Подтверждение квалификации участников закупок работ в сфере строительства (практика применения законодательства о контрактной системе)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Бурятское УФАС России в рамках работы по теме индивидуальной специализации в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе обобщило практику рассмотрения жалоб территориальными антимонопольными органами, а также судебную практику по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

С докладом управления по теме специализации можно ознакомиться ниже.

Результаты контрольных мероприятий в рамках соблюдения

Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в новой редакции.

Практика Бурятского УФАС России

В рамках специализации Бурятского УФАС России в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе обобщена практика рассмотрения жалоб территориальными антимонопольными органами, а также судебная практика.

Федеральным законом от 02.07.2022 № 360-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее –ПП РФ № 2571) введены понятия «универсальная предквалификация» и «специальная предквалификация».

По новым правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае предъявления требований в рамках "универсальной предквалификации" одновременное предъявление требований в рамках "специальной предквалификации" недопустимо.

Вместе с тем, в практике Бурятского УФАС России, наблюдается непонимание Заказчиками данной нормы.

Так Комиссией Бурятского УФАС России была принята и рассмотрена жалоба ООО «Тесла» на действия конкурсной комиссии при проведении электронного конкурса на строительство сетей водоснабжения п. Верхняя Березовка, номер извещения –0302300048722000110 (далее – Конкурс). Начальная (максимальная) цена контракта более 20 млн рублей (174 052 008,00 рублей). Жалоба признана обоснованной, выдано предписание конкурсной комиссии. Предписание исполнено.

Заказчиком, Уполномоченным органом была установлена «специальная предкалификация» по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позиции 8 «Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги» приложения к ПП РФ № 2571.

При этом, Уполномоченным органом (муниципальное учреждение «Управление по муниципальным закупкам») решение и предписание Бурятского УФАС России от 22.03.2022 № 003/06/48-168/2022 обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Уполномоченный орган (Заявитель) полагает, что у антимонопольного органа не было правовых оснований для принятия и рассмотрения жалобы по существу. Ссылаясь на п.6 ч.4 ст. 105 Закона о контрактной системе,  поскольку НМЦК превышает 20 миллионов рублей, полагают что вступает в силу требование части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и жалоба должна быть возвращена. Таким образом, Заказчик и Уполномоченный орган полагают, что к данной закупке применимы положения части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.     

Бурятским УФАС России жалоба ООО «Тесла» принята к рассмотрению в силу следующего:

Поскольку в извещении о проведении Конкурса установлены требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, то отсутствуют основания для отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Кроме того, ООО «Тесла» является участником закупки.

По этой же жалобе Уполномоченным органом обжаловано решение и предписание Бурятского УФАС в части признания конкурсной комиссии нарушившей требования п.3 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе (неправомерное отклонение второй части заявки ООО «Тесла»).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 10.03.2022 № 0302300048722000110 заявка ООО «Тесла» (№ 111479191) отклонена: «На основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в связи с несоответствием участника закупки дополнительным требованиям к наличию опыта работы, связанных с предметом контракта, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ, позицией 8 Приложения  Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 № 2571, а именно участником не представлены документы, подтверждающие опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги или опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги, при котором цена выполненных работ по договору должна быть не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта».

В подтверждение опыта исполнения договоров по строительству, реконструкции линейного объекта в соответствии с позицией 8 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 №2571 Обществом были представлены следующие документы:

договор подряда от 23.01.2018 № 2018-8980 по осуществлению работ по реконструкции ВЛ 110кВ Златоуст-Таганай (замена сечения провода, опор, 23,5 км) на сумму 102 224 724,43 рублей,

акт приемки законченного строительством объекта рабочей комиссией (КС-11) от 26.12.2018 № 201/1 на сумму 116 599 357,26 рублей,

акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14) от 31.12.2018 № 201 на сумму 116 599 357,26 рублей.

Таким образом, представленные документы подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с пунктом 8 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 №2571.

Представление участником конкурса документов о выполненных работах на сумму большую, нежели указано в контракте, не свидетельствует о неисполнении контракта. Поскольку начальная (максимальная) цена спорной закупки установлена в сумме 174 052 008,00 рублей, участнику конкурса необходимо было представить подтверждение опыта в виде ранее исполненного контракта на сумму не менее 69 620 803,20 рублей. Общество представило спорный контракт в составе второй части заявки как исполненный, в ходе рассмотрения дела данный факт не был никем из участников спора опровергнут.

Вместе с тем, Уполномоченный орган ссылаясь на абзацы 6 и 7 подпункта «г» пункта 3 ПП № 2571 полагает, что пунктом 3 ПП № 2571 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, по которым возможно предоставление документов без приложений. Считают, что на разницу в цене, указанную в контракте (102 224 724,43 рубля) и указанную в акте приемки законченного строительством объекта (116 599 357,26 рублей) Обществом не представлено доп. соглашение на изменение цены контракта.   

При этом согласно абзацу 6 подпункта «г» пункта 3 ПП № 2571, к предусмотренному приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акту приемки объекта капитального строительства относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11, N КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Допускается направление в соответствии с Законом о контрактной системе таких актов без приложений. Ценой выполненных работ по договорам, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", является указанная в актах, предусмотренных настоящим абзацем, стоимость принимаемых основных фондов, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, инструмента, инвентаря либо (если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ) указанная в акте (актах) выполненных работ цена выполненных работ.

Таким образом, Бурятское УФАС России посчитало что цена выполненных работ подтверждена актами выполненных работ (акт приемки законченного строительством объекта рабочей комиссией от 26.12.2018 № 201/1 на сумму 116 599 357,26 рублей, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.12.2018 № 201 на сумму 116 599 357,26 рублей).

Арбитражным судом Республики Бурятия позиция антимонопольного органа поддержана, заявителю отказано в признании ненормативного правового акта недействительным полностью (Решение по делу № А10-2938/2022 от 21.09.2022).