Суд апелляционной инстанции: горбольница скорой медпомощи им. В.В. Ангапова обязана заплатить штраф за заключение запрещенного антимонопольным законодательством соглашения

Четвертый арбитражный апелляционный суд объявил 16 марта 2015 года резолютивную часть своего постановления: решение от 01.08.2014, постановление от 10.10.2014 Бурятского УФАС России признаны законными.

Ранее, по результатам рассмотрения дела возбужденного по заявлениям хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг, УФАС  сочло действия девяти медучреждений и ООО «Массив-Сервис» нарушением части 4 статьи 11 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова», ООО «Массив-Сервис», ГБУЗ «Городской родильный дом № 2», ГБУЗ «Городская больница № 4», ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко», ГБУЗ «Бурятский республиканский клинический онкологический диспансер», ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации», ГБУЗ «Городская больница № 5», ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер», ГБУЗ «Республиканское патологоанатомическое бюро» нарушили антимонопольное  законодательство, заключив и участвуя в соглашениях, которые привели или могли привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Антиконкурентные соглашения (договоры) были заключены медицинскими учреждениями в декабре 2013 года с ООО «Массив-Сервис».

Было установлено, что согласно условиям договоров ООО «Массив-Сервис» брало на себя обязательство по доставке тел умерших по заявке отправителя на безвозмездной основе за счет средств перевозчика. Отправитель (медицинское учреждение) обязано было выдать перевозчику (ООО «Массив-Сервис») сопроводительные документы на груз-200 (медицинское направление или иной документ) для того, чтобы данный груз-200 был принят получателем.

Заключение соглашений на перевозку тел ООО «Массив-Сервис» с медицинскими учреждениями привело к снижению объемов продаж у хозяйствующих субъектов, в том числе у заявителей по делу, на рынке похоронных услуг и продажи принадлежностей. В то же время беспрепятственное и успешное появление на рынке нового субъекта – ООО «Байкальская специализированная компания» (ООО «БСК»), входящего в одну группу лиц с перевозчиком – ООО «Массив-Сервис», являлось целью заключения запрещенного антимонопольным законодательством соглашения. 

В медицинском направлении, выдаваемом медучреждениями ООО «Массив-Сервис», содержалась информация о фамилии, имени, отчестве перевозимого умершего человека, дате его рождения. Тем самым, ООО «БСК» был предоставлен приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников, чем создавались более выгодные условия деятельности на рынке в сравнении с другими участниками рынка.

Ущемлялись права и законные интересы лиц-заявителей, которые имеют право оказывать аналогичные услуги, а антиконкурентное соглашение на рынке похоронных услуг создало преимущественные условия для отдельного участника - ООО «БСК» по сравнению с другими участниками рынка, что привело к ограничению конкуренции.

Хозяйствующим субъектам-нарушителям УФАС выдало предписание о необходимости расторжения заключенных соглашений, в том числе ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова».

По факту заключения соглашения в отношении горбольницы скорой медпомощи им. В.В. Ангапова было возбуждено производство по делу об административном правонарушении. За нарушение части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях медучреждению был назначен штраф в размере 100 000 рублей, который обжалован в судебном порядке.

Решением от 29.12.2014 Арбитражный суд Республики Бурятия требования ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова» о признании незаконными правовых актов Бурятского УФАС (решения и постановления о штрафе) удовлетворил в полном объеме.

Бурятское УФАС, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, обстоятельства по делу, апелляционную жалобу Бурятского УФАС удовлетворил и пришел к выводу о правомерности принятых антимонопольным органом актов.