Ресурсоснабжающие организации не вправе отказывать в установке приборов учета собственникам жилых домов

Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), вступивший в силу в полном объёме  с 27 мая 2010 года, регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Целью Закона об энергосбережении является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Закон принят на смену Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении», носившего общий, декларативный характер.

Нормы, направленные на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, содержатся в статье 13 Закона об энергосбережении.

Так, в соответствии с этими нормами на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – ресурсоснабжающая организация), возложена обязанность:

·       в срок до 1 июля 2010 года предоставления собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении  объектов, указанных в частях 5 и 6  статьи 13 Закона об энергосбережении, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации;

·       с 1 июля 2010 года осуществления деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов.

Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением ресурсоснабжающими организациями перечисленных требований, за неисполнение которых в соответствии с частями 6, 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность.

Антимонопольные органы в соответствии со статьей 23.48  КоАП уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных  частями 6, 12 статьи 9.16 КоАП.

Бурятское УФАС России приступило к проведению проверок  соблюдения указанными хозяйствующими субъектами требований Закона об энергосбережении. В случае выявления признаков несоблюдения  организациями, обязанными осуществлять деятельность  по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, Управлением будут применяться установленные санкции.