Итоги контроля за соблюдением рекламного законодательства в 2016 году
Наименование показателя | 38-ФЗ* | |
2015 год | 2016 год | |
Поступило заявлений | 38 | 50 |
Возбуждено дел | 11 | 13 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях | 12 | 17 |
Оштрафовано должностных, юридических лиц, граждан | 12 | 16 |
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей | 446,0 | 134 |
*38-ФЗ - Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)
Краткая справка
В 2016 году в адрес УФАС поступило 50 заявлений, по результатам рассмотрения которых в 12 случаях подтвердились признаки нарушения законодательства о рекламе. Всего управлением возбуждено 13 дел, в том числе 1 – по инициативе управления.
Обращения на нарушения законодательства о рекламе связаны с рекламой по сетям электросвязи – 20; недостоверной рекламой – 11, запрещенной к рекламе товаров – 3 и др.
В числе выявленных нарушений: недостоверная реклама – 1 (часть 3 статьи 5 № 38-ФЗ), в рекламе не допускается – 1 (часть 5 статьи 5 № 38-ФЗ), отсутствие существенной информации в рекламе – 2 (часть 7 статьи 5 № 38-ФЗ), бегущая строка, звук рекламы в телепрограммах – 1 (части 2, 12 статьи 14 статьи 5 № 38-ФЗ), реклама по сетям электросвязи – 3 (части 1-4 статьи 18 № 38-ФЗ), иные нарушения – 2 (статья 19 № 38-ФЗ).
Примеры дел
БАНК ВТБ 24 направил смс-спам с рекламой кредита
В декабре 2016 года УФАС признало ПАО «Банк ВТБ 24» нарушившим часть 1 статьи 18 Закона о рекламе. Согласно указанной норме распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
12.09.2016 абоненту «Теле 2 Мобайл» поступило смс-сообщение рекламного характера следующего содержания: «<…>! Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ-24 (ПАО) по ставке от 17 % на сумму до 3 млн. руб. Срок кредитования до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Узнайте больше в отделении, по телефону 88001002424 или www.vtb24…»., на получение которого он согласия не давал.
ПАО «Банк ВТБ 24» в материалы дела согласие лица получение рекламы о своих услугах не представило.
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. В январе 2017 года ПАО «Банк ВТБ 24» оштрафовано на 100 тысяч рублей.
Превышение уровня громкости звука рекламы на телеканале «Тивиком»
В июле 2016 года УФАС признало ООО "Тивиком" нарушившим требования рекламного законодательства в части распространения рекламы, анонсов и логотипов телепрограммы, уровень громкости звука которых превышает уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы.
Измерения показали, что уровень громкости звука рекламы, анонсов, логотипов телепрограммы в течение 15 минут превышал более чем на 1,5 дБ уровень громкости звука в фильме «Домработница», транслировавшегося на канале «Тивиком» 16 марта.
Справка: Согласно части 12 статьи 14 № 38-ФЗ при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. В соответствии с частью 16 статьи 14 закона о рекламе указанное требование распространяется также на информацию о телепередачах (анонсы) и логотип телепрограммы, транслируемых по соответствующему телеканалу.
УФАС признало ненадлежащей рекламу способом «бегущей строки» в г. Северобайкальск
В июне 2016 года УФАС признало рекламу способом «бегущей строки», распространявшуюся в январе на телеканале «Россия 1» с наложением на кадр надписей разъясняющего характера во время трансляции передачи «ВЕСТИ», не соответствующей требованиям пункта 2 части 2 статьи 14 № 38-ФЗ.
Основанием для возбуждения дела в отношении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) стало обращение гражданина г. Северобайкальск.
Согласно лицензии от 05.04.2012, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, РТРС осуществляет телевизионное вещание телеканала "Россия" (Россия-1), в том числе в Республике Бурятия, г. Северобайкальск.
Статьей 14 № 38-ФЗ предъявляются особые требования к рекламе, распространяемой в телепрограммах и телепередачах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Закона о рекламе, при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.
Было установлено, что указанная реклама выходила в эфир посредством связи, предоставляемой филиалом РТРС, который осуществляет услуги по распространению и трансляции телерадиопрограмм. Принятое УФАС решение явилось основанием для возбуждения в отношении нарушителя дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.3 КоАП РФ.
Реклама проходившей в магазинах «Барис» акции оказалась ненадлежащей
В мае 2016 года УФАС признало ненадлежащей рекламу «В магазинах «Барис» купите два средства по уходу серии «Черный жемчуг» и получите подарок. Акция действительна с 26 февраля по 31 марта».
Дело о нарушении рекламного законодательства было возбуждено по итогам рассмотрения обращения жительницы г. Улан-Удэ. Увидев по телевидению упомянутую рекламу, женщина приобрела в магазине «Барис» соответствующие косметические средства, однако обещанный подарок не получила.
Как оказалось, в тексте рекламы отсутствует часть существенной информации относительно условий получения подарка, что вводит в заблуждение потребителей, поскольку умалчивалось о том, что подарок вручается при покупке продукции на сумму от 250 рублей.
На основании вынесенного УФАС решения в отношении ИП – рекламодателя было возбуждено административное производство. Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает штраф на ИП в размере от 4 до 20 тысяч рублей за нарушение законодательства о рекламе.
Справка: Согласно части 7 статьи 5 № 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама «Очуметь! Крепкие двери» признана ненадлежащей
В апреле 2016 года УФАС признало рекламу дверей несоответствующей требованиям части 6 статьи 5 № 38-ФЗ.
Основанием для возбуждения дела в отношении ИП - рекламодателя стали обращения граждан, по мнению которых в рекламе «О…у…еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru» содержится нецензурное выражение.
В ходе рассмотрения дела был установлен факт распространения на рекламных конструкциях в г. Улан-Удэ данной рекламы, в которой буквы «Ч» и «М» слова «очуметь» затушеваны.
Обсуждение рекламы «Очуметь крепкие двери» было внесено в повестку заседания Экспертно-консультативного совета по применению законодательства о рекламе при Бурятском УФАС России в апреле. По итогам голосования подавляющим большинством членов совета было признано, что указанная реклама не соответствует требованиям закона о рекламе и распространение такой рекламы недопустимо.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе использован образ вора - человека, пытающегося совершить преступление, тем самым нарушающего сложившиеся в обществе нравственные нормы и способного использовать в речи бранные и неприличные выражения.
В совокупности визуально-графическое исполнение рекламы придало ей двусмысленность и небезосновательно вызвало у обративших в УФАС граждан ассоциацию о наличии в рекламе бранного слова.
Данная реклама доступна для всеобщего восприятия всех без исключения категорий населения, включая лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, в связи чем комиссия УФАС посчитала, что распространение подобного рода рекламы недопустимо.
Справка: В соответствии с частью 6 статьи 5 № 38-ФЗ использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений в рекламе не допускается.
Реклама ювелирного салона незаконно распространялась на объекте культурного наследия
В апреле 2016 года УФАС признало рекламу ювелирного салона «Кри$», распространявшуюся на объекте культурного наследия регионального значения «Павильон общественного колодца», не соответствующей требованиям части 11 статьи 5 и части 3.1 статьи 19 № 38-ФЗ.
Дело было возбуждено по результатам рассмотрения материалов, поступивших из Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, согласно которым
на указанном объекте культурного наследия (г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 22), размещена реклама следующего содержания: «Надень меня. Зазеркалье. Ювелирный салон КриS. Скидка на всю новую коллекцию 40 %. Ул. Ленина, 22, тел.: 8 (3012) 211-666».
Часть 11 статьи 5 № 38-ФЗ предусматривает, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 19 № 38-ФЗ распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Россиийской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях, допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (№ 73-ФЗ), с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 35.1 № 73-ФЗ не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Здание, расположенное в г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 22, является объектом культурного наследия регионального значения «Павильон общественного колодца» на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996 № 242 «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры».
Принятое УФАС решение явилось основанием для возбуждения в отношении нарушителя дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.