Руководитель Бурятского УФАС России Потапова Е.И. обратила внимание на необходимость усиления взаимодействия контрольно-надзорных органов

18.02.2011 на заседании Коллегии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Бурятия  Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе прозвучал доклад руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия  Потаповой Е.И. на тему: «Практика привлечения к административной ответственности должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Бурятия в 2009, 2010 годах».

В своем докладе Е.И. Потапова обратила внимание на необходимость усиления взаимодействия контрольно-надзорных органов в сфере контроля за размещением государственных и муниципальных заказов, а также при предоставлении государственных и муниципальных преференций, при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В первую очередь, речь идет о практике привлечения должностных лиц органов власти, органов местного самоуправления к административной ответственности.  Руководитель Бурятского УФАС России отметила, что «от эффективности практики привлечения должностных лиц органов власти к административной ответственности зависит и степень снижения коррупционных рисков».

В презентации доклада на слайдах были представлены данные о работе управления за 2009 - 2010 годы, свидетельствующие о динамике, структуре административных дел в отношении должностных лиц органов власти, органов местного самоуправления в разрезе статей 7.29 – 7.31, 14.9, части 3 статьи 14.32 КоАП РФ, возбужденных управлением.

Наибольшее количество выявленных правонарушений приходится на  сферу контроля размещения заказов. Наблюдается тенденция к их росту. Так, управлением во взаимодействии  с  органами прокуратуры республики, военной и транспортной прокуратуры, территориальным управлением Финансово-бюджетного надзора РФ было выявлено в 2009 году – 52, в 2010 году - 78 правонарушений, допущенных должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления; наложено административных штрафов на сумму соответственно 1212 тыс. руб. и 1644,2 тыс. руб.  Из общего количества административных дел на долю возбужденных по инициативе управления в 2009 году приходилось 77%, в 2010 году – 60% дел. При этом на долю муниципальных заказчиков в структуре  выявленных нарушений приходится  наибольшее их количество. 

Очевидно, что на практике правонарушений значительно больше. Не все действия государственных и муниципальных заказчиков обжалуются в уполномоченных на контроль органах – Министерстве финансов республики и Бурятском УФАС России.

Практически во всех муниципальных образованиях республики   в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» созданы органы, уполномоченные на контроль за размещением муниципальных заказов.

Именно эти уполномоченные органы должны проверять размещение муниципальных заказов на соответствие законодательству о размещении заказов, а в случае обнаружения признаков административных правонарушений, неисполнения выданных ими предписаний, передавать материалы для возбуждения административных дел либо в Минфин республики, либо  в антимонопольный орган. 

С момента вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ (январь 2006 года)  ни один уполномоченный на контроль за размещением муниципальных заказов орган муниципального образования в республике не исполнил своей обязанности. Исключением является Комитет экономического развития Администрации города Улан-Удэ, который начал в 2010 году направлять  материалы, содержащие признаки административных правонарушений.

Поскольку антимонопольные органы в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов не вправе проводить плановые проверки республиканских и муниципальных заказчиков (при этом могут проводить внеплановые проверки по жалобам поставщиков), взаимодействие с органами прокуратуры, финансово-бюджетного надзора в этом вопросе переоценить трудно.

В заключение внимание коллег обращено на изменения в статье 19.5 КоАП РФ: вступившая в силу с 24.01.2011года часть 2.7 предусматривает административную ответственность должностных лиц органов власти, органов местного самоуправления в части неисполнения предписаний антимонопольного органа за нарушения требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

СПРАВКА.

Статья 7.29. КоАП РФ. Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Статья 7.30. КоАП РФ. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков

Статья 7.31. КоАП РФ. Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков

Статья 14.9. КоАП РФ. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления

Статья 14.32. КоАП РФ. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

Статья 19.5. КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)