ: отвод, таксация и материально-денежная оценка лесосеки при рубках лесных насаждений. Стоимость услуг составляет 1749, 30 руб. (пункт 4.1 договора).

Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет  субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится полномочие в области лесных отношений по утверждению порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Законом Республики Бурятия  от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» предусмотрено, что финансирование дополнительных расходов, необходимых для исполнения переданных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий Российской Федерации  в сфере лесных отношений, на организацию мероприятий по отводу и таксации мест рубок, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных законом Республики Бурятия на очередной финансовый год.

Таким образом, отвод и таксация лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений должны осуществляться за счет средств федерального и республиканского бюджета. Взимание платы с граждан за отвод и таксацию лесосек недопустимо, о чем указано и в письме Агентства от 30.11.2010 № 002-004808 «Об отводе и таксации лесосек», направленном в адрес Минприроды РБ.

Агентством, как органом государственной власти, не обеспечивается отвод и таксация лесосек.  Поручение на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан дается Витимскому филиалу Учреждения, которое получает плату от населения за предоставленные услуги по подбору, отводу и таксации лесосек.

В соответствии с пунктом 1.6 Устава Учреждения, утвержденного приказом Агентства от 10.01.2008 № 1, функции учредителя Учреждения осуществляет Агентство.

Учреждение создано в целях охраны лесов от пожаров, обеспечения пожарной безопасности в лесах, обеспечения санитарной безопасности в лесах, производства работ по воспроизводству лесов, лесоразведению, работ по уходу за лесом  и использования лесов (пункт 2.1 Устава).

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность,  которая служит достижению целей, определенных Уставом, и соответствует этим целям, в том числе оказание платных услуг и выполнение работ гражданам и юридическим лицам в сфере лесного хозяйства на основании договоров на отвод, таксацию и  материально-денежную оценку лесосек для лиц, использующих леса (пункт 2.4 Устава).

Следовательно, Учреждение является хозяйствующим субъектом, которому органом власти в лице Агентства создаются благоприятные условия деятельности по извлечению доходов от оказания платных услуг по отводу и таксации лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан путем выдачи поручений на отвод и таксацию лесосек.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, Агентство,  выдавая поручение  на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений Витимскому филиалу Учреждения, предоставило хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности, тем самым нарушило часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Агентство  нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите

конкуренции. Нарушение выразилось в выдаче Витимскому филиалу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений, что создает хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности, и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. Выдать Агентству предписание о прекращении нарушения части 1 статьи

15 Закона о защите конкуренции и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить выдачу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на отвод и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011;

- уведомить отделы организации и обеспечения деятельности лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства о прекращении выдачи поручений на отвод  и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011.

3. Передать соответствующие материалы должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…..>

Члены Комиссии:                                                                                 <…..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 ПРЕДПИСАНИЕ № 02-03/98-2010

 «04» марта 2011 г.                                                                                г. Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <…..>, членов Комиссии:        <…..>, <…..>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «04» марта 2011 г. по делу № 02-03/98-2010 о нарушении  Республиканским агентством лесного хозяйства (670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 39а)  части 1 статьи 15   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Республиканскому агентству лесного хозяйства прекратить  нарушение  

части   1   статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в    выдаче поручений Витимскому филиалу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» на проведение работ по подбору, отводу и таксации лесосек, обследованию лесных насаждений для гр. <…..> по договору купли-продажи лесных насаждений, что создает хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности,  и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить выдачу ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» поручений на отвод и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011;

- уведомить отделы организации и обеспечения деятельности лесничеств Республиканского агентства лесного хозяйства о прекращении выдачи поручений на отвод  и таксацию лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений для нужд граждан  в срок до 30.09.2011.

         О  выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде с приложением подтверждающих документов в адрес Бурятского УФАС России в срок не позднее 07.10.2011.

 

Председатель Комиссии                                                                      <…..>

Члены Комиссии:                                                                                 <…..>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-03/98-2010 [format] => [safe_value] => 02-03/98-2010 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-04 10:05:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-03 16:00:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1326535847 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )