Елизавета Потапова: цифры – «вещь упрямая», но, бывает, и «лукавая»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Руководитель Бурятского УФАС России  Е.И. Потапова на совещании от 4 февраля т.г. по итоговой деятельности Республиканского агентства по государственным закупкам (РАГЗ) за 2015 год обратила внимание участников на необходимость совершенствования качества проводимых закупок, исходя из выводов, сделанных антимонопольным органом, контролирующим закупки на стадии их размещения.

Закон о контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос- и муниципальных нужд  (№ 44-ФЗ) ставит главной целью  повышение результативности закупок, что обеспечивается путем регулирования не только планирования, но и  исполнения контракта, нормирования и обоснования закупки.

Анализ рассмотренных Бурятским УФАС России жалоб  выявил отрадную тенденцию к снижению доли обоснованных жалоб от участников закупок. Так, по результатам рассмотрения всех поступивших в 2015 году жалоб, управление признало необоснованными 66 % обращений.

При этом из общего количества рассмотренных в отношении федеральных заказчиков жалоб 59 % не подтвердились. Необоснованными признано 68 %  от поступивших жалоб на муниципальные закупки. Наилучший результат (70 %) показало размещение закупок из средств республиканского бюджета, осуществляемое уполномоченным на осуществление закупок для государственных нужд республиканским органом (РАГЗом).

«Тем не менее, цифры – «вещь упрямая», но, бывает, и «лукавая», - отметила руководитель УФАС. - Высокий процент необоснованности жалоб на республиканских заказчиков еще не гарантия благополучия в сфере закупок, увы…».

«Комиссия УФАС по контролю в сфере закупок, делая вывод о правомерности действий членов аукционной комиссии, исходит из соответствия содержанию аукционной документации, - продолжила Елизавета Потапова. И далее пояснила: - Зачастую аукционная комиссия не нарушает требования № 44-ФЗ, но сама документация о закупке составлена должностным лицом заказчика с нарушениями».

Правоприменительная практика показывает: бывает, что в аукционной документации содержатся либо требования, вводящие в заблуждение участников закупки, либо избыточные требования к описанию товаров, веществ и компонентов, из которых состоят эти товары. Это влечет к:

- ограничению возможности хозяйствующих субъектов предоставить надлежащие заявки,

- затягиванию процедуры торгов,

- росту временных, трудовых затрат заказчиков (должностных лиц-исполнителей),

- отсутствию ценовой конкуренции,

а, в конечном итоге, к потере смысла торгов, поскольку в результате заключаются контракты по начальной (максимальной) цене.

В заключение, Е. Потапова внесла в адрес РАГЗа предложения, которые, по мнению антимонопольного органа, будут способствовать повышению эффективности проводимых закупок, принятию УФАС  обоснованных решений. Вот они:

  1. Своевременно представлять в управление письменные отзывы на жалобы. От этого зависит качество решения коллегиального органа управления, результаты, в дальнейшем, судебных разбирательств.
  2. В протоколах допуска и оценки заявок участников закупки отражать все существенные основания отклонения, что обеспечит прозрачность и сведет к минимуму поступление жалоб в контролирующие органы.
  3. Внести изменения в порядок взаимодействия РАГЗ с госзаказчиками республики, предусмотрев обязанность госзаказчиков утверждать документацию (а не только РАГЗа), поскольку в настоящее время административной ответственности таким образом госзаказчики избегают.   

Также не обошли вниманием и должностных лиц госзаказчиков.

При подаче сведений в УФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) госзаказчикам необходимо представлять доказательства соблюдения процессуальных действий, совершаемых при одностороннем расторжении контракта. Так, заказчик обязательно должен выполнять такие требования части 12 статьи 95 «Изменение, расторжение контракта» № 44-ФЗ, как:

- размещение в единой информационной системе (ЕИС);

- направление поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте  заказным письмом с уведомлением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также телеграммой,  факсом, электронной почтой, иным способом.

Иначе, хозяйствующий субъект не будет включен в РНП, как это было недавно при рассмотрении управлением обращения Комитета по  строительству г. Улан-Удэ о включении в реестр в связи с неоднократным нарушением технологий выполнения работ ООО «РОМ», с которым был заключен контракт на ремонт дороги, тротуаров на сумму свыше 17 млн. рублей.

В связи с нарушением процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком Бурятское УФАС России было вынуждено принять решение не включать ООО «РОМ» в реестр недобросовестных поставщиков.

Антимонопольный орган при вынесении  решений по РНП исходит из охраны интересов не только заказчиков, но и хозяйствующих субъектов. Ведь с момента включения информации в РНП ФАС России они на два года лишаются права участвовать в закупках на гос- и муниципальные нужды, а это очень большой срок и удар по их интересам.

Еще одно предложение, прозвучавшее  в адрес государственных заказчиков, касается качества подготовки закупочных материалов, а также антикоррупционных требований, установленных № 44-ФЗ: при подготовке документации, технического задания не выставлять требования, ограничивающие доступ участников.