Протокол № 3 заседания Общественно-консультативного совета
ПРОТОКОЛ
заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
№ 3 от 28.09.2017 г. Улан-Удэ
Председательствовал:
Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,
<…> (по доверенности) – и.о. президента Торгово-промышленной палаты РБ, сопредседатель,
Присутствовали:
Баргаева Е.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России,
Члены Совета:
Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,
<…> (по доверенности) – НП местных товаропроизводителей и предпринимателей «Товары Бурятии»,
Санданов Ц.Ч. – БРО «Опора России», член НКО,
Санжицыренова Р.К.- Центр общественного контроля ЖКХ в Республике Бурятия, НКО, руководитель,
Смольникова И.В. – НП « Гильдия риэлторов Бурятии», член Совета,
Содномова Р.А. – РО «Российское общество оценщиков в РБ», председатель,
Соляник С.В. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия», вице-президент, исполнительный директор,
<…> (по доверенности) – Союз Риэлторов Сибири (СФО).
- Об исполнении мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 г.г.
Эрдынееву Т.Д.: Напомним, что Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 г.г. утверждена Президиумом ФАС России 3 июля 2013 года и представляет собой программный документ, предполагающий реализацию как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа.
Защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов госполитики в области защиты конкуренции и в настоящее время её особенностью является необходимость выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера.
С принятием «четвертого антимонопольного пакета» в порядке законотворчества реализовано намеченное расширение сферы применения новых правовых институтов – предупреждений и предостережений – на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию (в 2015 году).
Кроме того, изменилось применение антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с недопущением, ограничением и (или) ущемлением интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Введена процедура досудебного обжалования решений территориальных органов ФАС России в центральном аппарате ФАС России в целях повышения единообразия применения законодательства при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Соответствующим постановлением Правительства РФ регламентирован недискриминационный доступ к ограниченным ресурсам, в том числе к инфраструктуре естественных монополий (трубопроводам для транспортировки нефти, размещению средств электросвязи).
Приказом ФАС России расширено применение экономического анализа при принятии решений антимонопольного органа, совершенствуется законодательство о торгах, особенно в части обеспечения прозрачных и недискриминационных условий участия в торгах.
Еще одно направление Стратегии – поддержка и развитие биржевой торговли (нефть, газ).
В числе приоритетных также принятие мер по развитию конкуренции на отдельных рынках (лекарственных средств, газа, информационных технологий, ЖКХ). Так, в 2016 году продолжена работа над основными существующими проблемами в сфере здравоохранения, оказывающими существенное влияние на конкуренцию, например, вопросы взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинских изделий, распределение объемов оказания медпомощи в рамках программы ОМС между медицинскими организациями. По рынку ЖКХ – совершенствование тарифного регулирования, принятие правовых актов в целях повышения прозрачности деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций (постановление Правительства РФ от 31.08.2016 № 867, разработано ФАС России).
В части принятия мер, направленных на устранение необоснованных барьеров в сфере технического, налогового и таможенного регулирования, - участие представителей ФАС России в заседаниях Таможенного совета, разработка регламентов Таможенного совета, обсуждение технических регламентов на экспертных советах.
Бурятское УФАС России включено в План мероприятий по реализации Стратегии по 10 пунктам в качестве исполнителя.
В целом, все, что намечается, реализуется полном объеме.
Решили:
- Принять информацию к сведению.
- Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о промежуточных итогах (поэтапной) реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 г.г.
- Специфика закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ
Слушали:
Потапову Е.И.: Бурятское УФАС России обращает внимание на специфику закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, контроль за соблюдением антимонопольных требований которого мы осуществляем в рамках предоставленных полномочий. Речь идет о статьях 17, 18.1 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ), а точнее о недавней судебной практике, которую антимонопольным органам необходимо учитывать при вынесении решений, связанных с рассмотрением таких жалоб. Так, в соответствии с недавно вынесенными определениями Верховного суда РФ у ФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб на закупки отдельных видов юридических лиц по основаниям, не указанным в статье 3 Закона о закупках.
Выступили:
Санжицыренова Р.К.: Согласно пояснениям минстроя Бурятии 10 процентов от итоговой балансовой отчетности должны проходить через закупки (торги).
Обращаем внимание на непрозрачность системы тарифообразования в сфере ЖКХ, невозможно добиться предоставления экономического обоснования затрат субъектами естественных монополий, например, ТГК-14.
Решили:
- Принять информацию к сведению.
- Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций информацию об особенностях закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ и контроля антимонопольным органом.
- О механизме применения части 12 статьи 14 Закона «О рекламе» № 38-ФЗ: параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы
Баргаеву Е.А.: С 25 мая 2015 года вступила в силу новая редакция положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона «О рекламе» № 38-ФЗ. Так, согласно первой из указанных норм при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.
Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной приказом ФАС России от 22.05.2017 № 374/15.
Данная методика разработана на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.
Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого установленном порядке, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
В случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммой, такое обращение является поводом для осуществления записи телепрограммы или радиопрограммы сотрудником антимонопольного органа для дальнейшего измерения уровней громкости рекламы и передачи.
Однако, на сегодня только в ФАС России имеется единственный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.
Соответственно, записи теле-, радиопрограмм, сделанные территориальными органами ФАС России, передаются в ФАС России для последующего измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.
В управлении имеется практика рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства в части превышения уровня громкости звука рекламы на местных телеканалах. Так, в июле 2016 года УФАС признало ООО "Тивиком" нарушившим требования рекламного законодательства в части распространения рекламы, анонсов и логотипов телепрограммы, уровень громкости звука которых превышает уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы.
Измерения показали, что уровень громкости звука рекламы, анонсов, логотипов телепрограммы в течение 15 минут превышал более чем на 1,5 дБ уровень громкости звука в фильме «Домработница», транслировавшегося на канале «Тивиком» 16 марта.
Дело было возбуждено после подтверждения данного факта нарушения ФАС России, куда была направлена соответствующая запись, сделанная управлением, с соблюдением установленных требований.
Решили:
Принять информацию к сведению.
4. Разное (по предложениям членов Совета), в т.ч.:
4.1. Об утверждении нового состава Совета.
Слушали:
Эрдынееву Т.Д.: Согласно полученным из ФАС России разъяснениям с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» началась работа по обновлению системы формирования и функционирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ).
В настоящий момент проходит этап совершенствования законодательства в отношении порядка формирования общественных советов при терорганах ФОИВ.
Поэтому ФАС России соответствующими приказами признала утратившими силу Положение об Общественно-консультативном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, составы территориальных Советов.
Однако, поскольку создание Советов не предусматривается, но и не противоречит № 212-ФЗ, в целях сохранения налаженного взаимодействия с общественными организациями и союзами и получения обратной связи от институтов гражданского общества в переходный период становления новой системы общественного контроля, территориальные органы ФАС России вправе создавать самостоятельно совещательные органы с представителями общественных организаций и объединений и утверждать их состав, что и будет нами сделано в ближайшее время.
Решили:
Принять информацию к сведению. В течение ближайшей недели направить предложения по обновлению состава Совета.
4.2. О результатах проведения управлением публичных обсуждений.
Слушали:
Потапову: ФАС России – в числе 12 федеральных органов исполнительной власти, которые обязаны в текущем году в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности в целях реализации концепции открытости деятельности проводить публичные слушания для применителей законов, каждый в пределах своей компетенции.
УФАС провело 2 мероприятия, вся отчетность о результатах размещена на сайте управления, а также видеозапись каждого из них. Практика показала актуальность, необходимость продолжения таких мероприятий и в последующие годы. Есть единые для всех требования к порядку их проведения.
Структура проведения публичных обсуждений следующая: два доклада о том, что «можно» – о нововведениях, законотворчестве, и что «нельзя – о правоприменительной практике на примерах рассмотренных дел. Обязательное условие – наличие обратной связи, возможность задать вопросы.
Пока практика такова, что приходят в-основном представители органов власти, которых в большей степени интересует правоприменение в сфере закупок.
Решили:
Принять информацию к сведению. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах публичных обсуждений.
4.3. О поступившем обращении НП местных товаропроизводителей и предпринимателей «Товары Бурятии».
Слушали:
Потапову Е.И.: В связи с принятием постановления Правительства РФ от 15.09.2017 № 1104 в управление поступило обращение НП местных товаропроизводителей и предпринимателей «Товары Бурятии», которое предлагаю обсудить.
Речь идет о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, включая железнодорожный, транспортом.
В частности, предприниматели обеспокоены предполагаемым расширением (наполнением) местного рынка за счет поставок всех видов сельскохозяйственной продукции из других регионов, что приведет, в конечном итоге, сначала к демпингу, а затем к вытеснению местных производителей с местных рынков сбыта, к дисбалансу рынка, и предлагают рассмотреть вопрос о предоставлении местным производителям аналогичной компенсации, чтобы соблюсти баланс на местном рынке.
В границах республики конкуренция сложившаяся, положение участников рынка достаточно устойчивое, и прогнозируемая ситуация ценового понижения, вытеснения конкурентов, а затем уже установление высоких цен, в принципе невозможна.
Информирую, что, в октябре, в том числе в рамках работы Межведомственной рабочей группы, будут совместные с органами прокуратуры проверки закона о регулировании торговой деятельности.
Таким образом, данное заявление является преждевременным и пока безосновательным.
К слову сказать, высокие тарифы снижают конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, в августе т.г. по итогам встречи заместителя руководителя Фас России А,Н. Голомолзина и Врио руководителя Главы республики А.С. Цыденова с бизнес-сообществом была достигнута договоренность о создании Рабочей группы в сфере электроэнергетики, работа которой позволит решать текущие наболевшие вопросы.
Вместе с тем, проводимый управлением в плановом порядке и в рамках рассмотрения поступающих заявлений анализ розничного рынка электроэнергии свидетельствует о наличии конкурентной среды и отсутствии доминирующих хозсубъектов. Соответственно, говорить о наличии признаков нарушения статьи 10 № 135-ФЗ не приходится.
Выступили:
Соляник С.В.: Минпромторг Бурятии недавно огласил результаты проведенного мониторинга, согласно которому реально есть две составляющие, которые влияют на устойчивость развития местных рынков, но их удельный вес и не такой значительный. Транспортно-заготовительные расходы – наибольшие затраты, например, у Стальмоста, Бурятхлебпрома, достигают 11 процентов. Энергозатраты варьируются в пределах от 1,5 до 2,5 процентов – у 45 предприятий республики.
Решили:
Принять информацию к сведению.
Сопредседатель Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Е.И. Потапова
Ответственный секретарь
Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Т.Д. Эрдынеева
Протокол вела Эрдынеева Т.Д.