Пустые канистры

Бурятия, г. Улан-Удэ, 20.05.2011/ «ИРА «Восток-Телеинформ»

До Бурятии дошел топливный кризис. Цены на этот вид топлива растут, автозаправочные станции, оставшись без бензина, сматывают шланги, а антимонопольное ведомство Бурятии завело дело в отношении ОАО «Бурятнефтепродукт» - крупнейшего в регионе поставщика топлива. Его подозревают в создании дискриминационных условий на розничном рынке нефтепродуктов. 

В Бурятию топливный кризис, как, впрочем, и финансовый двумя годами ранее, дошел с некоторым опозданием. В отличие от ряда других регионов нашей большой Родины, в республике серьезные перебои с топливом начались в мае, когда в ряде республиканских СМИ впервые прошла информация об истощении запасов бензина. В ОАО «Бурятнефтепродукт» (БНП), которое является крупнейшим поставщиком топлива в республике (его доля рынка, по данным антимонопольного ведомства, превышает 50%) сразу же подчеркнули, что ограничения по отпуску нефтепродуктов не вводились и не планируются. Более того - приняты  все меры для обеспечения бесперебойной работы АЗК и АЗС, а БНП работает в штатном режиме. В общем, что все хорошо, прекрасная маркиза.  

Дело о бензине 

Однако, как отмечают в небольших компаниях, бесперебойно и в штатном режиме работает только сам БНП. Первыми кризис ощутили на себе именно они - мелкие независимые автозаправочные станции, в основном, в сельских районах республики. Бензина уже больше недели нет и на некоторых АЗС в Улан-Удэ: так, на автозаправочных станциях  ООО «Витлас» и «Стандарт-Т» в наличии есть только дизельное топливо.  

- Бензина у нас нет, - рассказала  управляющий «Стандарт-Т» Анна Коршунова, - Сейчас  ведутся переговоры с поставщиком, ждем ответа.  

Тем временем Бурятское управление федеральной антимонопольной службы возбудило в отношении поставщика – компании Бурятнефтепродукт - дело. По данным ведомства, установлены признаки создания компанией дискриминационных условий на розничном рынке нефтепродуктов, БНП не в полном объеме поставляет топливо, реализуемое на мелкооптовом рынке, где его покупателями являются небольшие АЗС.

- По данным мониторинга поставок, в республике больше всего не хватает бензина марки АИ-92 - самого востребованного у потребителей. От АЗС республики уже поступали заявления об отказе в реализации бензина в соответствии с заключенными договорами, вплоть до закрытия станций.  Согласно заявлениям, среди потребителей республики увеличивается спрос на бензин, многие закупают его про запас,  - добавили  в Бурятском УФАС. 

Бензин, отмечают антимонопольщики, в необходимых количествах есть только на АЗС Бурятнефтепродукта, который в силу большой доли рынка имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара. Поэтому недопоставки бензина этим монополистом на малые АЗС действия ОАО «Бурятнефтепродукт» по отношению к независимым предприятиям «могут иметь своим результатом ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц и запрещаются в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции». Компании грозит крупный штраф.  

В самом БНП пока от комментариев воздерживаются. Однако по неофициальным данным, указание обеспечивать бензином все станции АЗС Бурятнефтепродукт может исходить от головной компании – Роснефти.  

Бензин дороже, чем в Чечне 

В самом начале топливного кризиса в Бурятии УФАС по республике призвало народонаселение региона не поддаваться общему ажиотажу и не создавать повышенный спрос на бензин во избежание роста цен. Однако ни люди, ни цены не послушались, и цены на автозаправочных комплексах упрямо поползли вверх. Рост цен на топливо отмечают все водители: так, Вадим, недавно вернувшийся из Чечни, сетует, что там литр бензина АИ-92 стоит 20 рублей, а цена АИ -95 колеблется в интервале от 21 до 22 рублей.  

  В Бурятии розничный рынок нефтепродуктов представлен 74 хозяйствующими субъектами (из них на территории Улан-Удэ работают только 17) и 221 АЗС. ОАО «Бурятнефтепродукт» располагает 60 АЗС. На сегодня самые низкие цены предлагает  компания БНП и BP. На  BP самый популярный АИ-92 стоит 25,3 рубля за литр, а со скидкой – 24,2 рубля; литр АИ-95 - 26,8 рубля, АИ 80-24 рубля и дизельное топливо -24,5 рубля. Аналогичные цены и на АЗС «Роснефть» (БНП). Правда, компания отменила все скидочные системы.  

Дороже всего бензин на АЗС нефтяной компании «Альянс». В частности АИ -92 продается по цене 25, 7 рубля за литр, АИ - 95 – 27, 5 рубля, АИ -98- 29, 30 рубля, АИ -80 – 24 рубля и дизтопливо – 24, 59 рубля. Высокие  цены зафиксированы и на заправке компании «Крайс Нефть»: литр АИ -92- 27 рублей, АИ -95 – 29,30, АИ- 98- 30,7, ДТ – 26,70 и евро ДТ  -30,50 рубля. На станции «БРК» бензин временно не отпускается. Как объяснила оператор топливо можно купить только по карте компании. АИ - 80 здесь стоит 24,5 рубля за литр, дизтопливо – 25,09. 

АЗС, которые столкнулись с нехваткой топлива, уже ищут другие источники  пополнения запасов. У большинства мелких АЗС нет технологических и финансовых возможностей для приобретения крупных партий нефтепродуктов в других регионах, но в кризисной ситуации они пытаются найти выход. Так, АЗС «Альянс Байкалнефтесбыт» ведет переговоры о поставках топлива из Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (АЗС и завод принадлежат компании «Альянс»). Северобайкальские АЗС приобретают нефтепродукты у Иркутскнефтепродукта. Возможность закупать  топливо в соседнем  Иркутске есть и у Окинского района Бурятии. Районы, граничащие с Забайкальским краем, за бензином ездят туда, но долго так продолжаться не сможет: при самостоятельной доставке топлива работа небольших АЗС очень скоро рискует стать убыточной.  

Автомобилистам же пока остается надеяться на завершение топливного кризиса и на свою смекалку: некоторые уже начали скупать бензин про запас. Благо ограничений из разряда «не более пяти литров в одни руки», как в Воронежской области, в Бурятии пока нет.  

Александра Шагдарова, для ИРА «Восток-Телеинформ».