Итоги деятельности по контролю в сфере рекламного законодательства за 2018 год
Наименование показателя | 38-ФЗ* | |
2017 год | 2018 год | |
Поступило заявлений | 56 | 55 |
Возбуждено дел | 10 | 15 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях | 18 | 24 |
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей | 341,8 | 342 |
*38-ФЗ - Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)
Краткая справка
В 2018 году в адрес УФАС поступило 55 заявлений, в итоге возбуждено 15 дел, по результатам рассмотрения которых установлено 15 фактов нарушения законодательства о рекламе.
В числе выявленных нарушений: запрещенные к рекламе товары – 5 (статья 7 № 38-ФЗ), реклама по сетям электросвязи– 5 (статья 18 № 38-ФЗ), недостоверная реклама – 2 (часть 3 статьи 5 № 38-ФЗ), недобросовестная реклама – 1 (часть 2 статьи 5 № 38-ФЗ), объем рекламы в телепрограммах – 1 (часть 3 статьи 14 № 38-ФЗ), реклама БАД – 1 (часть 1 статьи 25 № 38-ФЗ).
Примеры дел
Пример 1
В сети Интернет в аккаунте Инстаграма Geometriauu, c количеством подписчиков 7500 человек из Улан-Удэ, осуществлялось распространение рекламы пива марки Radeberger, реализуемого в «Пабе у Дяди Сэма» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Свердлова, 6В.
Аналогичная реклама распространялась в сети Интернет в аккаунте в Контакте (uncle_sams_amerikan_pub).
В рекламе содержалось изображение бутылки пива марки Radeberger, рядом - наполненный бокал пенного напитка, в левом верхнем углу надпись «только у нас», внизу надпись «именно этот сорт пенного предпочитает Президент Владимир Владимирович».
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителя (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
По факту нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе в Установленное должностное лицо (индивидуальный предприниматель - рекламораспространитель) привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Пример 2
Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия проанализировало майскую недельную запись СМИ телеканала «Global TV» в г. Улан-Удэ в сети кабельного оператора связи ООО «БИКС+», предоставленную Управлением по Республике Бурятия Филиала ФГУП «ГРЧЦ» в СФО, вещание заявленного в лицензии средства массовой информации «Global TV» осуществлялось ежедневно, круглосуточно. Данные материалы, содержащие признаки нарушения рекламного законодательства, были направлены в Бурятское УФАС России.
Комиссия УФАС установила, что рекламная продукция распространялась в виде бегущей строки ежедневно, круглосуточно в течение эфира телеканала «Global TV» с превышением нормы рекламы в течение часа, в нарушение требований рекламного законодательства.
Так, 15.05.2018 с 00 часов до 24 часов в эфире прошло 38 объявлений бегущей строкой, в том числе 20 объявлений рекламного характера. Общая продолжительность объявлений рекламного характера превысила 9 минут в течение часа.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона о рекламе общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.
Установленное виновное должностное лицо ООО «Восток Медиа Групп» (оператор эфира) в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП привлечено к административной ответственности.