ТСЖ «АСТРА» нарушило антимонопольное законодательство в части осуществления недобросовестной конкуренции

19 октября с.г. оглашена резолютивная часть решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства о признании товарищества собственников жилья «АСТРА» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  Указанной нормой установлен запрет на недобросовестную конкуренцию в части введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Установлено, что в период с 17 по 20 декабря 2010 года собственниками многоквартирного дома по ул. Яковлева проведено общее собрание по смене способа управления многоквартирным домом посредством создания товарищества собственников жилья.  Протокол № 1 от 21.12.2010 года указанного собрания решением Железнодорожного районного  суда г. Улан-Удэ от 21.07.2011 г. признан незаконным и отменен в связи с нарушениями процедуры проведения общего собрания собственников, которая предусмотрена Жилищным Кодексом РФ. Кассационным определением Верховного суда Республики Бурятия от 05.08.2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Однако, ТСЖ «АСТРА» невзирая на имеющиеся судебные акты продолжает осуществлять деятельность по обслуживанию многоквартирного дома, продолжает направлять жильцам счета на оплату за поставленные жилищные услуги, а также распространяет объявления, ставящие под сомнение законность деятельности ЗАО «Мой коммунальный стандарт Улан-Удэ» - действующей управляющей организации, обслуживающей дом на праве правопреемства. Указанные и иные действия ТСЖ «АСТРА» признаны недобросовестной конкуренцией, нарушителю будет выдано предписание о прекращении нарушения.

После изготовления решения о нарушении антимонопольного законодательства в полном объеме будет возбуждено административное производство в соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Справочно: Рынок услуг по управлению многоквартирными домами является социально значимым, в связи, с чем в городах с численностью населения более 100 тысяч человек, анализируется территориальными антимонопольными органами ежегодно. По итогам проведенного Бурятским УФАС России в мае с.г. анализа за 2010 год установлено следующее.

В 2010 году в городе Улан-Удэ  насчитывалось 7690 многоквартирных домов общей площадью 6095,3 тыс. м2, из которых:

- в управлении управляющих организаций находилось 2342 дома с объемом жилищного фонда 3980,84 тыс. м2 (65,31%  от общего объема жилищного фонда);

- в управлении ТСЖ находилось 669 домов с общей площадью 1311,83 тыс. м2 (24,52% от общего объема жилищного фонда);  

- в непосредственном управлении  находилось 4679 домов с объемом жилищного фонда 802,63 тыс. м2 (13,17% от общего объема жилищного фонда).

В целом на территории города осуществляли деятельность 53 управляющие организации и 151 товарищество собственников жилья,  оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами; при этом все управляющие   организации относятся к частным, т.е. не  имеют доли участия в уставном капитале  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло снижение показателей, характеризующих состояние конкуренции на товарном рынке,  что свидетельствует о снижении экономической концентрации рынка, уменьшении долей крупных хозяйствующих субъектов, и об отсутствии хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. По результатам проведенного анализа рынок услуг по управлению многоквартирными домами в 2010 году относится к рынку с низкой  концентрацией и с развитой конкуренцией.

Выявлены следующие основные ограничения (барьеры) входа на рынок:

- низкая информированность населения о требованиях и положениях жилищного законодательства;

- несвоевременное внесение собственниками помещений платежей за обслуживание дома;

-  неудовлетворительное техническое состояние жилищного фонда;

- пассивность и низкий  уровень юридической грамотности  собственников жилья при выборе способа управления многоквартирными  домами.

- недостаточность информации и разъяснений органов местного самоуправления  посредством электронных и печатных СМИ о действиях и нормах нового жилищного законодательства.

- несовершенство законодательства в области жилищно-коммунального комплекса;

- большая кредиторская задолженность населения перед управляющими организациями.   

Административные ограничения, вводимые органами местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами указанных органов, в т.ч. такие как,  предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам, не выявлены.

Практически, все управляющие организации предоставляют услуги  только по управлению жилищным фондом с правом оказания услуг по  содержанию и текущему ремонту помещений.