О результатах анализа состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в Республике Бурятия за 2008, 2009 годы

  1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива  в Республики Бурятия  проведен в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на  товарных рынках на 2009 - 2010 годы», а также  в рамках рассмотрения дела  № 02-03/54-2010  о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Бурятнефтепродукт».

Целями проведения анализа являются:

- оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации нефтепродуктов в Республике Бурятия, а также в границах муниципальных образований;

- выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке розничной реализации ГСМ в Республике Бурятия, а также в границах муниципальных образований;

- установление наличия/отсутствия доминирующего положения ОАО «Бурятнефтепродукт» на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в границах города Улан-Удэ;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

В качестве источников исходной информации использовались данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, Прокуратуры Республики Бурятия, Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ, администраций муниципальных районов Республики Бурятия, а также сведения о результатах хозяйственной деятельности, полученные непосредственно от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории республики, специальная литература справочного характера.

  1. Временной интервал исследования

Исходя из целей настоящего исследования, особенностей рынка и доступности информации за временной интервал исследования  определён период с 01.01.2008 по 31.12.2009, с разбивкой на календарные 2008 и 2009 годы.

Все характеристики исследуемого рынка определены в пределах установленного временного интервала.

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка, в соответствии с Порядком  проведения анализа, представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), которая включает в себя:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в качестве продуктовых границ  рынка розничной реализации нефтепродуктов определены следующие товары:

  1. Автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги).
  2. Автомобильный бензин АИ-90, АИ-92 (и аналоги).
  3. Автомобильный бензин АИ-95 (и аналоги).
  4. Автомобильный бензин АИ-98 (и аналоги).
  5. Дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое).

В соответствии с целями проведения анализа рассматривается розничный  рынок реализации нефтепродуктов.

Согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической  деятельности» (ОКВЭД), утвержденному приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007  № 329-ст, данному виду деятельности соответствует код 50.50. «розничная торговля моторным топливом».

  1. Географические границы товарного рынка

По итогам проведенного анализа, включающего в себя такие этапы, как предварительное определение географических границ товарного рынка, выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка, установлено, что рынок розничной реализации нефтепродуктов  с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры необходимо исследовать в качестве нескольких локальных рынков, образуемых административными границами муниципальных образований (районов) Республики Бурятия (22 муниципальных образования).

В иных случаях, в соответствии с целями  исследования возникает необходимость рассмотрения состояния конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов в целом по Республике Бурятия.

Географические границы товарного рынка в рамках рассмотрения дела 02-03/54-2010 о нарушении антимонопольного законодательства, определенные  как «розничный рынок автомобильных бензинов и дизельного топлива в границах города Улан-Удэ», совпадают  с географическими границами, определенными по результатам проведения настоящего анализа, т.е. с административными границами муниципального  образования города Улан-Удэ, с учетом того, что цены на АЗС в границах близлежащих сельских районов (муниципальных образований), установленные в период нарушения, отличаются от цен в городе Улан-Удэ.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих  на товарном рынке

Продавцами на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в Республике Бурятия  являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, на праве аренды или в управлении стационарные автозаправочные станции.

В связи с тем, что в настоящее время ни один из органов государственной власти не ведёт учёт автозаправочных станций, для выявления хозяйствующих субъектов управлением использовались разнообразные источники информации. На основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, Прокуратуры Республики Бурятия, Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ, администраций муниципальных районов Республики Бурятия, сведений хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, о конкурентах, установлено следующее.

На территории Республики Бурятия деятельность по розничной реализации нефтепродуктов в 2008 году осуществляли 59 хозяйствующих субъекта, в 2009 году – 57, в т.ч. в г. Улан-Удэ в 2008 и 2009 годах – 17 хозяйствующих субъектов.

Основными покупателями    являются юридические и физические лица, приобретающие бензин и дизельное топливо для заправки автотранспорта.  Т.к. перечень таких лиц установить точно невозможно, то в дальнейшем будем их обозначать как неопределенный круг покупателей (потребителей). Критерием для определения состава покупателей является то, что каждый покупатель из данной группы может приобрести товар у любого из продавцов, реализующих товар на определенном товарном рынке.

Количество АЗС на территории Республики Бурятия в 2009 году увеличилось до 161 АЗС, из которых 89 находятся в собственности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, 72 – в аренде,  в 2008 году количество АЗС составляло 158, из них в собственности – 91, в аренде – 67.

В г. Улан-Удэ в 2008 действовало 46 АЗС, в т.ч. 14 находились в собственности хозяйствующих субъектов, 32 – находились в аренде, в 2009 году количество АЗС составляло  – 47, из них в собственности - 14, в аренде – 33.  

В целом необходимо отметить, что при незначительном изменении в 2009 году количества АЗС в Республике Бурятия (1 АЗС законсервирована, 4 введены в эксплуатацию), состав хозяйствующих субъектов постоянно меняется.

Разнообразие и множественность источников информации позволяют сделать вывод о том, что количество выявленных  хозяйствующих субъектов, действующих на розничном товарном рынке бензинов автомобильных и дизельного топлива  является достаточным, основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом рынке.    

  1. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Объём товарного рынка определён как сумма объёмов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, в натуральном выражении.

Доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке  рассчитаны  как выраженные в процентах отношения показателей, характеризующих объём товарной массы, реализованной конкретным хозяйствующим субъектом на рассматриваемом рынке, к показателю, характеризующему объём  рассматриваемого товарного рынка.

В целом по Республике Бурятия общий объём розничной реализации нефтепродуктов в разрезе марок бензина и дизельного топлива составил в 2008 году - 268 207,521 тыс. л, в 2009 году - 268 016,036 тыс. л.

Необходимо отметить, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом по Республике Бурятия снизились объемы реализации бензина А-76 (80) на 8,76%, бензина АИ-95 – на 10,22% и  дизельного топлива – на 4,32%, при этом реализация бензина АИ-92 и АИ-98 увеличилась на 6,87% и 12,69% соответственно.  

  1. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации  рынка розничной реализации нефтепродуктов в разрезе марок бензина и дизельного топлива были использованы коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

В соответствии со  значениями  указанных показателей    рынок   розничной торговли автомобильного  бензина, в разрезе марок и дизельного топлива в Республике Бурятия и в границах муниципальных образований в 2008 и 2009 годах  имеет преимущественно высокий уровень концентрации.

  1. Определение барьеров входа на товарный  рынок

При проведении анализа  рынка розничной торговли бензина автомобильного и дизельного топлива, в том числе на основании мнений хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке,  были выявлены следующие  основные барьеры входа на рынок:

1. Административные барьеры.

Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления, являются существенными и труднопреодолимыми как с точки зрения входа на рынок новых продавцов, так и с точки зрения расширения объёмов продаж действующими АЗС.

Многие хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов в районах Республики Бурятия, отмечают трудности (значительные временные и финансовые затраты) при получении участков под строительство АЗС, оформлении согласительной и разрешительной документации при вводе АЗС в эксплуатацию. Также в качестве административного барьера хозяйствующими субъектами выделяется усиление контроля со стороны уполномоченных органов власти в виде проверок на соблюдение требований пожарной безопасности, качества продукции, экологического, трудового законодательства и др.

2. Экономические барьеры.

Для входа на рынок необходим значительный объём первоначальных инвестиций и капитальных затрат на строительство АЗС, что при длительном сроке окупаемости этих вложений, ограниченной доступности финансовых ресурсов, непривлекательных условиях инвестирования и кредитования позволяет сделать вывод о затруднениях в преодолимости данного барьера для мелких хозяйствующих субъектов.

Значительным барьером является отсутствие НПЗ в регионе, что приводит к высоким затратам на доставку топлива в Республику Бурятия (как железнодорожным транспортом, так и бензовозами).

3. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК).

ВИНК «Роснефть» представлена на территории Республики Бурятия ОАО «Бурятнефтепродукт», которое имеет сеть заправок в географических границах 18 локальных рынков розничной реализации нефтепродуктов. Присутствие ВИНК создаёт дополнительные барьеры для входа на исследуемый рынок.

Осуществление деятельности ОАО «Бурятнефтепродукт» на смежных товарных рынках: оптовой реализации и розничной реализации нефтепродуктов усиливает его рыночную власть в республике.

Вхождение ОАО «Бурятнефтепродукт» в ВИНК «Роснефть» даёт преимущество и с точки зрения гарантированной обеспеченности товаром (нефтепродуктами), так как в случае дефицита нефтеперерабатывающие заводы обеспечивают, прежде всего, собственную розничную сеть АЗС.

Результаты опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории Республики Бурятия, позволили определить ОАО «Бурятнефтепродукт» как несомненного ценового лидера на исследуемом рынке. Подавляющее большинство АЗС при формировании отпускных цен ориентируются на цены ОАО «Бурятнефтепродукт». При более высокой себестоимости продукции хозяйствующие субъекты вынуждены придерживаться ценовой политики ОАО «Бурятнефтепродукт», чтобы удержать покупателей.

С  учётом изложенного данный барьер можно также расценить как труднопреодолимый.

4. Другие барьеры.

Среди прочих барьеров входа на исследуемый рынок можно также выделить следующие:

- необходимость наличия определённого опыта работы в данной сфере деятельности и материально-технической базы;

- отсутствие квалифицированного персонала (инженерно-технических работников);

- низкий уровень платёжеспособности покупателей как препятствие для освоения рынков потенциальными конкурентами и для увеличения объемов продаж на действующих АЗС;

- отсутствие эффективной поддержки малого предпринимательства.

  1. Оценка состояния конкурентной среды

По итогам 2008, 2009 гг. локальные рынки  розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива  преимущественно являются высококонцентрированными.

  1. г. Улан-Удэ.

Стабильно высокий уровень концентрации. По всем видам автомобильного топлива ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение  с долей > 50%, по дизельному топливу – с долей >35%.

  1. Баргузинский район.

Высокий уровень концентрации. Бензин марки АИ-95 реализуется только ИП Чирковым, реализация бензина марки АИ-98 в районе не осуществляется. По бензинам автомобильным марки А-76(80), АИ-92, АИ-95, дизельному топливу ИП Чирков занимает доминирующее положение с долей >50%.

  1. Баунтовский эвенкийский район.

В районе присутствует один хозяйствующий субъект ОАО «Бурятнефтепродукт», сохраняющий в 2008, 2009 гг. монопольное положение по розничной реализации бензинов марки А-76(80), Аи-92, дизельного топлива с долей 100%.

  1. Бичурский район.

Высококонцентрированный рынок. Бензин марки АИ-95, АИ-98 в районе не реализуется. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение с долей >50% по автомобильным бензинам марки АИ-76, АИ-82, дизельному топливу.

  1. Джидинский район.

Высококонцентрированный рынок. ОАО «Бурятнефтепродукт» сохраняет доминирующее положение с долей >50% по бензинам марки А-76(80), АИ-92, дизельному топливу.

  1. Еравнинский район.

Высокий уровень концентрации. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынках розничной реализации автомобильных бензинов марки А-76(80), АИ-92, дизельного топлива с долей >50%.

  1. Заиграевский район.

Рынок розничной реализации дизельного топлива можно отнести к умеренноконцентрированному. Рынки бензинов марки А-76(80), АИ-92, Аи-95 являются высококонцентрированными. Реализация бензина марки АИ-98 не осуществляется. При этом по бензину марки АИ-95 доминирующее положение с долей 100% занимает ИП Шитина. По бензинам марки А-76(80), АИ-92, дизельному топливу доминирующее положение с долей  >35% занимает ОАО «Бурятнефтепродукт».

  1. Закаменский район.

В районе присутствует один хозяйствующий субъект ОАО «Бурятнефтепродукт», сохраняющий в 2008, 2009 гг. монопольное положение по розничной реализации бензинов марки А-76(80), Аи-92, дизельного топлива с долей 100%.

  1. Иволгинский район.

Уровень концентрации в 2009 году несколько снизился. Доминирующее положение на рынке по бензину марки А-76(80), дизельному топливу с долей >35%, по бензину марки АИ-92 с долей > 50% занимает ОАО «Бурятнефтепродукт», по бензину марки АИ-95 с долей >35%  занимают ИП Щербаков, ИП Чирков. 

  1. Кабанский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение по бензинам марки А-76(80), АИ-92, АИ-95, дизельному топливу занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50%.

  1. Кижингинский район.

В 2009 году несколько снизился уровень концентрации рынка. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение по бензинам марки А-76(80), АИ-92, дизельному топливу с долей >50%.

  1. Курумканский район.

В районе присутствует один хозяйствующий субъект ИП Чирков, сохраняющий в 2008, 2009 гг. монопольное положение по розничной реализации бензинов марки А-76(80), Аи-92, дизельного топлива с долей 100%.

  1. Кяхтинский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение занимают: ОАО «Бурятнефтепродукт» по бензинам марки А-76(80), АИ-92, дизельному топливу с долей >50%, по бензину АИ-95 с долей >35%, по бензину марки АИ-95 с долей >50% - ООО «КяхтаОйл».

  1. Муйский район.

В 2009 году отмечено снижение уровня концентрации рынка. Тем не менее, рынок остаётся высококонцентрированным. Доминирующее положение по итогам 2009 года занимают: по бензину марки АИ-92 с долей >35% ООО «Таксиминский торговый двор», по дизельному топливу с долей >50% ИП Михайлов. Реализация бензинов марки АИ-95, АИ-98 в районе не осуществляется.

  1. Мухоршибирский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50% по бензинам марки АИ-92, АИ-95, с долей >35% по бензину марки А-76(80) и  дизельному топливу.

  1. Прибайкальский район.

Высокий уровень концентрации. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» по всем маркам топлива с долей >50%. Реализация бензина марки АИ-98 в районе не осуществляется.

  1. Северобайкальский район, г. Северобайкальск.

Стабильно высокий уровень концентрации. Доминирующее положение на рынке занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50% (бензин А-76(80), дизельное топливо), с долей >35% (бензин АИ-92), ООО «Байкал-Т» с долей >50% (бензин АИ-95), с долей >35% (бензин АИ-92).

  1. Селенгинский район.

Высококонцентрированный рынок. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение по всем видам топлива, реализуемым в районе, с долей >50%.

19.Тарбагатайский район.

Рынок розничной реализации автомобильных бензинов является высококонцентрированным, дизельного топлива – умеренноконцентрированным. В целом данный локальный рынок можно определить как рынок с недостаточно развитой конкуренцией. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» по бензину А-76(80) с долей >50%, по бензину АИ-92 и дизельному топливу с долей >35%, ООО «Байкал Азия Сервис» по бензину АИ-95 с долей 100%.

20. Тункинский район.

Высокий уровень концентрации. Доминирующее положение занимает ЗАО «Иркутскнефтепродукт» по бензинам: А-76 (80), АИ-92, АИ-95 и  дизельному топливу с долей >50%; .

21. Хоринский район.

Высококонцентрированный рынок. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение по всем видам топлива, реализуемого в районе, с долей >50%, ИП Гнедько занимает доминирующее положение по бензину А-76(80) и дизельному топливу с долей >35%.

 22. Окинский район.

Высокий уровень концентрации. ИП Мунконов занимает доминирующее положение по всем видам моторного топлива, реализуемого в районе с долей >50%.

В целом по Республике Бурятия долю в пределах от 49% до 69% в зависимости от вида моторного топлива (в общем объёме реализованного в республике топлива) имеет ОАО «Бурятнефтепродукт».

Основными  региональными факторами и особенностями, влияющими на условия обращения товара и состояние конкурентной среды в районах Республики Бурятия, выступают:

- наличие в Республике Бурятия крупного хозяйствующего субъекта и особенности его сбытовой политики;

- сезонное увеличение  спроса на автомобильное и дизельное топливо;

- отсутствие нефтеперерабатывающих заводов и удаленность нефтеперерабатывающих мощностей, обеспечивающих доставку топлива в Республику Бурятия;

- удалённость населённых пунктов друг от друга в среднем на 50 – 150 км;

- неудовлетворительное состояние дорог;

- экологические ограничения, т.е. запрещение строительства производственных мощностей возле озера Байкал;

- степень удовлетворения потребностей покупателей, равномерность и удобство географического расположения АЗС;

- перспективы дальнейшего роста автопарка в республике (по данным МВД по РБ автопарк Республики Бурятия за 2008, 2009 гг. вырос на 22% и составил по состоянию на 01.01.2010  261808 единиц автотранспортных средств);

- высокий уровень концентрации предшествующего смежного товарного рынка - оптовой реализации нефтепродуктов.

Исследуемые локальные товарные рынки относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией. Присутствие на рынках крупных хозяйствующих субъектов,  в т.ч. входящего в ВИНК ОАО «Бурятнефтепродукт», имеющих значительные конкурентные преимущества, другие барьеры административного, экономического характера позволяют сделать вывод об отсутствии перспектив существенных изменений состояния конкурентной среды.

С целью осуществления государственного контроля за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих субъектов, и  предупреждения монополистической деятельности:

1. Необходимо оставить ИП Чиркова в Реестре по розничной торговле  автомобильными бензинами и дизельным топливом с долей более 50% в географических границах Баргузинского и Курумканского районов Республики Бурятия.     

2.  В связи с уточнениями географических границ рынка необходимо внести изменения в Реестр по хозяйствующему субъекту ОАО «Бурятнефтепродукт», осуществляющему розничную торговлю бензинами автомобильными в разрезе марок и дизельного топлива.

3. Необходимо включить  в  Реестр следующих хозяйствующих субъектов:

3.1. ИП Мунконова по розничной торговле бензином автомобильным марок: А-76(80), АИ-92 и  дизельным топливом с долей >50% в границах Окинского района Республики Бурятия;

3.2. ЗАО «Иркутскнефтепродукт» по розничной торговле бензинами автомобильными А-76(80), АИ-92 и  дизельным топливом с долей >50% в границах Тункинского района Республики Бурятия;

4. Продолжить наблюдение за хозяйствующими субъектами,  имеющими долю в 2009 году более 35% по определенным маркам нефтепродуктов и имеющими нестабильное положение на розничном рынке.