• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Как контролируются закупки в Бурятии?

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

УФАС занимается регулированием многих законов России, но мы решили подробнее узнать об одном из них - законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг». Заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и органов власти Максим Мадасов поделился этой информацией. Вот, что удалось узнать о важных аспектах регулирования данным законом.

- В чём именно заключается деятельность вашей организации?

- Бурятское УФАС России, то есть Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия, занимается контролем в сфере закупок сугубо в рамках контрактной системы. Начнём с того, что закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ о контрактной системе, то есть все закупки должны осуществляться в соответствии с ним. Это достаточно объёмный документ, который подробно описывает всё, что требуется сделать для закупки: в какие сроки следует составить план-график и разместить извещение о проведении закупки и т.д., и является регламентом или инструкцией, как это нужно сделать.

Органы власти, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения должны осуществлять закупки согласно закону № 44-ФЗ и, соответственно, наше управление контролирует эти процессы.

Также в рамках этого закона существуют плановые или внеплановые проверочные мероприятия, то есть наша организация проверяет соблюдение данного закона. Кроме того, существует такой аспект, как жалобы, любой участник закупок - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо - в общем, все поставщики и подрядчики в случае, если считают, что их права нарушены, могут обратиться к нам с жалобой, и мы рассматриваем её, тем самым выполняя государственную функцию защиты прав предпринимателей и хозяйствующих субъектов.

- Какие цели вы себе ставите?

- Вообще у нашей организации главная миссия и цель – это обеспечение конкуренции, так как залог здоровой экономики – это наличие конкуренции на всех товарных рынках, за редким исключением. Например, в условиях естественных монополий действуют немного другие правила. Конкуренция на рынке стимулирует производителей, заставляя их производить более качественные товары и услуги, ведь для победы в конкурентной борьбе следует соблюдать надлежащее качество и минимально возможные цены. Именно баланс качества и цены является результатом конкуренции на рынке. Цель по 44-ФЗ исходит из того, что у нас в государстве существует контрактная система применительно к государственным и муниципальным нуждам, и важно, чтобы они обеспечивались соответствующим качеством и ценой. Один из принципов контрактной системы и есть обеспечение конкуренции.

- С чем связано введение этого закона?

- Происходило реформирование системы государственных заказов. До 44 закона действовал № 94-ФЗ. Он многое регламентировал, но не в полной мере.

Для того, чтобы государственные и муниципальные учреждения функционировали, они должны что-то покупать, чем-то обеспечиваться, но такие отношения следовало отрегулировать и вывести на всеобщее обозрение, чтобы каждый понимал, что и как покупается. 44-ФЗ включает в себя планирование закупок для того, чтобы регулировать бюджет и его обоснованность, чего не было в прежнем законе. И в действующем акте сейчас установлены более понятные условия для каждого гражданина.

- Какие проблемы и трудности преодолевает закон?

- Этот документ содержит в себе множество норм и требований, которые отвечают за разные этапы контрактной системы: планирование, проведение аукционов, конкурсов, заключение контрактов, их исполнение и другое. Также, поскольку нормативно-правовой акт довольно объёмный, он может содержать некоторую неоднозначность. То есть один человек может истолковать так, а другой может иметь иное мнение на одну и ту же норму. В связи с этим наша организация формирует правоприменительную практику, как контрольный орган. Мы своими решениями объясняем, как правильно нужно делать для того, чтобы не было этих неоднозначностей. Нашим работникам приходится определять, что законодатель понимал под этой нормой и доносить позицию до заказчиков и участников закупок. Но, конечно же, мы не последняя инстанция, существуют судебная система, центральный аппарат ФАС, которые могут эту практику изменить или подкорректировать. Контрактная система начала функционировать с 2014 года и постоянно идёт её совершенствование и оптимизация.

- Много ли нарушений был зафиксировано с начала введения этого закона?

- Конкретную цифру сложно назвать. Речь идёт о нарушениях разного рода. Они устраняются при помощи проверок по жалобам. Бывает, что по результатам рассмотрения одной жалобы выявляется сразу несколько нарушений. Это политика существует для того, чтобы сократилось общее количество нарушений.

Поступающие жалобы содержат разные проблемы. Некоторые недовольны качеством составления и исполнения контракта, иные несправедливостью отклонения заявки.

Но стоит отметить, что в этом году количество жалоб сократилось по сравнению с прошлым годом практически на двадцать процентов.

- Каким образом происходит реализация закона?

- На самом деле реализацию закона осуществляют в основном государственные и муниципальные заказчики. Они являются непосредственно исполнителями данного нормативно-правового акта. И другая сторона – участники закупок, победители конкурсных процедур: компании или индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают исполнение конкретных закупок. Это они исполняют данный закон. А наша служба следит за тем, чтобы все действия участников этого процесса были законны.

В целом законодательство о контрактной системе содержит большое количество подзаконных актов, в которых детализируется специфика каких либо закупок. Да и сам 44-й не ограничивается только порядком проведения, процедурой закупки, в нем есть и другие нормы. Например, в нем говорится и об общественном контроле. Или для того, чтобы стать работником контрактной службы нужно пройти профессиональное обучение.

- Как формируется и осуществляется заказ?

- Чтобы просто купить, допустим, парту для университета, нужно пройти очень много этапов для получения желаемого товара. Формируется бюджет, составляется план закупок, план-график закупок, при этом обосновывается сама закупка, её цена. Определяется способ закупки, могут быть закупка у единственного поставщика (неконкурентная), либо аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений – это всё виды конкурентных способов. В зависимости от выбранного способа закупки существуют разные процедурные моменты. После множества действий заключается контракт и производится поставка продукта, затем оплата и отчётность. Такой объём работы обеспечивает конкуренцию, прозрачность закупок, т.е. вся информация, как и что покупается, находится в публичном доступе, в том числе в Единой информационной системе закупок (ЕИС), которая является уникальной не только в России, но и в мире.

Светлана ДЕВЯТОВА, БГУ, I курс ИФМК, международная журналистика