Право на ответ. УФАС: журналист и сотрудник удивлялись не без оснований

В опубликованной в «Московском комсомольце в Бурятии»  от 7-14 августа 2013 г. статье «Кредит для Буратино-2»,  Дмитрий Родионов, рассуждая на тему «неистребимости» Остапов Бендеров, необоснованно обвинил Бурятское УФАС России в бездействии.

Статья посвящена деятельности московской фирмы ООО «РСП», реклама услуг которой следующего содержания «Альтернатива кредиту! Акция без %! На выплату: до 30 лет-недвижимость, земельные участки; до 15 лет-авто (разные марки в любой комплектации), с/х техника и её комплектующие; Квартира стоимостью 2000 000 руб.: от 5555,55 руб/мес.; Hyunday Solaris от 3 333 руб./мес. Nissan Tiida от 3 611 руб./мес.; г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 57 «А», офис № 4. Т.: 8 -3012-33-40-88, 36-06-05. www.rsp-rsp.ru. Приди и узнай условия. Акция действует с 01.07.13 по 31.07.13. Не является кредитной, микрофинансовой организацией. ООО «РСП, свидетельство о государственной регистрации серия 77 № 011866402 от 07.05.2010. Реклама.» распространяется в местных печатных СМИ.

В своей статье журналист дословно пишет следующее: « …При этом вот что удивляет. Когда я позвонил в Бурятское УФАС и рассказал, какими методами действует эта московская контора, то был удивлен реакцией сотрудника контролирующего органа. Оказалось, что в отделе антимонопольного контроля и рекламы не знают о существовании такой московской структуры, хотя реклама «услуг» желто-зеленым цветом пестрит в большинстве глянцевых изданий Бурятии, а по своим должностным обязанностям сотрудники должны их еженедельно просматривать…». 

Во-первых, оценка описанных по телефону «методов работы» ООО «РСП» (обмана граждан) не входит в полномочия антимонопольного органа. Вероятно, получить комментарий о законности или незаконности деятельности этого общества следовало в иных компетентных органах, которые может быть и являются более многочисленными (как утверждает далее по тексту журналист).

Во-вторых, сотрудник управления на, действительно, имевший место быть звонок, пояснил, что само по себе содержание указанной рекламы  признаков нарушения законодательства о рекламе не содержит. Служащий мог и этого не говорить, поскольку помимо прав журналиста, предоставленных ему законом о средствах массовой информации, есть еще  правила (порядок), которые также существуют во всех органах власти на законных основаниях, согласно которым с журналистами могут общаться только  уполномоченные лица.

Дела о нарушении (в данном случае речь идет о рекламном законодательстве) могут быть возбуждены управлением как по собственной инициативе, так и по заявлениям, но для этого должны содержаться признаки этого нарушения.

В Бурятское УФАС России ни устные, ни письменные обращения граждан о недостоверности или недобросовестности рекламы услуг ООО «РСП» не поступали.

Из анализа содержания размещавшейся обществом в СМИ рекламы это также не усматривается, т.е. в данном случае признаки нарушения закона о рекламе могут быть выявлены только при обращении конкретного потребителя, введенного в заблуждение рекламой.

Мониторинг (просмотр) рекламы в СМИ не входит в должностные обязанности специалистов, это есть один из возможных и применяемых видов контроля, не предусмотренный (стало быть, не носящий обязательный характер) нормативными правовыми актами в сфере рекламного законодательства.  

Тем не менее, именно при проверке информации журналиста специалисты УФАС установили, что, оказывается, при заключении договора с ООО «РСП» потребители должны оплатить регистрационный взнос и в зависимости от суммы регистрационного взноса оплачивать административные расходы. УФАС считает, что это существенные условия договора, которые должны сообщаться в рекламе.

Определением от 12 августа т.г. УФАС возбудило в отношении ООО «РСП» дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 закона о рекламе. В указанной норме определены общие требования к рекламе.

Вместе с тем, УФАС не может запретить размещение рекламы услуг ООО «РСП», поскольку его деятельность в настоящее время не признана запрещенной. Так, согласно закону о рекламе (пункт 1 статьи 7 № 38-ФЗ)  не допускается реклама товаров (работ, услуг) производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.