«Разговаривать» с нефтяными компаниями на одном языке.

Москва, 13.07.2011/РБК daily

Важным отличием динамики цен российского рынка нефтепродуктов от мирового являются более выраженное движение цен вверх (хотя и при известных ограничениях в виде сезонных price-cap) и довольно слабая корреляция с мировыми ценами в периоды нисходящей динамики. Это не только ведет к снижению прозрачности ценообразования, но также не позволяет потребителям компенсировать потери от роста цен в фазах нисходящей динамики. Выходом из данной ситуации может стать создание нового для России индикатива - индексов, рассчитываемых методом net-back.

В законопроекте «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в России», подготовленном ФАС России, предлагается использовать три индикатора: net-back, цены российских бирж и внебиржевого рынка. В настоящее время расчеты по методу net-back делают многие, но у всех у них имеются определенные недостатки. Первый - большинство из них платные. Второй заключается в том, что каждая компания при расчетах учитывает свои составляющие, результаты получаются разные, а у участников рынка нет единого понимания, на какие показатели ориентироваться.

Экономической основой индекса net-back (рассчитывается от цен на сопоставимых рынках) является стремление нефтяников как минимум к равной доходности от экспорта и/или внутренних продаж; таким образом, участники рынка при установлении ценовых уровней ориентируются на мировые цены за вычетом транспортных издержек и налогов. Такой подход позволяет выбрать показатели, на которые можно будет ориентироваться для того, чтобы «разговаривать» с нефтяными компаниями на одном языке. Ведь сейчас каждый считает, что подход к расчету цены, который применяет он, является наиболее правильным.

Этой осенью РТС планирует начать расчет и открытую публикацию собственного индекса net-back. Всего подобные индексы планируется рассчитывать по восьми нефтепродуктам (три вида дизельного топлива, нафта, авиационный керосин, автомобильный бензин, два вида мазута). Для того чтобы новый индекс был наиболее репрезентативен, уже сейчас при разработке его методики ведется активная работа с участниками рынка, регулятором, а также анализируется мировой опыт. Рассчитываемый индекс имеет прозрачную и публичную методику расчета, которая максимально защищена от манипулирования.

Основой нового индекса станут три главных слагаемых: мировые цены на нефтепродукты в ведущих центрах мировой торговли, затраты на логистику (фрахт на танкерах по морю, перевалка в портах, транспортировка по суше по трубопроводам или по железной дороге) и налоги (НДС, акциз и экспортная пошлина).

Алгоритм расчет индекса будет выглядеть следующим образом. Для нефтепродуктов в России существуют три точки ценообразования: Северо-Западная Европа, Средиземноморье и Юго-Восточная Азия. Для каждой группы НПЗ на основании статистики и направления экспортных отгрузок будет рассчитываться ценовой индекс net-back по нефтепродуктам, которые производит данная группа НПЗ. То есть если НПЗ отгружает, например, дизельное топливо с использованием железнодорожного транспорта и морской перевозки в Роттердам, то для данного НПЗ основным ориентиром будет индекс, рассчитанный от цены в Северо-Западной Европе и учитывающий особенности конкретного экспортного маршрута.

В итоге основанный на этих данных ценовой ориентир должен дать участникам рынка информацию о том, что более выгодно с экономической точки зрения: экспортировать либо продавать внутри России тот или иной вид топлива. В дальнейшем данные индикаторы можно будет агрегировать по региональному признаку и формировать индекс цен по всем НПЗ, например по европейской части РФ или Сибири.