Требуется уточнение!

Как не нарушить рекламное законодательство в области медицины в связи с вступившими с нового года изменениями обсудили накануне, 4 февраля, на «круглом столе», организованном по многочисленным просьбам  Бурятским УФАС России для представителей рекламного бизнеса.

Более всего рекламодателей и рекламораспространителей, на которых в равной степени возложена ответственность (в т.ч. в виде немалых штрафов, в случае выявления нарушения), волнует, как соблюсти нормы статьи 24 закона о рекламе (№ 38-ФЗ).

Поскольку, внесенные поправки фактически запрещают рекламу медицинских услуг, у применителей закона о рекламе возникло множество вопросов, что и как можно рекламировать, не нарушая установленных требований.

Согласно разъяснениям ФАС России, понятия слов «медицинская услуга», «профилактика», «диагностика» и «медицинская реабилитация», введенных в закон о рекламе, вместо  ранее применявшихся «методов лечения», содержатся в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ).

Так, медицинская услуга представляет собой вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, и имеющих самостоятельное законченное значение.

Диагностика - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.

Под профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Медицинская реабилитация - это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

В соответствии с частью 8 статьи 24 закона о рекламе реклама медицинских услуг не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Вместе с тем, в силу позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58, понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».

Соответственно, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных законом о рекламе местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Таким образом, с 1 января 2014 года допускается реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, перечень которых определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н. В том числе в случае, если эта реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Участники «круглого стола» выразили общее мнение, что после внесения поправок в закон о рекламе между частями 7 и 8 статьи 24 возникла коллизия, либо нечеткость формулировки, требующая уточнения.

Если часть 7 статьи 24 закона о рекламе фактически разрешает рекламу медицинских услуг, хотя и с ограничениями в виде предупреждения, то часть 8 этой же статьи такую рекламу запрещает, за исключением специализированных медицинских изданий и профессиональных мероприятий (выставок, конференций, семинаров и т.д.), поскольку  не соотносится (противоречит) с понятием «медицинская услуга» в принципе.

Все-таки, введенная норма закона требует более четкой формулировки.

- Тем не менее, в случае выявления нарушения, касающегося обсуждаемых нововведений, наказывать нарушителей будем со всей строгостью закона, - отметила в заключение руководитель УФАС Е.И. Потапова.