Добросовестная конкуренция во благо общества

Бурятия, Улан-Удэ, 05.05.2010/»Информ-полис»

ЧТО ТАКОЕ КОНКУРЕНЦИЯ

В широком толковании слово «конкуренция» означает соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ. По Закону о «Защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия об­ращения товаров на соответствующем товарном рынке...»

ФАС России обеспечивает защиту свободной конкуренции, действует в интересах граждан и предпринимателей. Три основных закона, контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее 82 территориальных органа в субъектах Российской Федерации:

      1)        Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

2)        Федеральный • закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

3)    Федеральный   закон от 13.03.2006 г. №38-Ф3 «О рекламе».

В этих совершенно разных законах (как может показаться на первый взгляд) есть одно объединяющее начало: основная цель каждого из них — это обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена и тем лучше качество товаров, работ, услуг, а значит, и выше качество всей жизни.

Одним из инструментов защиты прав на ведение бизнеса по правилам честной конкуренции является обращение в антимонопольные органы на действия (бездействие) чиновников (местных, региональных, федеральных), создающих порой неравные условия для предпринимательской деятельности. Другим видом нарушения может быть давление на предпринимателей со стороны монополистов, это также повод для принятия мер антимонопольного реагирования.

Антимонопольная служба требует соблюдения установленных правил проведения государственных закупок, обеспечивая контроль от принятия и рассмотрения жалоб от участников торгов до ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Антимонопольные органы стоят на страже интересов и рядового потребителя, например, на финансовых рынках — при распространении банками ложных, неточных либо искаженных сведений об усло­виях оказания своих услуг; или контролируя соблюдение законности при проведении открытых конкурсов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство. Распространение недобросовестной и недостоверной рекламы пресекается антимонопольной службой в защиту прав как предпринимателей, так и граждан. Антимонопольная служба стремится сделать свою работу максимально открытой, прозрачной и полезной для общества.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

- Тому, что у нас плохо с добросовестной конкуренцией, есть масса объективных причин, — говорит Елизавета Потапова, руководитель УФАС по Бурятии. - Трудно говорить об эффективной конкуренции в отсутствии достаточного количества представителей малого и среднего бизнеса. Но все же конкурентная среда развивается, и мы надеемся, что она будет такой, чтобы устраивать и граждан, и предпринимателей, и надзорные органы.

Остаются вопросы к органам власти. Административные барьеры, к сожалению, еще реальность: в целом по России 50 процентов всех антимонопольных нарушений составляют нарушения со стороны властных структур всех уровней. Отсюда и такие термины: «душить», «кошмарить» бизнес.

Нет эффективного взаимодействия бизнеса и власти. К примеру, УФАС инициировало разработку программы развития конкуренции в республике, Минэкономики этим сейчас занимается, но диалог между сторонами конкурентного процесса практически отсутствует.

Сами предприниматели также должны осознавать ответственность перед гражданами, бизнес-сообществом, властью.

КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ ПОДДЕРЖИВАЕТ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

В начале 2010 года руководитель ФАС России Игорь Артемьев в статье корпоративного вестника антимонопольной службы рассказал о «втором антимонопольном пакете» законов, вступившем в силу в 2009 году, который ужесточает наказание за нарушения антимонопольного законодательства.

- Этот процесс не будет стремительным. Мы не хотим посадить за решётку как можно больше предпринимателей. Мы хотим, чтобы угроза уголовного наказания висела, как топор, чтобы бизнес десять раз подумал, прежде чем на рушить антимонопольное законо­дательство, — заявил он.

В число приоритетов ФАС входит и контроль за соблюдением законодательства на социально значимых рынках.

С 1 февраля вступил в силу закон о регулировании торговой деятельности. Согласно разделу антимонопольного регулирования этого закона, максимальная доля торговой сети в одном регионе не должна превышать 25 процентов. Чуть позже (с 1 июля) эта доля будет рассчитываться и в границах муниципалитетов. Это означает, что монополизма торговых сетей не будет. Они будут вынуждены развивать свою сеть в разных регионах, муниципальные округах, тем самым стимулируя развитие конкуренции. А развитие конкуренции позитивно сказывается на ценах, качестве и ассортименте товаров.

Информ-Полис, Евгения Балтатарова