• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Итоги осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства за 2018 год

 

135-ФЗ*

Поступило заявлений/жалоб

После рассмотрения отказано в возбуждении дела

329

187

Возбуждено дел

19

Возбуждено дел об административных правонарушениях

250

Оштрафовано должностных, юридических лиц

92

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

3877,4

Выдано предупреждений (в соответствии со статьей 39.1 № 135-ФЗ)

132

* 135-ФЗ - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

Из 329 обратившихся в рамках № 135-ФЗ в адрес УФАС в 2018 году 87,5 процента (288 заявлений) жаловались на нарушения со стороны хозяйствующих субъектов.

Наибольшая часть поступивших в 2018 году заявлений (62 %) касалась нарушений в сфере электроснабжения –   205 (в 2017 году - 135).

По итогам года в отношении хозяйствующих субъектов было выдано 125 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности. Не выполнено 5 предупреждений в установленный срок, что послужило основанием для возбуждения дела и выдачи предписания. 6 предупреждений выдано в отношении субъектов естественных монополий.

124 предупреждения связаны со злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе 4 находятся в стадии выполнения, 113 - выполнено, 9 - обжаловано в суд, отменено судом - 2.

Возбуждено и рассмотрено 19 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, по результатам рассмотрения которых признано 9 нарушений. 7 из возбужденных дел связаны со злоупотреблением доминирующим положением (статья 10 № 135-ФЗ).

Оштрафовано 24 юридических лица, 184 должностных лица, общая сумма штрафов за нарушения антимонопольного законодательства составила 3877,4 млн. руб.

 

Примеры выданных предупреждений

Пример 1. В ноябре 2018 года Бурятское УФАС России выдало предупреждение АО «Читаэнергосбыт» в связи с наличием в действиях признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании условий договора купли-продажи электрической энергии, невыгодных для него, результатом которого может быть ущемление интересов потребителя и сетевой организации ООО «Варистор».

Срок выполнения предупреждения 10.12.2018. Предупреждение выполнено в установленный срок.

 

Пример 2. В апреле 2018 года Бурятское УФАС России выдало предупреждение ПАО «МРСК Сибири» в связи с наличием в действиях сетевой организации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Икибзяк».

 ПАО «МРСК Сибири» было предупреждено о необходимости прекращения указанных действий путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии по объектам ООО «Икибзяк» в соответствии с действующим законодательством.

Срок выполнения предупреждения 08.05.2018. Предупреждение выполнено в установленный срок.

 

Пример 3. В январе 2018 года Бурятское УФАС Рссии выдало предупреждение АО «Читаэнергосбыт» в связи с наличием в действиях признаков нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

АО «Читаэнергосбыт» предупреждено о необходимости прекратить распространение в абонентских отделах и на официальном сайте АО «Читаэнергосбыт» информации, способной дискредитировать ООО «Улан-Удэнская энергосбытовая компания».

Срок выполнения предупреждения 28.02.2018. Предупреждение выполнено в установленный срок. АО «Читаэнергосбыт» обжаловало предупреждение в суде, решением суда предупреждение оставлено в силе.

 

Примеры дел

Пример 1. На основании рассмотренного заявления представителя FIFA-ООО «АИС» Бурятское УФАС России в ноябре 2017 года возбудило дело в отношении ИП Рымарев по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном использовании обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA по свидетельствам, при проведении стимулирующего мероприятия «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!».

По ходатайству ООО «АИС» УФАС привлекло в качестве соответчика ООО «Розничная торговая сеть Титан» к участию в деле.

УФАС установило, что ИП Рымарев организовал и провел стимулирующее мероприятие «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!» в сети ООО «РТС Титан».

ИП Рымарев и ООО «РТС Титан» использовали обозначения, сходные с зарегистрированными товарными знаками на информационных баннерах и плакатах, содержащих информацию о рекламной акции «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!», размещенных в магазинах сети «Титан», а также на официальном сайте Группы компаний «Титан» http://www.megatitan.ru.

Срок проведения рекламной акции с 12.06.2017 по 15.07.2018.

Под путевкой понимается проезд и проживание победителей в городах проведения Чемпионата мира по футболу в даты проведения игр.

FIFA не давала лицам, ответственным за организацию и проведение рекламной акции «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу 2018» (ИП Рымареву и ООО «РТС Титан») разрешение как на использование товарных знаков по свидетельствам, так и спортивных мероприятий для организации либо осуществления рекламной деятельности.

Целью проведения рекламной акции «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!» являлось, в том числе, увеличение покупательского потока в магазины ГК «Титан», участвовавшие в акции.

При этом обязательным условием участия в акции являлось предъявление покупателем чека покупки в магазине «Титан», к которому прилагался купон, содержащий информацию по проведению розыгрыша и участия в нем - о совершении покупки в одном из магазинов сети ООО «РТС Титан».

Поскольку использование на баннерах товарных знаков FIFA в свою очередь создает представление об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, участвующих в акции и деятельности ООО «РТС Титан», и указывает на его связь с FIFA или мероприятиями и стимулирует потребителей делать покупки в магазинах ООО «РТС Титан», УФАС  признало нарушение Закона о защите конкуренции, выдало предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.

К административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП  были привлечены ООО «РТС Титан», ИП Рымарев.

Нарушители обжаловали в суд решение, предписание, постановления. Решениями суда по трем делам акты Бурятского УФАС России оставлены в силе.

Пример 2. На основании рассмотренного заявления ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» в ноябре 2017 года Бурятское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Аэропорт Байкал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении экономически необоснованного размера платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта г. Улан-Удэ для сторонних организаций с 01.01.2017.

УФАС установило, что в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи (оперативного перемещения пациента из воздушного судна в специализированный автомобиль санитарной авиации) у ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» возникает необходимость проезда в контролируемую зону аэропорта.

ООО «Аэропорт Байкал» в процессе заключения договора с заявителем указало, что размер платы за оформление и выдачу пропуска на период от 6 месяцев до 1 года за микроавтобус с водителем составляет 32701 руб. с НДС, за обучение водителей на право вождения по аэродрому (на одного водителя 5560,16 руб. с НДС), за повторную проверку знаний 2475,64 руб. с НДС.

 Фактически экономического обоснования стоимости оформления пропусков с 01.01.2017 на предприятии не проводилось, с 2012 года осуществлялось лишь увеличение цены на уровень, близкий к инфляции.

При этом сравнение опубликованных на официальном сайте данных Федеральной службы государственной статистики о размере индекса потребительских цен (показателя, характеризующего уровень инфляции в Российской Федерации) в 2012-2016 гг. и данных об изменении стоимости пропусков в ООО «Аэропорт Байкал» за тот же период свидетельствовало об отсутствии соразмерной динамики.  

УФАС признало нарушение Закона о защите конкуренции. ООО «Аэропорт Байкал» было выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением путем установления в срок до 28.08.2018 экономически обоснованного размера платы за оформление разовых и временных пропусков (личных и транспортных) на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций.

ООО «Аэропорт Байкал» обжаловало решение и предписание в суд, которое находится в стадии рассмотрения в первой инстанции.

Дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.31 КоАП в отношении юридического и должностного лиц находятся в стадии рассмотрения.