Протокол № 1 заседания Общественно-консультативного совета от 24.03.2015

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 1                     от 24.03.2015`                        г. Улан-Удэ                                                      

Председательствовал:  Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель.

Присутствовали:

Эрдынеева Т.Д. – начальник отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Дашиев А.Б. – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия;

Смолин В.В. – заместитель министра, Министерство экономики Республики Бурятия,

Члены Совета: 

<…..> (по доверенности) - НО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия»,

Зайцев Н.С. - ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

Иванов Л.А. – БРО «Опора России»,

Санжицыренова Р.К. – НКО Центр общественного контроля ЖКХ в Республике Бурятия,

Смольникова И.В. – НП «Гильдия риэлторов Бурятии»,

<…..> (по доверенности) - ОО Региональное отделение Российского общества оценщиков в Республике Бурятия,

<…..> – НП «Бурятская ассоциация рестораторов»,

<…..> (по доверенности) – Коллегия адвокатов РБ.

1. Внедрение стандарта развития конкуренции в республике. О целесообразности разработки муниципальных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию конкуренции (докладчики: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова, заместитель министра Министерства экономики Республики Бурятия Смолин В.В.).

Слушали:

Потапову Е.И.: Правительству Республики Бурятия необходимо ускорить процесс разработки Плана мероприятий (так называемой «дорожной карты») стандарта развития конкуренции в Республике Бурятия: «Обязанность субъектов Российской Федерации по внедрению указанного стандарта возложена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.1.2012 № 2579-р, которым утвержден  план мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.11.2014 № 705 главы субъектов Российской Федерации с 2015 года будут оцениваться по новому критерию – содействие развитию конкуренции.

В целях стимулирования субъектов Российской Федерации к эффективной реализации стандарта развития конкуренции в августе 2015 года будет принято постановление российского правительства: для успешно реализующих стандарт развития конкуренции субъектов Российской Федерации будет сформирована система поощрения.

Федеральная антимонопольная служба во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27.04.2012 № 1092 ежегодно формирует рейтинг субъектов Российской Федерации по состоянию конкурентной среды. Так, в 2014 году практика реализации в Республике Бурятия «дорожной карты» в сфере строительства «Улучшение предпринимательского климата» названа в числе лучших региональных практик.

Несомненно, что Бурятское УФАС России будет принимать самое непосредственное участие в этом направлении работы по развитию конкурентной среды на тех товарных рынках, которые являются актуальными в республике.

Смолина В.В.: В настоящее время 3 проекта распоряжений, касающихся развития конкуренции в республике, находятся в стадии  согласования.

Первый проект - о создании уполномоченного органа в лице минэкономики республики, который будет формировать перечень приоритетных и социально значимых рынков. По каждому из рынков, включенных в утвержденный перечень, профильное министерство должно разработать план мероприятий («дорожную карту») по развитию конкуренции на соответствующем рынке.

Второй проект - о создании коллегиального органа, который будет возглавлять заместитель председателя Правительства республики А.Е.Чепик. Он будет называться - республиканская комиссия по содействию развитию конкуренции.

Коллегиальный орган в составе представителей уполномоченного органа, органов власти, общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и потребителей, будет координировать работу по развитию конкуренции в республике в целом. Также в задачах органа -утверждение перечня, «дорожных карт», результатов мониторингов состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг республики.  

Третий проект - об утверждении «дорожной карты» по внедрению стандарта развития конкуренции в республике. В этом документе прописывается весь механизм действий по внедрению указанного стандарта.

Решили:

1.1. Принять доклады к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о внедрении стандарта развития конкуренции в республике, в т.ч. о разработке муниципальных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию конкуренции.

1.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

2. О ценовой ситуации на продовольственных рынках республики. О мерах антимонопольного реагирования применительно к ситуации, связанной с ростом цен на продукты питания (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Т.Д. Эрдынеева).

Слушали:

Эрдынееву ТД.: Бурятское УФАС осуществляет ежемесячный мониторинг розничных цен на продукты питания в торговых сетях города Улан-Удэ:  «Абсолют», «Титан», «Николаевский», «Барис-Плюс», «Белоречье», «Стам», «Семья» с 2010 года.

Мониторинги проводятся в целях своевременного выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в отношении занимающих значительную долю хозяйствующих субъектов, соответственно, имеющих возможность оказывать влияние на ситуацию на том или ином товарном рынке. Поэтому значения цен, получаемые в результате мониторингов Бурятского УФАС России, отличаются от официальных данных статистического наблюдения Бурятстата.

Средняя розничная цена на крупу гречневую весовую в торговых сетях изменялась с начала 2014 года. Средняя цена за 1 кг крупы на 01.01.2014 составляла 21,8 руб., на 01.01.2015 – 63,3 руб./кг (+190,4%).

Наименьшая цена на крупу гречневую за 1 килограмм продукта на 01.01.2015 была зафиксирована в размере 50 руб., а наибольшая – 69 руб. При этом закупочные цены на гречку за год в среднем повысились на 205%.

Цена на муку первого сорта в торговых сетях города Улан-Удэ по состоянию на 01.01.2014 в среднем составляла 18,5 руб./кг, на 01.01.2015 – 23,6 руб./кг (+27,6%).

Наименьшая стоимость за 1 кг муки 1 сорта к началу 2015 года составила 20,5 руб., наибольшая – 27 руб. Динамика роста розничной цены соответствовала динамике изменений закупочной.

Цену на хлеб 1 сорта крупнейший производитель республики ОАО «Бурятхлебпром» поднимал в 2014 году дважды – в апреле на 1 руб./кг и в ноябре на 2 руб./кг. В декабре Прокуратурой Республики Бурятия при участии специалистов УФАС проводилась проверка обоснованности установления цен на хлеб. Нарушения антимонопольного законодательства не выявлено, повышение цен обусловлено ростом цен на муку, иные производственные ресурсы.

Средняя розничная цена на молоко питьевое жирностью 2,5%, в тетрапакетах емкостью 1 литр, в течение 2014 года практически не изменялась. Наибольшее значение средняя розничная цена имела в марте-июле:  50-51 руб./шт., на 01.01.2015 составила 46,5 руб./л.

Масло подсолнечное рафинированное бутилированное существенно выросло в цене к концу 2014 года (по состоянию на 01.01.2014 цена составляла 66,5 руб./бут.), на 01.01.2015 – 77,5 руб./кг (+16,5%).

Наименьшая стоимость за 1 бутылку масла на 01.01.2015 составила 55 руб., наибольшая – 97 руб.

Средняя розничная цена на яйцо куриное 1-ой категории на 01.01.2014 была равна 57,6 руб./десяток, на 01.01.2015 – 59,4 руб./десяток. Минимальная цена за десяток яиц на 01.06.2014 – 41 руб.

Сахар-песок в январе 2014 года стоил в среднем 32 руб./кг, а к началу 2015 года - 60,4 руб./кг. Минимальная стоимость сахара на 01.01.2015 составляла 54 руб./кг, максимальная – 66 руб./кг. Рост средней розничной цены на продукт за год составил порядка 89%, при этом закупочная цена в среднем выросла на 94%.

По итогам проводимого мониторинга розничных цен на отдельные продукты питания Бурятское УФАС России сообщает, что признаков нарушения антимонопольного законодательства не выявлено.

В соответствии с законом о защите конкуренции запрещаются:

  • действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в т.ч. по установлению и поддержанию монопольно высокой цены товара (статья 10 № 135-ФЗ); доли торговых сетей не превышают минимального, установленного законом, порогового значения - 35%;
  • соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, приводящие в т.ч., к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок (статьи 11, 12 № 135-ФЗ). Цены торговых сетей на продукты питания – различные.

С 12.08.2014  управление, также по поручению ФАС России, проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен крупных хозяйствующих субъектов на отдельные виды продуктов питания (13 наименований).

По результатам мониторинга при выявлении существенного повышения оптово-отпускных цен (более чем на 5 % по отношению к предыдущей неделе) мы проводим мероприятия по выявлению нарушения антимонопольного законодательства.

С начала 2015 года УФАС проверяло обоснованность изменения цен на наблюдаемые продукты питания у хозяйствующих субъектов, специалисты управления участвовали в 5 совместных проверках Прокуратуры РБ, районных прокуратур г. Улан-Удэ.

Проверялись оптовый продавец рыбы, поставщик овощей в розничные сети и др.; запрашивались поставщики сахара, гречневой крупы в республику из Тамбова,Челябинской области, Барнаула, Иркутска и др. о причинах роста отпускных цен.

ООО «Молоко Бурятии» (в связи с выявленным повышением цены на масло) обосновало повышение отпускных цен ростом затрат на закуп сырого молока, нефтепродукты, упаковочные материалы.

При этом мы смотрим подтверждающие документы (счета-фактуры, платежные документы, договоры и т.д.).Установлено, что динамика изменения отпускных цен соответствовала динамике закупочных цен.

09.12.2014 управление завершило внеплановую камеральную проверку по факту повышения отпускных цен на свинину ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский»,были выявлены признаки нарушения закона о защите конкуренции в части установления экономически не обоснованных цен на мясо свинину в сентябре 2014 года и установления различных цен на один и тот же товар. Однако по результатам проведенного с целью установления наличия/отсутствия доминирующего положения свинокомплекса анализа в марте этого года было установлено, что рынок оптовой реализации свинины в 2014 году является межрегиональным: ввоз в республику свинины превышает 40%, а вывоз –15%. Регионами ввоза, в основном, являются Алтайский край, Республика Алтай, Красноярский край, Новосибирская область. Москва, Санкт-Петербург. Основными регионами вывоза являются Иркутская область, Забайкальский край, Приморский край.

Рассмотрено с начала года более 20 письменных обращений граждан, поступали также и устные – на «горячую линию». В настоящее время количество устных обращений заметно сократилось.

Проводились и другие проверки, их результаты есть на сайте.

Решили:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о ценовой ситуации на продовольственных рынках республики, о принимаемых управлением мерах реагирования.

2.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

3. О результатах работы Бурятского УФАС России в 2014 году и планах на 2015 год (докладчик: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова).

Слушали:

Потапову Е.И.: Бурятское УФАС России в 2014 году рассмотрело заявлений/жалоб – 943; дел о нарушении антимонопольного, рекламного законодательств, законодательства о контрактной системе – 273; дел по административным правонарушениям – 221. Провело 38 проверок. Выдало 92 постановления о наложении штрафов за административные правонарушения на общую сумму 31470,0 тыс. рублей.

Количество поступивших жалоб и заявлений  в 2014 году увеличилось более чем на 30% по сравнению с 2013 годом.

Основная часть поступивших в 2014 году заявлений касалась нарушений в сфере электро-, теплоэнергетики – 178 жалоб, в сфере страховых услуг – 39 жалоб.

Всего по итогам года комиссия УФАС вынесла решение о признании фактов нарушения антимонопольного законодательства по 46 делам, в 8 случаях нарушения были устранены добровольно, в 10 случаях были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, 8 – обжаловано в судах (17%), из них 2 – оставлено в силе, 1 - отменено, 5 – в стадии обжалования.

В 2014 году УФАС осуществляло мониторинг следующих товарных рынков Республики Бурятия:

 - рынок оптовой и розничной реализации бензина и дизельного топлива (ежедневный мониторинг цен на бензин и дизельное топливо на АЗС г. Улан-Удэ, еженедельный мониторинг розничных и оптовых цен на бензин и дизельное топливо в г. Улан-Удэ и районах республики, еженедельный мониторинг запасов ГСМ на нефтебазах республики, ежемесячный мониторинг стоимости транспортной доставки нефтепродуктов в регион, ежемесячный мониторинг цен на топливо, приобретаемое сельхозтоваропроизводителями, ежемесячный мониторинг закупочных и оптовых цен на ГСМ);

- рынок авиатопливообеспечения (еженедельный мониторинг средних цен на авиакеросин, цен на услуги по заправке воздушных судов в аэропорту г. Улан-Удэ);

- рынок оптовой реализации углей энергетических (ежемесячный мониторинг цен на уголь);

  • рынок оптовой и розничной реализации продовольственных товаров (ежемесячный, ежеквартальный мониторинг закупочных и розничных цен  на социально значимые продукты питания, в т.ч. хлеб, мука, молоко, масло растительное, сахар);
  • рынок оптовой реализации продовольственных товаров по перечню (оптово-отпускные цены и запасы на отдельные виды) с августа;
  • рыба и продукция из нее (ежемесячный мониторинг  цен) с октября;
  • рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ, еженедельный мониторинг цен на СУГ) с октября.

В 2014 году в адрес УФАС поступило 86 заявлений, по результатам рассмотрения которых в 20 случаях подтвердились признаки нарушения законодательства о рекламе. В числе выявленных нарушений -  распространение рекламы с помощью смс-рассылок при отсутствии согласия абонента (10 случаев), отсутствие существенной информации в рекламе (2 случая), недостоверная реклама (2 случая) и др.

В 2014 году в адрес управления поступило 429 жалоб, 182 жалобы возвращены в связи с несоответствием их требованиям закона о контрактной системе. По каждой из рассматриваемых жалоб проводится внеплановая проверка размещения оспариваемой закупки в полном объеме, по итогам рассмотрения выдано 95 предписаний об устранении нарушений.

Бурятское УФАС России провело 23 проверочных мероприятия заказчиков всех уровней, при этом проверена 341 закупка, из них 24 закупки проведены с нарушениями законодательства.

Из 1099 решений, принятых управлением по результатам рассмотрения жалоб, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, согласований о возможности заключения  контракта с единственным поставщиком, проведения внеплановых проверок, 22 (2%) – обжаловано в судах, 14 – оставлено в силе, 5 – частично удовлетворены, 3 – в стадии судебного рассмотрения.

В истекшем году управление рассмотрело 37 обращений заказчиков о включении сведений в федеральный реестр недобросовестных поставщиков, всего было включено в реестр  13 хозяйствующих субъектов. На 1 января 2015 года в реестре состоит 49 хозяйствующих субъектов.

В 2014 году УФАС возбуждено 221 дело об административных правонарушениях.  Вынесено 92 постановления о наложении штрафов на общую сумму 31470,0 тыс. рублей, к административной ответственности привлечено 168 должностных лиц (в т.ч. объявлены устные замечания – 71 случай), 25 организаций и 1 гражданин.

Сумма уплаченных штрафов составила 27588,5 тыс. рублей, в т.ч. штрафов, наложенных в 2013 году.

В 2014 году УФАС исследовано состояние конкурентной среды на 17 товарных рынках республики.  Ежегодно проводится определение долей торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах республики, муниципальных районов, городских округов.

В реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в границах Республики Бурятия по состоянию на 31.12.2014 состоит 77 организаций и индивидуальных предпринимателей.

В 2015 году УФАС продолжит работу по всем направлениям, с учетом предъявляемых ФАС России новых требований, изменений в действующее законодательство. Приоритетными будут финансовые рынки, работа по внедрению стандарта развития конкуренции в республике контроль за ценами на продукты питания  и лекарственные средства.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах работы управления.

4. Разное (по предложениям членов Совета).

4.1. Обcуждение плана работы Совета на 2015 год.

Решили:

  • Утвердить план работы Совета на 2015 год с учетом поступившего письменного предложения члена Совета Ильиной Е.К. об исполнении заказчиками норм  закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) в части размещения бюджетных средств у СОНО.
  • При наличии иных предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

4.2. О составе и выборах сопредседателя Общественно-консультативного совета Бурятского УФАС России в соответствии с Регламентом.

Решили (единогласно):

  • Направить в ФАС России информацию о внесении изменений в состав Общественно-консультативного совета при Бурятском УФАС России для издания соответствующего приказа.
  • Утвердить на 2015 год кандидатуру Зураева И.И. - президента Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия в качестве сопредседателя Общественно-консультативного совета Бурятского УФАС России в соответствии с Регламентом.

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                    Е.И. Потапова

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                    Эрдынеева Т.Д.                                     

Протокол вела                                                                          Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
24 марта 2015, 10:15