Итоги контроля за соблюдением рекламного законодательства в 2016 году

Наименование показателя

38-ФЗ*

2015 год

2016 год

Поступило заявлений

38

50

Возбуждено дел

11

13

Возбуждено дел об административных правонарушениях

12

17

Оштрафовано должностных, юридических лиц, граждан

12

16

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

446,0

134

*38-ФЗ - Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)

Краткая справка

В 2016 году в адрес УФАС поступило 50 заявлений, по результатам рассмотрения которых в 12 случаях подтвердились признаки нарушения законодательства о рекламе. Всего управлением возбуждено 13 дел, в том числе 1 – по инициативе управления.

Обращения на нарушения  законодательства о рекламе связаны с рекламой по сетям электросвязи – 20; недостоверной рекламой – 11, запрещенной к рекламе товаров – 3 и др.

В числе выявленных нарушений:  недостоверная реклама – 1 (часть 3 статьи 5 № 38-ФЗ), в рекламе не допускается – 1 (часть 5 статьи 5 № 38-ФЗ), отсутствие существенной информации в рекламе – 2 (часть 7 статьи 5 № 38-ФЗ), бегущая строка, звук рекламы в телепрограммах – 1 (части 2, 12 статьи 14 статьи 5 № 38-ФЗ), реклама по сетям электросвязи – 3 (части 1-4 статьи 18 № 38-ФЗ), иные нарушения – 2 (статья 19 № 38-ФЗ).

Примеры дел

БАНК ВТБ 24  направил смс-спам с рекламой кредита

В декабре 2016 года УФАС признало ПАО «Банк ВТБ 24» нарушившим часть 1 статьи 18  Закона о рекламе. Согласно указанной норме  распространение рекламы по сетям электросвязи,  в том числе посредством использования телефонной,  факсимильной,  подвижной радиотелефонной связи,  допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

12.09.2016  абоненту «Теле 2  Мобайл» поступило смс-сообщение рекламного характера следующего содержания:  «<…>!  Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ-24  (ПАО)  по ставке от 17  %  на сумму до 3  млн.  руб.  Срок кредитования до 60  мес.  Без комиссий и поручителей.  Узнайте больше в отделении,  по телефону 88001002424  или www.vtb24…».,  на получение которого он согласия не давал.

ПАО «Банк ВТБ 24» в материалы дела согласие лица получение рекламы о своих услугах не представило.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1  статьи 14.3  КоАП РФ. В январе 2017 года  ПАО «Банк ВТБ 24» оштрафовано на 100 тысяч рублей.

Превышение уровня громкости звука рекламы на телеканале «Тивиком»

В июле 2016 года УФАС признало ООО "Тивиком"  нарушившим требования рекламного законодательства в части  распространения рекламы,  анонсов и логотипов телепрограммы,  уровень громкости звука которых превышает уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы.

Измерения показали,  что уровень громкости звука рекламы,  анонсов,  логотипов телепрограммы в течение 15  минут превышал более чем на 1,5  дБ уровень громкости звука в фильме «Домработница»,  транслировавшегося на канале «Тивиком» 16  марта.

Справка:  Согласно части 12  статьи 14  № 38-ФЗ при трансляции рекламы уровень громкости ее звука,  а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.  В соответствии с частью 16  статьи 14  закона о рекламе указанное требование распространяется также на информацию о телепередачах (анонсы)  и логотип телепрограммы,  транслируемых по соответствующему телеканалу.

УФАС признало ненадлежащей рекламу способом «бегущей строки» в г.  Северобайкальск

В июне 2016 года УФАС признало рекламу способом «бегущей строки»,  распространявшуюся в январе на телеканале «Россия 1» с наложением на кадр надписей разъясняющего характера во время трансляции передачи «ВЕСТИ»,   не соответствующей требованиям пункта 2  части 2  статьи 14  № 38-ФЗ.

Основанием для возбуждения дела в отношении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) стало обращение гражданина г.  Северобайкальск.
Согласно лицензии от 05.04.2012,  выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи,  информационных технологий и массовых коммуникаций,  РТРС осуществляет телевизионное вещание телеканала "Россия"  (Россия-1),  в том числе в Республике Бурятия,  г.  Северобайкальск.

Статьей 14  № 38-ФЗ предъявляются особые требования к рекламе,  распространяемой в телепрограммах и телепередачах.
Согласно пункту 2  части 2  статьи 14  Закона о рекламе,  при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки"  или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна накладываться на субтитры,  а также надписи разъясняющего характера.

Было установлено,  что указанная реклама выходила в эфир посредством связи,  предоставляемой филиалом РТРС,  который осуществляет услуги по распространению и трансляции телерадиопрограмм. Принятое УФАС решение явилось основанием для возбуждения в отношении нарушителя дела об административном правонарушении по части 2  статьи 14.3  КоАП РФ.

Реклама проходившей в магазинах «Барис» акции оказалась ненадлежащей

В мае 2016 года УФАС признало ненадлежащей рекламу «В магазинах «Барис» купите два средства по уходу серии «Черный жемчуг» и получите подарок.  Акция действительна с 26  февраля по 31  марта».

Дело о нарушении рекламного законодательства было возбуждено по итогам рассмотрения обращения жительницы г.  Улан-Удэ.  Увидев по телевидению упомянутую рекламу,  женщина приобрела в магазине «Барис» соответствующие косметические средства,  однако обещанный подарок не получила.

Как оказалось,  в тексте рекламы отсутствует часть существенной информации относительно условий получения подарка, что вводит в заблуждение потребителей,  поскольку умалчивалось о том,  что подарок вручается при покупке продукции на сумму от 250  рублей.

На основании вынесенного УФАС решения в отношении ИП – рекламодателя было возбуждено административное производство.  Часть 1  статьи 14.3  КоАП РФ предусматривает штраф на ИП в размере от 4  до 20  тысяч рублей за нарушение законодательства о рекламе.

Справка:  Согласно части 7  статьи 5  № 38-ФЗ не допускается реклама,  в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре,  об условиях его приобретения или использования,  если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама «Очуметь!  Крепкие двери» признана ненадлежащей

В апреле 2016 года УФАС признало рекламу дверей несоответствующей требованиям части 6  статьи 5  № 38-ФЗ.

Основанием для возбуждения дела в отношении ИП -  рекламодателя стали обращения граждан,  по мнению которых в рекламе «О…у…еть крепкие российские металлические двери.  Доставка и установка в подарок.  Сроки акции-12-31  марта 2016  г.  Вегос-М.  Ольхон.  300-400.  vegosm.ru» содержится нецензурное выражение.

В ходе рассмотрения дела был установлен факт распространения на рекламных конструкциях в г.  Улан-Удэ данной рекламы,  в которой буквы «Ч» и «М» слова «очуметь» затушеваны.

Обсуждение рекламы «Очуметь крепкие двери» было внесено в повестку заседания Экспертно-консультативного совета по применению законодательства о рекламе при Бурятском УФАС России в апреле.  По итогам голосования подавляющим большинством членов совета было признано,  что  указанная реклама не соответствует требованиям закона о рекламе и распространение такой рекламы недопустимо.
Кроме того,  в рассматриваемой рекламе использован образ вора -  человека,  пытающегося совершить преступление,  тем самым нарушающего сложившиеся в обществе нравственные нормы и способного использовать в речи бранные и неприличные выражения.

В совокупности визуально-графическое исполнение рекламы придало ей двусмысленность и небезосновательно вызвало у обративших в УФАС граждан ассоциацию о наличии в рекламе бранного слова.

Данная реклама доступна для всеобщего восприятия всех без исключения категорий населения,  включая лиц,  не достигших совершеннолетнего возраста,  в связи чем комиссия УФАС посчитала,  что распространение подобного рода рекламы недопустимо.

Справка:  В соответствии с частью 6  статьи 5  № 38-ФЗ использование бранных слов,  непристойных и оскорбительных образов,  сравнений и выражений в рекламе не допускается.

Реклама ювелирного салона   незаконно распространялась на объекте культурного наследия

В апреле 2016 года УФАС признало рекламу ювелирного салона «Кри$»,  распространявшуюся на объекте культурного наследия регионального значения «Павильон общественного колодца», не соответствующей требованиям части 11  статьи 5  и части 3.1  статьи 19  № 38-ФЗ.

Дело было возбуждено по результатам рассмотрения материалов,  поступивших из Комитета  государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия,  согласно которым
на указанном объекте культурного наследия (г.  Улан-Удэ,  ул.  Ленина,  22),  размещена реклама следующего содержания:  «Надень меня.  Зазеркалье.  Ювелирный салон КриS.  Скидка на всю новую коллекцию 40  %.  Ул.  Ленина,  22,  тел.:  8 (3012) 211-666».

Часть 11  статьи 5  № 38-ФЗ предусматривает,  что при производстве,  размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3.1  статьи 19  № 38-ФЗ распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)  народов Россиийской Федерации,  включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов Российской Федерации,  их территориях, допускается в случаях и на условиях,  которые предусмотрены Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)  народов Российской Федерации"  (№ 73-ФЗ),  с соблюдением требований к рекламе и ее распространению,  установленных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1  статьи 35.1  № 73-ФЗ не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия,  включенных в реестр,  а также на их территориях,  за исключением территорий достопримечательных мест.

Здание,  расположенное в г.  Улан-Удэ,  ул.  Ленина,  д.  22,  является объектом культурного наследия регионального значения «Павильон общественного колодца» на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996  № 242  «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры».

Принятое  УФАС решение явилось основанием для возбуждения в отношении нарушителя дела об административном правонарушении по части 1  статьи 14.3  КоАП РФ.