Постановление по делу № 05-13/38-2014 в отношении ООО «Массив-Сервис»

Номер дела: 05-13/38-2014
Дата публикации: 19 сентября 2014, 14:47

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 05-13/38-2014

18 сентября 2014 года                                                                     г. Улан-Удэ

Я,  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-13/38-2014, возбужденного в отношении юридического лица ООО «Массив-Сервис» (670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 5),

в помещении Бурятского УФАС России по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 106   

18.09.2014 в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис»,

УСТАНОВИЛА:

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев дело  о нарушении антимонопольного законодательства от 05.05.2014 № 05-11/12-2014, признала в действиях ООО «Массив-Сервис», ГБУЗ «Городской родильный дом № 2», ГБУЗ «Городская больница № 4», ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова», ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер», ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации», ГБУЗ «Городская больница № 5», ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер», ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашений, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг.

Из заявления ООО «Разнобыт», ИП <…>., ООО «Улан-Удэнская мемориальная компания», ООО «Отелла», ИП <…> следует, что в связи с осуществлением ООО «Массив-Сервис» перевозки тел умерших из медицинских учреждений г. Улан-Удэ в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» нарушено антимонопольное законодательство. Так, Министерством здравоохранения Республики Бурятия не был обеспечен принцип открытости и прозрачности, не размещена информация о заключении договорных отношений на перевозку тел умерших. ООО «Массив-Сервис» и ООО «Байкальская специализированная компания», занимающиеся оказанием услуг ритуального характера, имеют одного и того же учредителя и генерального директора <…>. Исходя из положений действующего федерального законодательства для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего (мертворожденного, плода) в патолого-анатомическое бюро (отделение) направляется медицинская документация умершего (мертворожденного, плода) - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), содержащая результаты проведенных лабораторных и инструментальных диагностических исследований, карты анестезиологических и реанимационных пособий, протоколы оперативных вмешательств, заключительный клинический диагноз с указанием кода диагноза в соответствии с МКБ-X <1> и посмертный эпикриз. Таким образом, в результате заключения ООО «Массив-Сервис» и медицинских учреждений договоров на перевозку тел умерших   ООО «Байкальская специализированная компания» предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников, чем создаются более выгодные условия деятельности на рынке в сравнении с другими участниками рынка.

ООО «Массив-Сервис» представило письменные пояснения от 16.04.2014, из которых следует, что общество не согласно с заявленными требованиями, поскольку перевозка в соответствии с договорами осуществляется на безвозмездной основе, отсутствует факт обращений других хозяйствующих субъектов с предложением оказания услуг перевозки тел умерших на безвозмездной основе. Из текстов договоров не следует получение обществом персональных данных умерших, истории болезни и медицинские карты доставляются в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» сотрудниками медицинских учреждений без привлечения ООО «Массив-Сервис».

Ответчики (медицинские учреждения) представили аналогичные письменные пояснения, из которых следует, что договоры заключены в декабре 2013 года на основании письма Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 19.12.2013 № 5556 вместе с распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 18.12.2013 № 437 об определении медицинских организаций, в которые осуществляется доставка тел умерших.  Указанным письмом Министерство здравоохранения определило, что доставкой тел умерших из стационаров в определенные распоряжением морги будет заниматься ООО «Массив-Сервис» на безвозмездной основе.  Перевозка тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие  осуществляется без сопровождения медицинских сотрудников с выдачей ООО «Массив-Сервис» медицинского направления. Медицинская документация, в котором указаны персональные данные умершего, передаются непосредственно сотрудниками больниц в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро».

ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» пояснило, что истории болезни доставляются лично медицинским персоналом учреждений в бюро, где регистрируются в журнале поступлений историй болезней, то есть передача персональных данных ритуальным организациям исключена.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

В ноябре 2013 года ООО «Байкальская специализированная компания» обратилось в Министерство здравоохранения РБ с предложением рассмотреть проект по созданию в г.Улан-Удэ службы транспортировки тел умерших из лечебных учреждений в патологоанатомическое бюро в круглосуточном режиме на безвозмездной основе. Вследствие невозможности осуществления деятельности по перевозке груза-200 ООО «Байкальская специализированная компания» в связи с отсутствием соответствующего ОКВЭД <…> было учреждено ООО «Массив-Сервис», занимающееся исключительно перевозкой тел.

<…> в ходе рассмотрения  дела пояснил, что ООО «Массив-Сервис» осуществило перевозку 380 тел умерших из лечебных учреждений в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» на безвозмездной основе, никакую иную деятельность общество не осуществляет, прибыль не извлекает.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.12.2013 учредителем и генеральным директором ОООО «Массив-Сервис» и ООО «Байкальская специализированная компания» является <…>.

Таким образом, указанные лица образуют одну группу лиц в соответствии со статьёй 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего (мертворожденного, плода) в патолого-анатомическое бюро (отделение) направляется медицинская документация умершего (мертворожденного, плода) - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), содержащая результаты проведенных лабораторных и инструментальных диагностических исследований, карты анестезиологических и реанимационных пособий, протоколы оперативных вмешательств, заключительный клинический диагноз с указанием кода диагноза в соответствии с МКБ-X <1> и посмертный эпикриз.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

ООО «Массив-Сервис» заключены договоры на перевозку груза-200 ГБУЗ «Городской родильный дом № 2» (договор № 02/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 4» (договор 03/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова» (договор 07/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» (договор 09/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» (договор 11/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации» (договор 13/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 5» (договор 14/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» (договор 01/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 2» (договор 15/2013 от 23.12.2013).

В соответствии с вышеуказанными договорами ООО «Массив-Сервис» обязуется доставлять тела умерших по заявке отправителя на безвозмездной основе за счет средств перевозчика. Отправитель (медицинское учреждение) обязан выдать перевозчику (ООО «Массив-Сервис») сопроводительные документы на груз-200 (медицинское направление или иной документ) для того, чтобы данный груз-200 был принят получателем, в случае нарушения данного пункта договора перевозчик снимает с себя ответственность за отказ получателя принять груз-200 в морг.

В соответствии с договором 1.02/2013 от 23.12.2013 с ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» перевозчик обязан доставить груз-200 в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» не позднее 9-10 часов дня, груз-200 должен быть с бирками (с указанием ФИО, возраст, наименование медицинского учреждения, отделения), на бумажном носителе (направление на патологоанатомическое вскрытие).

В медицинском направлении, выдаваемом медицинским учреждениями ООО «Массив-Сервис», содержится информация о фамилии, имени, отчестве умершего, дате его рождения.

В ходе рассмотрения дела медицинские учреждения представили сведения о количестве перевезенного ООО «Массив-Сервис»  груза-200 с 01.01.2014 по 01.04.2014 с выдачей медицинского направления:

  1. ГБУЗ «Городской родильный дом № 2» - 0;
  2. ГБУЗ «Городская больница № 4» - 17;
  3. ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова» - 112;
  4. ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» - 125;
  5. ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» - 24;
  6. ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации» - 2;
  7. ГБУЗ «Городская больница № 5» - 0;
  8. ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - 35;
  9. ГБУЗ «Городская больница № 2» -12.

Антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220, проведен анализ состояния конкуренции на рынках похоронных услуг и продаж похоронных принадлежностей. Данные анализа закреплены в аналитическом отчете.

В качестве продуктовых границ исследуемого рынка определены:

- услуги по организации похорон и связанные с ними услуги (код ОКВЭД 93.03) - для краткости в дальнейшем именуемые как похоронные услуги – под которыми понимается комплекс услуг по организации погребения способом захоронения умершего в землю;

- предметы ритуального назначения/похоронные принадлежности (код ОКВЭД 52.48.34), розничная продажа.

Для оценки влияния заключенных соглашений на конкурентную среду рынка похоронных услуг г. Улан-Удэ проанализирована динамика объемов продаж похоронных услуг хозяйствующих субъектов в периоды до и после заключения договоров (договоры заключены в конце декабря 2013 года) на перевозку умерших из лечебных учреждений в патологоанатомическое бюро. 

Сравнение объемов продаж  похоронных услуг в сопоставимые временные периоды - 1 квартал 2013 года (соглашения, явившиеся предметом антимонопольного контроля, не заключены) и 1 квартал 2014 года (соглашения заключены и реализуются) – демонстрирует, что у 6 из 8 конкурентов ООО «Байкальская специализированная компания» объемы продаж снизились. Причем доли данных хозяйствующих субъектов на рынке, как и доля ООО «Байкальская специализированная компания» находятся преимущественно в одном диапазоне (менее 5% от общего объема рынка).

Вместе с тем, ввиду того, что комплексная услуга по организации похорон включает в себя предоставление похоронных принадлежностей, недобросовестное поведение субъектов рынка похоронных услуг может оказать негативное влияние и на рынок продаж продукции ритуального назначения.

Сравнение показателей объемов продаж похоронных принадлежностей в 1 квартале 2013 года и в 1 квартале 2014 года показало, что из 13 хозяйствующих субъектов объемы продаж снизились у 6 (чьи доли на рынке находятся преимущественно в диапазоне до 3%).

При этом смертность в первом квартале 2014 года в сравнении с первым кварталом 2013 года увеличилась по данным Росстата.

Снижение объемов продаж/объемов оказанных услуг на похоронных рынках может быть следствием воздействия ряда факторов, в том числе, результатом заключенных  медицинскими учреждениями с ООО «Массив-Сервис» соглашений.

У заявителей ООО «Отелла», ООО «Улан-Удэнская мемориальная компания», ИП <…>., являющихся конкурентами ООО «Байкальская специализированная компания» объемы услуг и продаж продукции в первом квартале 2014 года значительно снизились в сравнении с объемами услуг и продаж продукции в первом квартале 2013 года.

В результате заключения соглашений ООО «Байкальская специализированная компания» был предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников.

Исходя из положений ст. 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» патологоанатомическое вскрытие производятся в патологоанатомических бюро и отделениях лечебно-профилактических учреждений в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания только при предоставлении в морг одновременно с трупом истории болезни или родов, оформленной в установленном порядке. В стандартном бланке истории болезни должны содержаться сведения (фамилия, имя, отчество, постоянное место жительства) больного, а также его родственников (адрес, номер телефона).

Таким образом, персональные данные умерших, а также их родственников содержатся в истории болезни, которая должна сопровождать умершего из стационара в патологоанатомическое отделение.

Транспортировку умерших в стационарах медицинского учреждения в морг осуществляет единственно ООО "Массив-Сервис" на основании вышеуказанных договоров, данные услуги оказываются безвозмездно.

Действительно, представленные ответчиками медицинские направления, составляемые во исполнение договоров перевозки груза-200, содержат информацию лишь о фамилии, имени, отчестве умершего, дате его рождения.

Однако в материалах дела имеется информация ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» исх. № 37 от 07.04.2014 на запрос Бурятского УФАС России о выдаваемых ООО «Массив-Сервис» сопроводительных документах на груз-200 согласно договору перевозки, в которых содержится информация об адресе умершего.

Таким образом, возможным способом получения информации о персональных данных умерших, перевозку которых в патологоанатомическое бюро осуществляет общество, является история болезни, без которой невозможно вскрытие умершего.

На основании изложенного, вывод Комиссии о возможности доступа ООО "Массив-Сервис" к персональным данным умерших и его родственников посредством оказания услуг в рамках заключенных договоров с медицинскими учреждениями соответствует установленным по делу обстоятельствам.

При заключении договора каждая из сторон преследует определенную цель. Общество при оказании услуг по транспортировке умерших на безвозмездной основе получает доступ к персональным данным умерших, что обеспечивает ему наличие преимуществ при осуществлении деятельности на рынке похоронных услуг. Медицинские учреждения имеют возможность осуществлять перевозку и обязательное вскрытие тел умерших, не разрешая вопрос о приобретении специализированного транспорта, в то время как согласно статье 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы медицинских организаций на оплату транспортных услуг. То есть медицинские организации, работающие в системе ОМС, оказывающие стационарную медицинскую помощь, вправе производить расходование средств ОМС на оплату услуг по транспортировке тел умерших в патологоанатомическое бюро.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о доказанности наличия между ООО "Массив-Сервис" и медицинскими учреждениями соглашений, запрет на осуществление которых предусмотрен частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По доводам общества о соответствии договоров требованиям законодательства Комиссия отмечает, что формальное соответствие условий договора требованиям законодательства не опровергает наличие между обществом и медицинскими учреждениями соглашений, результатом которых является предоставление обществу преимуществ, ограничивающих конкуренцию на рынке похоронных услуг.

В процессе рассмотрения дела в Бурятское УФАС России поступило заявление физического лица <…> (вх. от 20.06.2014 № 3967)  с требованием рассмотреть изложенные в нем факты в рамках дела № 05-11/12-2014.  Комиссией Бурятского УФАС России заявление <…> приобщено к материалам рассматриваемого дела,  <…> привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

Из заявления <…>  следует, что ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» навязывает родственникам умерших услуги ООО «Байкальская специализированная компания», которое расположено в здании бюро. Также  в здании бюро расположено ООО «Массив Сервис», занимающееся перевозкой тел умерших из медицинских учреждений г. Улан-Удэ в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро», собирающее сведения о родственниках умерших для последующего использования информации в корыстных целях. Кроме того, <…> после смерти матери 30.03.2014 врач -реаниматолог ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» навязывал услуги ООО «Массив Сервис».

Изложенное в заявлении <…> подтверждает факт наличия и действия антиконкурентных соглашений, заключенных ООО «Массив-Сервис» с медицинскими учреждениями.

Кроме того, в материалах дела имеются письменные объяснения, отобранные у родственников умерших, воспользовавшихся услугами ООО «Байкальская специализированная компания», из которых следует, что при обращении в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» за справкой о смерти сотрудниками учреждения навязывались услуги ООО «Байкальская специализированная компания».

На рассмотрении дела 24.07.2014 <…> пояснил, что направил всем медицинским учреждениям уведомление о необходимости расторжения заключенных договоров перевозки груза-200. 

Представители медицинских учреждений пояснили, что соглашения о расторжении договоров еще не подписаны, Министерство здравоохранения РБ от 07.07.2014 № 3372 отозвало письмо от 19.12.2013 № 5556 о необходимости заключения договора перевозки  груза-200 с ООО «Массив-Сервис».

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц.

Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис» <…>.

Дело рассмотрено в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис» <…>.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, в том числе решение Комиссии Бурятского УФАС России от 05.05.2014 № 05-11/12-2014, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объективная сторона – заключение ООО «Массив-Сервис»  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения - 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 5  (местонахождение юридического лица). Время совершения административного правонарушения – декабрь 2013 года-июль 2014 года  (период действия антиконкурентных соглашений).

Способ совершения – заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

Объект - отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

субъективная сторона – характеризуется виной в форме прямого умысла, направленного на нарушение антимонопольного законодательства и наступление в результате этого нарушения вредных последствий. У юридического лица  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

субъект – юридическое лицо ООО «Массив-Сервис».

При рассмотрении дела оснований для освобождения юридического лица ООО «Массив-Сервис»  от административной ответственности не установлено, отягчающие, смягчающие обстоятельства не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 14.32, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.    

2.За нарушение части 1 статьи 14.32 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» минимальный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Штраф должен быть перечислен в доход федерального бюджета по реквизитам:  

Получатель:                                ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                    УФК МФ РФ по Республике Бурятия

                                                    (Бурятское УФАС России

                                                     л/с 04021082740)

Банк получателя:                         р/с 40101810600000010002 в ГРКЦ НБ

                                                     Респ. Бурятия Банка России

                                                     БИК 048142001

                                                     ОКТМО 81701000

                                                     КБК 16111602010016000140

Назначение платежа:  штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ  неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Руководитель управления                                                          <…>

stdClass Object ( [vid] => 10090 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № 05-13/38-2014 в отношении ООО «Массив-Сервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10090 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411451542 [changed] => 1411451620 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411451620 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 05-13/38-2014

18 сентября 2014 года                                                                     г. Улан-Удэ

Я,  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-13/38-2014, возбужденного в отношении юридического лица ООО «Массив-Сервис» (670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 5),

в помещении Бурятского УФАС России по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 106   

18.09.2014 в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис»,

УСТАНОВИЛА:

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев дело  о нарушении антимонопольного законодательства от 05.05.2014 № 05-11/12-2014, признала в действиях ООО «Массив-Сервис», ГБУЗ «Городской родильный дом № 2», ГБУЗ «Городская больница № 4», ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова», ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер», ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации», ГБУЗ «Городская больница № 5», ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер», ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашений, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг.

Из заявления ООО «Разнобыт», ИП <…>., ООО «Улан-Удэнская мемориальная компания», ООО «Отелла», ИП <…> следует, что в связи с осуществлением ООО «Массив-Сервис» перевозки тел умерших из медицинских учреждений г. Улан-Удэ в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» нарушено антимонопольное законодательство. Так, Министерством здравоохранения Республики Бурятия не был обеспечен принцип открытости и прозрачности, не размещена информация о заключении договорных отношений на перевозку тел умерших. ООО «Массив-Сервис» и ООО «Байкальская специализированная компания», занимающиеся оказанием услуг ритуального характера, имеют одного и того же учредителя и генерального директора <…>. Исходя из положений действующего федерального законодательства для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего (мертворожденного, плода) в патолого-анатомическое бюро (отделение) направляется медицинская документация умершего (мертворожденного, плода) - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), содержащая результаты проведенных лабораторных и инструментальных диагностических исследований, карты анестезиологических и реанимационных пособий, протоколы оперативных вмешательств, заключительный клинический диагноз с указанием кода диагноза в соответствии с МКБ-X <1> и посмертный эпикриз. Таким образом, в результате заключения ООО «Массив-Сервис» и медицинских учреждений договоров на перевозку тел умерших   ООО «Байкальская специализированная компания» предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников, чем создаются более выгодные условия деятельности на рынке в сравнении с другими участниками рынка.

ООО «Массив-Сервис» представило письменные пояснения от 16.04.2014, из которых следует, что общество не согласно с заявленными требованиями, поскольку перевозка в соответствии с договорами осуществляется на безвозмездной основе, отсутствует факт обращений других хозяйствующих субъектов с предложением оказания услуг перевозки тел умерших на безвозмездной основе. Из текстов договоров не следует получение обществом персональных данных умерших, истории болезни и медицинские карты доставляются в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» сотрудниками медицинских учреждений без привлечения ООО «Массив-Сервис».

Ответчики (медицинские учреждения) представили аналогичные письменные пояснения, из которых следует, что договоры заключены в декабре 2013 года на основании письма Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 19.12.2013 № 5556 вместе с распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 18.12.2013 № 437 об определении медицинских организаций, в которые осуществляется доставка тел умерших.  Указанным письмом Министерство здравоохранения определило, что доставкой тел умерших из стационаров в определенные распоряжением морги будет заниматься ООО «Массив-Сервис» на безвозмездной основе.  Перевозка тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие  осуществляется без сопровождения медицинских сотрудников с выдачей ООО «Массив-Сервис» медицинского направления. Медицинская документация, в котором указаны персональные данные умершего, передаются непосредственно сотрудниками больниц в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро».

ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» пояснило, что истории болезни доставляются лично медицинским персоналом учреждений в бюро, где регистрируются в журнале поступлений историй болезней, то есть передача персональных данных ритуальным организациям исключена.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

В ноябре 2013 года ООО «Байкальская специализированная компания» обратилось в Министерство здравоохранения РБ с предложением рассмотреть проект по созданию в г.Улан-Удэ службы транспортировки тел умерших из лечебных учреждений в патологоанатомическое бюро в круглосуточном режиме на безвозмездной основе. Вследствие невозможности осуществления деятельности по перевозке груза-200 ООО «Байкальская специализированная компания» в связи с отсутствием соответствующего ОКВЭД <…> было учреждено ООО «Массив-Сервис», занимающееся исключительно перевозкой тел.

<…> в ходе рассмотрения  дела пояснил, что ООО «Массив-Сервис» осуществило перевозку 380 тел умерших из лечебных учреждений в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» на безвозмездной основе, никакую иную деятельность общество не осуществляет, прибыль не извлекает.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.12.2013 учредителем и генеральным директором ОООО «Массив-Сервис» и ООО «Байкальская специализированная компания» является <…>.

Таким образом, указанные лица образуют одну группу лиц в соответствии со статьёй 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего (мертворожденного, плода) в патолого-анатомическое бюро (отделение) направляется медицинская документация умершего (мертворожденного, плода) - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), содержащая результаты проведенных лабораторных и инструментальных диагностических исследований, карты анестезиологических и реанимационных пособий, протоколы оперативных вмешательств, заключительный клинический диагноз с указанием кода диагноза в соответствии с МКБ-X <1> и посмертный эпикриз.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

ООО «Массив-Сервис» заключены договоры на перевозку груза-200 ГБУЗ «Городской родильный дом № 2» (договор № 02/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 4» (договор 03/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова» (договор 07/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» (договор 09/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» (договор 11/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации» (договор 13/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 5» (договор 14/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» (договор 01/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 2» (договор 15/2013 от 23.12.2013).

В соответствии с вышеуказанными договорами ООО «Массив-Сервис» обязуется доставлять тела умерших по заявке отправителя на безвозмездной основе за счет средств перевозчика. Отправитель (медицинское учреждение) обязан выдать перевозчику (ООО «Массив-Сервис») сопроводительные документы на груз-200 (медицинское направление или иной документ) для того, чтобы данный груз-200 был принят получателем, в случае нарушения данного пункта договора перевозчик снимает с себя ответственность за отказ получателя принять груз-200 в морг.

В соответствии с договором 1.02/2013 от 23.12.2013 с ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» перевозчик обязан доставить груз-200 в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» не позднее 9-10 часов дня, груз-200 должен быть с бирками (с указанием ФИО, возраст, наименование медицинского учреждения, отделения), на бумажном носителе (направление на патологоанатомическое вскрытие).

В медицинском направлении, выдаваемом медицинским учреждениями ООО «Массив-Сервис», содержится информация о фамилии, имени, отчестве умершего, дате его рождения.

В ходе рассмотрения дела медицинские учреждения представили сведения о количестве перевезенного ООО «Массив-Сервис»  груза-200 с 01.01.2014 по 01.04.2014 с выдачей медицинского направления:

  1. ГБУЗ «Городской родильный дом № 2» - 0;
  2. ГБУЗ «Городская больница № 4» - 17;
  3. ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова» - 112;
  4. ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» - 125;
  5. ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» - 24;
  6. ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации» - 2;
  7. ГБУЗ «Городская больница № 5» - 0;
  8. ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - 35;
  9. ГБУЗ «Городская больница № 2» -12.

Антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220, проведен анализ состояния конкуренции на рынках похоронных услуг и продаж похоронных принадлежностей. Данные анализа закреплены в аналитическом отчете.

В качестве продуктовых границ исследуемого рынка определены:

- услуги по организации похорон и связанные с ними услуги (код ОКВЭД 93.03) - для краткости в дальнейшем именуемые как похоронные услуги – под которыми понимается комплекс услуг по организации погребения способом захоронения умершего в землю;

- предметы ритуального назначения/похоронные принадлежности (код ОКВЭД 52.48.34), розничная продажа.

Для оценки влияния заключенных соглашений на конкурентную среду рынка похоронных услуг г. Улан-Удэ проанализирована динамика объемов продаж похоронных услуг хозяйствующих субъектов в периоды до и после заключения договоров (договоры заключены в конце декабря 2013 года) на перевозку умерших из лечебных учреждений в патологоанатомическое бюро. 

Сравнение объемов продаж  похоронных услуг в сопоставимые временные периоды - 1 квартал 2013 года (соглашения, явившиеся предметом антимонопольного контроля, не заключены) и 1 квартал 2014 года (соглашения заключены и реализуются) – демонстрирует, что у 6 из 8 конкурентов ООО «Байкальская специализированная компания» объемы продаж снизились. Причем доли данных хозяйствующих субъектов на рынке, как и доля ООО «Байкальская специализированная компания» находятся преимущественно в одном диапазоне (менее 5% от общего объема рынка).

Вместе с тем, ввиду того, что комплексная услуга по организации похорон включает в себя предоставление похоронных принадлежностей, недобросовестное поведение субъектов рынка похоронных услуг может оказать негативное влияние и на рынок продаж продукции ритуального назначения.

Сравнение показателей объемов продаж похоронных принадлежностей в 1 квартале 2013 года и в 1 квартале 2014 года показало, что из 13 хозяйствующих субъектов объемы продаж снизились у 6 (чьи доли на рынке находятся преимущественно в диапазоне до 3%).

При этом смертность в первом квартале 2014 года в сравнении с первым кварталом 2013 года увеличилась по данным Росстата.

Снижение объемов продаж/объемов оказанных услуг на похоронных рынках может быть следствием воздействия ряда факторов, в том числе, результатом заключенных  медицинскими учреждениями с ООО «Массив-Сервис» соглашений.

У заявителей ООО «Отелла», ООО «Улан-Удэнская мемориальная компания», ИП <…>., являющихся конкурентами ООО «Байкальская специализированная компания» объемы услуг и продаж продукции в первом квартале 2014 года значительно снизились в сравнении с объемами услуг и продаж продукции в первом квартале 2013 года.

В результате заключения соглашений ООО «Байкальская специализированная компания» был предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников.

Исходя из положений ст. 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» патологоанатомическое вскрытие производятся в патологоанатомических бюро и отделениях лечебно-профилактических учреждений в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания только при предоставлении в морг одновременно с трупом истории болезни или родов, оформленной в установленном порядке. В стандартном бланке истории болезни должны содержаться сведения (фамилия, имя, отчество, постоянное место жительства) больного, а также его родственников (адрес, номер телефона).

Таким образом, персональные данные умерших, а также их родственников содержатся в истории болезни, которая должна сопровождать умершего из стационара в патологоанатомическое отделение.

Транспортировку умерших в стационарах медицинского учреждения в морг осуществляет единственно ООО "Массив-Сервис" на основании вышеуказанных договоров, данные услуги оказываются безвозмездно.

Действительно, представленные ответчиками медицинские направления, составляемые во исполнение договоров перевозки груза-200, содержат информацию лишь о фамилии, имени, отчестве умершего, дате его рождения.

Однако в материалах дела имеется информация ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» исх. № 37 от 07.04.2014 на запрос Бурятского УФАС России о выдаваемых ООО «Массив-Сервис» сопроводительных документах на груз-200 согласно договору перевозки, в которых содержится информация об адресе умершего.

Таким образом, возможным способом получения информации о персональных данных умерших, перевозку которых в патологоанатомическое бюро осуществляет общество, является история болезни, без которой невозможно вскрытие умершего.

На основании изложенного, вывод Комиссии о возможности доступа ООО "Массив-Сервис" к персональным данным умерших и его родственников посредством оказания услуг в рамках заключенных договоров с медицинскими учреждениями соответствует установленным по делу обстоятельствам.

При заключении договора каждая из сторон преследует определенную цель. Общество при оказании услуг по транспортировке умерших на безвозмездной основе получает доступ к персональным данным умерших, что обеспечивает ему наличие преимуществ при осуществлении деятельности на рынке похоронных услуг. Медицинские учреждения имеют возможность осуществлять перевозку и обязательное вскрытие тел умерших, не разрешая вопрос о приобретении специализированного транспорта, в то время как согласно статье 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы медицинских организаций на оплату транспортных услуг. То есть медицинские организации, работающие в системе ОМС, оказывающие стационарную медицинскую помощь, вправе производить расходование средств ОМС на оплату услуг по транспортировке тел умерших в патологоанатомическое бюро.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о доказанности наличия между ООО "Массив-Сервис" и медицинскими учреждениями соглашений, запрет на осуществление которых предусмотрен частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По доводам общества о соответствии договоров требованиям законодательства Комиссия отмечает, что формальное соответствие условий договора требованиям законодательства не опровергает наличие между обществом и медицинскими учреждениями соглашений, результатом которых является предоставление обществу преимуществ, ограничивающих конкуренцию на рынке похоронных услуг.

В процессе рассмотрения дела в Бурятское УФАС России поступило заявление физического лица <…> (вх. от 20.06.2014 № 3967)  с требованием рассмотреть изложенные в нем факты в рамках дела № 05-11/12-2014.  Комиссией Бурятского УФАС России заявление <…> приобщено к материалам рассматриваемого дела,  <…> привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

Из заявления <…>  следует, что ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» навязывает родственникам умерших услуги ООО «Байкальская специализированная компания», которое расположено в здании бюро. Также  в здании бюро расположено ООО «Массив Сервис», занимающееся перевозкой тел умерших из медицинских учреждений г. Улан-Удэ в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро», собирающее сведения о родственниках умерших для последующего использования информации в корыстных целях. Кроме того, <…> после смерти матери 30.03.2014 врач -реаниматолог ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» навязывал услуги ООО «Массив Сервис».

Изложенное в заявлении <…> подтверждает факт наличия и действия антиконкурентных соглашений, заключенных ООО «Массив-Сервис» с медицинскими учреждениями.

Кроме того, в материалах дела имеются письменные объяснения, отобранные у родственников умерших, воспользовавшихся услугами ООО «Байкальская специализированная компания», из которых следует, что при обращении в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» за справкой о смерти сотрудниками учреждения навязывались услуги ООО «Байкальская специализированная компания».

На рассмотрении дела 24.07.2014 <…> пояснил, что направил всем медицинским учреждениям уведомление о необходимости расторжения заключенных договоров перевозки груза-200. 

Представители медицинских учреждений пояснили, что соглашения о расторжении договоров еще не подписаны, Министерство здравоохранения РБ от 07.07.2014 № 3372 отозвало письмо от 19.12.2013 № 5556 о необходимости заключения договора перевозки  груза-200 с ООО «Массив-Сервис».

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц.

Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис» <…>.

Дело рассмотрено в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис» <…>.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, в том числе решение Комиссии Бурятского УФАС России от 05.05.2014 № 05-11/12-2014, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объективная сторона – заключение ООО «Массив-Сервис»  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения - 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 5  (местонахождение юридического лица). Время совершения административного правонарушения – декабрь 2013 года-июль 2014 года  (период действия антиконкурентных соглашений).

Способ совершения – заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

Объект - отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

субъективная сторона – характеризуется виной в форме прямого умысла, направленного на нарушение антимонопольного законодательства и наступление в результате этого нарушения вредных последствий. У юридического лица  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

субъект – юридическое лицо ООО «Массив-Сервис».

При рассмотрении дела оснований для освобождения юридического лица ООО «Массив-Сервис»  от административной ответственности не установлено, отягчающие, смягчающие обстоятельства не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 14.32, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.    

2.За нарушение части 1 статьи 14.32 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» минимальный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Штраф должен быть перечислен в доход федерального бюджета по реквизитам:  

Получатель:                                ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                    УФК МФ РФ по Республике Бурятия

                                                    (Бурятское УФАС России

                                                     л/с 04021082740)

Банк получателя:                         р/с 40101810600000010002 в ГРКЦ НБ

                                                     Респ. Бурятия Банка России

                                                     БИК 048142001

                                                     ОКТМО 81701000

                                                     КБК 16111602010016000140

Назначение платежа:  штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ  неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Руководитель управления                                                          <…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 05-13/38-2014

18 сентября 2014 года                                                                     г. Улан-Удэ

Я,  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-13/38-2014, возбужденного в отношении юридического лица ООО «Массив-Сервис» (670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 5),

в помещении Бурятского УФАС России по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 106   

18.09.2014 в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис»,

УСТАНОВИЛА:

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев дело  о нарушении антимонопольного законодательства от 05.05.2014 № 05-11/12-2014, признала в действиях ООО «Массив-Сервис», ГБУЗ «Городской родильный дом № 2», ГБУЗ «Городская больница № 4», ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова», ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер», ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации», ГБУЗ «Городская больница № 5», ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер», ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашений, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг.

Из заявления ООО «Разнобыт», ИП <…>., ООО «Улан-Удэнская мемориальная компания», ООО «Отелла», ИП <…> следует, что в связи с осуществлением ООО «Массив-Сервис» перевозки тел умерших из медицинских учреждений г. Улан-Удэ в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» нарушено антимонопольное законодательство. Так, Министерством здравоохранения Республики Бурятия не был обеспечен принцип открытости и прозрачности, не размещена информация о заключении договорных отношений на перевозку тел умерших. ООО «Массив-Сервис» и ООО «Байкальская специализированная компания», занимающиеся оказанием услуг ритуального характера, имеют одного и того же учредителя и генерального директора <…>. Исходя из положений действующего федерального законодательства для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего (мертворожденного, плода) в патолого-анатомическое бюро (отделение) направляется медицинская документация умершего (мертворожденного, плода) - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), содержащая результаты проведенных лабораторных и инструментальных диагностических исследований, карты анестезиологических и реанимационных пособий, протоколы оперативных вмешательств, заключительный клинический диагноз с указанием кода диагноза в соответствии с МКБ-X <1> и посмертный эпикриз. Таким образом, в результате заключения ООО «Массив-Сервис» и медицинских учреждений договоров на перевозку тел умерших   ООО «Байкальская специализированная компания» предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников, чем создаются более выгодные условия деятельности на рынке в сравнении с другими участниками рынка.

ООО «Массив-Сервис» представило письменные пояснения от 16.04.2014, из которых следует, что общество не согласно с заявленными требованиями, поскольку перевозка в соответствии с договорами осуществляется на безвозмездной основе, отсутствует факт обращений других хозяйствующих субъектов с предложением оказания услуг перевозки тел умерших на безвозмездной основе. Из текстов договоров не следует получение обществом персональных данных умерших, истории болезни и медицинские карты доставляются в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» сотрудниками медицинских учреждений без привлечения ООО «Массив-Сервис».

Ответчики (медицинские учреждения) представили аналогичные письменные пояснения, из которых следует, что договоры заключены в декабре 2013 года на основании письма Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 19.12.2013 № 5556 вместе с распоряжением Министерства здравоохранения РБ от 18.12.2013 № 437 об определении медицинских организаций, в которые осуществляется доставка тел умерших.  Указанным письмом Министерство здравоохранения определило, что доставкой тел умерших из стационаров в определенные распоряжением морги будет заниматься ООО «Массив-Сервис» на безвозмездной основе.  Перевозка тел умерших на патолого-анатомическое вскрытие  осуществляется без сопровождения медицинских сотрудников с выдачей ООО «Массив-Сервис» медицинского направления. Медицинская документация, в котором указаны персональные данные умершего, передаются непосредственно сотрудниками больниц в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро».

ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» пояснило, что истории болезни доставляются лично медицинским персоналом учреждений в бюро, где регистрируются в журнале поступлений историй болезней, то есть передача персональных данных ритуальным организациям исключена.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.  

В ноябре 2013 года ООО «Байкальская специализированная компания» обратилось в Министерство здравоохранения РБ с предложением рассмотреть проект по созданию в г.Улан-Удэ службы транспортировки тел умерших из лечебных учреждений в патологоанатомическое бюро в круглосуточном режиме на безвозмездной основе. Вследствие невозможности осуществления деятельности по перевозке груза-200 ООО «Байкальская специализированная компания» в связи с отсутствием соответствующего ОКВЭД <…> было учреждено ООО «Массив-Сервис», занимающееся исключительно перевозкой тел.

<…> в ходе рассмотрения  дела пояснил, что ООО «Массив-Сервис» осуществило перевозку 380 тел умерших из лечебных учреждений в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» на безвозмездной основе, никакую иную деятельность общество не осуществляет, прибыль не извлекает.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.12.2013 учредителем и генеральным директором ОООО «Массив-Сервис» и ООО «Байкальская специализированная компания» является <…>.

Таким образом, указанные лица образуют одну группу лиц в соответствии со статьёй 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» для проведения патолого-анатомического вскрытия вместе с телом умершего (мертворожденного, плода) в патолого-анатомическое бюро (отделение) направляется медицинская документация умершего (мертворожденного, плода) - медицинская карта стационарного больного (медицинская карта родов, медицинская карта новорожденного, история развития ребенка, медицинская карта амбулаторного больного), содержащая результаты проведенных лабораторных и инструментальных диагностических исследований, карты анестезиологических и реанимационных пособий, протоколы оперативных вмешательств, заключительный клинический диагноз с указанием кода диагноза в соответствии с МКБ-X <1> и посмертный эпикриз.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

ООО «Массив-Сервис» заключены договоры на перевозку груза-200 ГБУЗ «Городской родильный дом № 2» (договор № 02/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 4» (договор 03/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова» (договор 07/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» (договор 09/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» (договор 11/2013 от 23.12.2013), ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации» (договор 13/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 5» (договор 14/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» (договор 01/2013 от 23.12.2013), ГБУЗ «Городская больница № 2» (договор 15/2013 от 23.12.2013).

В соответствии с вышеуказанными договорами ООО «Массив-Сервис» обязуется доставлять тела умерших по заявке отправителя на безвозмездной основе за счет средств перевозчика. Отправитель (медицинское учреждение) обязан выдать перевозчику (ООО «Массив-Сервис») сопроводительные документы на груз-200 (медицинское направление или иной документ) для того, чтобы данный груз-200 был принят получателем, в случае нарушения данного пункта договора перевозчик снимает с себя ответственность за отказ получателя принять груз-200 в морг.

В соответствии с договором 1.02/2013 от 23.12.2013 с ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» перевозчик обязан доставить груз-200 в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» не позднее 9-10 часов дня, груз-200 должен быть с бирками (с указанием ФИО, возраст, наименование медицинского учреждения, отделения), на бумажном носителе (направление на патологоанатомическое вскрытие).

В медицинском направлении, выдаваемом медицинским учреждениями ООО «Массив-Сервис», содержится информация о фамилии, имени, отчестве умершего, дате его рождения.

В ходе рассмотрения дела медицинские учреждения представили сведения о количестве перевезенного ООО «Массив-Сервис»  груза-200 с 01.01.2014 по 01.04.2014 с выдачей медицинского направления:

  1. ГБУЗ «Городской родильный дом № 2» - 0;
  2. ГБУЗ «Городская больница № 4» - 17;
  3. ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова» - 112;
  4. ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» - 125;
  5. ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер» - 24;
  6. ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации» - 2;
  7. ГБУЗ «Городская больница № 5» - 0;
  8. ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер» - 35;
  9. ГБУЗ «Городская больница № 2» -12.

Антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220, проведен анализ состояния конкуренции на рынках похоронных услуг и продаж похоронных принадлежностей. Данные анализа закреплены в аналитическом отчете.

В качестве продуктовых границ исследуемого рынка определены:

- услуги по организации похорон и связанные с ними услуги (код ОКВЭД 93.03) - для краткости в дальнейшем именуемые как похоронные услуги – под которыми понимается комплекс услуг по организации погребения способом захоронения умершего в землю;

- предметы ритуального назначения/похоронные принадлежности (код ОКВЭД 52.48.34), розничная продажа.

Для оценки влияния заключенных соглашений на конкурентную среду рынка похоронных услуг г. Улан-Удэ проанализирована динамика объемов продаж похоронных услуг хозяйствующих субъектов в периоды до и после заключения договоров (договоры заключены в конце декабря 2013 года) на перевозку умерших из лечебных учреждений в патологоанатомическое бюро. 

Сравнение объемов продаж  похоронных услуг в сопоставимые временные периоды - 1 квартал 2013 года (соглашения, явившиеся предметом антимонопольного контроля, не заключены) и 1 квартал 2014 года (соглашения заключены и реализуются) – демонстрирует, что у 6 из 8 конкурентов ООО «Байкальская специализированная компания» объемы продаж снизились. Причем доли данных хозяйствующих субъектов на рынке, как и доля ООО «Байкальская специализированная компания» находятся преимущественно в одном диапазоне (менее 5% от общего объема рынка).

Вместе с тем, ввиду того, что комплексная услуга по организации похорон включает в себя предоставление похоронных принадлежностей, недобросовестное поведение субъектов рынка похоронных услуг может оказать негативное влияние и на рынок продаж продукции ритуального назначения.

Сравнение показателей объемов продаж похоронных принадлежностей в 1 квартале 2013 года и в 1 квартале 2014 года показало, что из 13 хозяйствующих субъектов объемы продаж снизились у 6 (чьи доли на рынке находятся преимущественно в диапазоне до 3%).

При этом смертность в первом квартале 2014 года в сравнении с первым кварталом 2013 года увеличилась по данным Росстата.

Снижение объемов продаж/объемов оказанных услуг на похоронных рынках может быть следствием воздействия ряда факторов, в том числе, результатом заключенных  медицинскими учреждениями с ООО «Массив-Сервис» соглашений.

У заявителей ООО «Отелла», ООО «Улан-Удэнская мемориальная компания», ИП <…>., являющихся конкурентами ООО «Байкальская специализированная компания» объемы услуг и продаж продукции в первом квартале 2014 года значительно снизились в сравнении с объемами услуг и продаж продукции в первом квартале 2013 года.

В результате заключения соглашений ООО «Байкальская специализированная компания» был предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников.

Исходя из положений ст. 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» патологоанатомическое вскрытие производятся в патологоанатомических бюро и отделениях лечебно-профилактических учреждений в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания только при предоставлении в морг одновременно с трупом истории болезни или родов, оформленной в установленном порядке. В стандартном бланке истории болезни должны содержаться сведения (фамилия, имя, отчество, постоянное место жительства) больного, а также его родственников (адрес, номер телефона).

Таким образом, персональные данные умерших, а также их родственников содержатся в истории болезни, которая должна сопровождать умершего из стационара в патологоанатомическое отделение.

Транспортировку умерших в стационарах медицинского учреждения в морг осуществляет единственно ООО "Массив-Сервис" на основании вышеуказанных договоров, данные услуги оказываются безвозмездно.

Действительно, представленные ответчиками медицинские направления, составляемые во исполнение договоров перевозки груза-200, содержат информацию лишь о фамилии, имени, отчестве умершего, дате его рождения.

Однако в материалах дела имеется информация ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» исх. № 37 от 07.04.2014 на запрос Бурятского УФАС России о выдаваемых ООО «Массив-Сервис» сопроводительных документах на груз-200 согласно договору перевозки, в которых содержится информация об адресе умершего.

Таким образом, возможным способом получения информации о персональных данных умерших, перевозку которых в патологоанатомическое бюро осуществляет общество, является история болезни, без которой невозможно вскрытие умершего.

На основании изложенного, вывод Комиссии о возможности доступа ООО "Массив-Сервис" к персональным данным умерших и его родственников посредством оказания услуг в рамках заключенных договоров с медицинскими учреждениями соответствует установленным по делу обстоятельствам.

При заключении договора каждая из сторон преследует определенную цель. Общество при оказании услуг по транспортировке умерших на безвозмездной основе получает доступ к персональным данным умерших, что обеспечивает ему наличие преимуществ при осуществлении деятельности на рынке похоронных услуг. Медицинские учреждения имеют возможность осуществлять перевозку и обязательное вскрытие тел умерших, не разрешая вопрос о приобретении специализированного транспорта, в то время как согласно статье 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы медицинских организаций на оплату транспортных услуг. То есть медицинские организации, работающие в системе ОМС, оказывающие стационарную медицинскую помощь, вправе производить расходование средств ОМС на оплату услуг по транспортировке тел умерших в патологоанатомическое бюро.

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о доказанности наличия между ООО "Массив-Сервис" и медицинскими учреждениями соглашений, запрет на осуществление которых предусмотрен частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По доводам общества о соответствии договоров требованиям законодательства Комиссия отмечает, что формальное соответствие условий договора требованиям законодательства не опровергает наличие между обществом и медицинскими учреждениями соглашений, результатом которых является предоставление обществу преимуществ, ограничивающих конкуренцию на рынке похоронных услуг.

В процессе рассмотрения дела в Бурятское УФАС России поступило заявление физического лица <…> (вх. от 20.06.2014 № 3967)  с требованием рассмотреть изложенные в нем факты в рамках дела № 05-11/12-2014.  Комиссией Бурятского УФАС России заявление <…> приобщено к материалам рассматриваемого дела,  <…> привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

Из заявления <…>  следует, что ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» навязывает родственникам умерших услуги ООО «Байкальская специализированная компания», которое расположено в здании бюро. Также  в здании бюро расположено ООО «Массив Сервис», занимающееся перевозкой тел умерших из медицинских учреждений г. Улан-Удэ в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро», собирающее сведения о родственниках умерших для последующего использования информации в корыстных целях. Кроме того, <…> после смерти матери 30.03.2014 врач -реаниматолог ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» навязывал услуги ООО «Массив Сервис».

Изложенное в заявлении <…> подтверждает факт наличия и действия антиконкурентных соглашений, заключенных ООО «Массив-Сервис» с медицинскими учреждениями.

Кроме того, в материалах дела имеются письменные объяснения, отобранные у родственников умерших, воспользовавшихся услугами ООО «Байкальская специализированная компания», из которых следует, что при обращении в ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» за справкой о смерти сотрудниками учреждения навязывались услуги ООО «Байкальская специализированная компания».

На рассмотрении дела 24.07.2014 <…> пояснил, что направил всем медицинским учреждениям уведомление о необходимости расторжения заключенных договоров перевозки груза-200. 

Представители медицинских учреждений пояснили, что соглашения о расторжении договоров еще не подписаны, Министерство здравоохранения РБ от 07.07.2014 № 3372 отозвало письмо от 19.12.2013 № 5556 о необходимости заключения договора перевозки  груза-200 с ООО «Массив-Сервис».

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц.

Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис» <…>.

Дело рассмотрено в присутствии законного представителя ООО «Массив-Сервис» <…>.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, в том числе решение Комиссии Бурятского УФАС России от 05.05.2014 № 05-11/12-2014, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объективная сторона – заключение ООО «Массив-Сервис»  недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных услуг.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения - 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 5  (местонахождение юридического лица). Время совершения административного правонарушения – декабрь 2013 года-июль 2014 года  (период действия антиконкурентных соглашений).

Способ совершения – заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения.

Объект - отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения;

субъективная сторона – характеризуется виной в форме прямого умысла, направленного на нарушение антимонопольного законодательства и наступление в результате этого нарушения вредных последствий. У юридического лица  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

субъект – юридическое лицо ООО «Массив-Сервис».

При рассмотрении дела оснований для освобождения юридического лица ООО «Массив-Сервис»  от административной ответственности не установлено, отягчающие, смягчающие обстоятельства не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 14.32, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.    

2.За нарушение части 1 статьи 14.32 КоАП РФ наложить на юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» минимальный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Штраф должен быть перечислен в доход федерального бюджета по реквизитам:  

Получатель:                                ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                    УФК МФ РФ по Республике Бурятия

                                                    (Бурятское УФАС России

                                                     л/с 04021082740)

Банк получателя:                         р/с 40101810600000010002 в ГРКЦ НБ

                                                     Респ. Бурятия Банка России

                                                     БИК 048142001

                                                     ОКТМО 81701000

                                                     КБК 16111602010016000140

Назначение платежа:  штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ  неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Руководитель управления                                                          <…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-13/38-2014 [format] => [safe_value] => 05-13/38-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

За нарушение части 1 статьи 14.32 КоАП РФ на юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» наложен штраф в размере 100 000 рублей.

[format] => full_html [safe_value] =>

За нарушение части 1 статьи 14.32 КоАП РФ на юридическое лицо ООО «Массив-Сервис» наложен штраф в размере 100 000 рублей.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Разъяснения ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства размещаются на официальном сайте ФАС России в разделе Антимонопольное регулирование/Разъяснения

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-19 05:47:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-18 05:47:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411451542 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Бурятское УФАС России )