Итоги осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства за 2018 год
| 135-ФЗ* |
Поступило заявлений/жалоб После рассмотрения отказано в возбуждении дела | 329 187 |
Возбуждено дел | 19 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях | 250 |
Оштрафовано должностных, юридических лиц | 92 |
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей | 3877,4 |
Выдано предупреждений (в соответствии со статьей 39.1 № 135-ФЗ) | 132 |
* 135-ФЗ - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
Из 329 обратившихся в рамках № 135-ФЗ в адрес УФАС в 2018 году 87,5 процента (288 заявлений) жаловались на нарушения со стороны хозяйствующих субъектов.
Наибольшая часть поступивших в 2018 году заявлений (62 %) касалась нарушений в сфере электроснабжения – 205 (в 2017 году - 135).
По итогам года в отношении хозяйствующих субъектов было выдано 125 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности. Не выполнено 5 предупреждений в установленный срок, что послужило основанием для возбуждения дела и выдачи предписания. 6 предупреждений выдано в отношении субъектов естественных монополий.
124 предупреждения связаны со злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе 4 находятся в стадии выполнения, 113 - выполнено, 9 - обжаловано в суд, отменено судом - 2.
Возбуждено и рассмотрено 19 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, по результатам рассмотрения которых признано 9 нарушений. 7 из возбужденных дел связаны со злоупотреблением доминирующим положением (статья 10 № 135-ФЗ).
Оштрафовано 24 юридических лица, 184 должностных лица, общая сумма штрафов за нарушения антимонопольного законодательства составила 3877,4 млн. руб.
Примеры выданных предупреждений
Пример 1. В ноябре 2018 года Бурятское УФАС России выдало предупреждение АО «Читаэнергосбыт» в связи с наличием в действиях признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании условий договора купли-продажи электрической энергии, невыгодных для него, результатом которого может быть ущемление интересов потребителя и сетевой организации ООО «Варистор».
Срок выполнения предупреждения 10.12.2018. Предупреждение выполнено в установленный срок.
Пример 2. В апреле 2018 года Бурятское УФАС России выдало предупреждение ПАО «МРСК Сибири» в связи с наличием в действиях сетевой организации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Икибзяк».
ПАО «МРСК Сибири» было предупреждено о необходимости прекращения указанных действий путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии по объектам ООО «Икибзяк» в соответствии с действующим законодательством.
Срок выполнения предупреждения 08.05.2018. Предупреждение выполнено в установленный срок.
Пример 3. В январе 2018 года Бурятское УФАС Рссии выдало предупреждение АО «Читаэнергосбыт» в связи с наличием в действиях признаков нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.
АО «Читаэнергосбыт» предупреждено о необходимости прекратить распространение в абонентских отделах и на официальном сайте АО «Читаэнергосбыт» информации, способной дискредитировать ООО «Улан-Удэнская энергосбытовая компания».
Срок выполнения предупреждения 28.02.2018. Предупреждение выполнено в установленный срок. АО «Читаэнергосбыт» обжаловало предупреждение в суде, решением суда предупреждение оставлено в силе.
Примеры дел
Пример 1. На основании рассмотренного заявления представителя FIFA-ООО «АИС» Бурятское УФАС России в ноябре 2017 года возбудило дело в отношении ИП Рымарев по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном использовании обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA по свидетельствам, при проведении стимулирующего мероприятия «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!».
По ходатайству ООО «АИС» УФАС привлекло в качестве соответчика ООО «Розничная торговая сеть Титан» к участию в деле.
УФАС установило, что ИП Рымарев организовал и провел стимулирующее мероприятие «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!» в сети ООО «РТС Титан».
ИП Рымарев и ООО «РТС Титан» использовали обозначения, сходные с зарегистрированными товарными знаками на информационных баннерах и плакатах, содержащих информацию о рекламной акции «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!», размещенных в магазинах сети «Титан», а также на официальном сайте Группы компаний «Титан» http://www.megatitan.ru.
Срок проведения рекламной акции с 12.06.2017 по 15.07.2018.
Под путевкой понимается проезд и проживание победителей в городах проведения Чемпионата мира по футболу в даты проведения игр.
FIFA не давала лицам, ответственным за организацию и проведение рекламной акции «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу 2018» (ИП Рымареву и ООО «РТС Титан») разрешение как на использование товарных знаков по свидетельствам, так и спортивных мероприятий для организации либо осуществления рекламной деятельности.
Целью проведения рекламной акции «Выиграй путевку на Чемпионат мира по футболу!» являлось, в том числе, увеличение покупательского потока в магазины ГК «Титан», участвовавшие в акции.
При этом обязательным условием участия в акции являлось предъявление покупателем чека покупки в магазине «Титан», к которому прилагался купон, содержащий информацию по проведению розыгрыша и участия в нем - о совершении покупки в одном из магазинов сети ООО «РТС Титан».
Поскольку использование на баннерах товарных знаков FIFA в свою очередь создает представление об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, участвующих в акции и деятельности ООО «РТС Титан», и указывает на его связь с FIFA или мероприятиями и стимулирует потребителей делать покупки в магазинах ООО «РТС Титан», УФАС признало нарушение Закона о защите конкуренции, выдало предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
К административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП были привлечены ООО «РТС Титан», ИП Рымарев.
Нарушители обжаловали в суд решение, предписание, постановления. Решениями суда по трем делам акты Бурятского УФАС России оставлены в силе.
Пример 2. На основании рассмотренного заявления ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» в ноябре 2017 года Бурятское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Аэропорт Байкал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении экономически необоснованного размера платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта г. Улан-Удэ для сторонних организаций с 01.01.2017.
УФАС установило, что в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи (оперативного перемещения пациента из воздушного судна в специализированный автомобиль санитарной авиации) у ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» возникает необходимость проезда в контролируемую зону аэропорта.
ООО «Аэропорт Байкал» в процессе заключения договора с заявителем указало, что размер платы за оформление и выдачу пропуска на период от 6 месяцев до 1 года за микроавтобус с водителем составляет 32701 руб. с НДС, за обучение водителей на право вождения по аэродрому (на одного водителя 5560,16 руб. с НДС), за повторную проверку знаний 2475,64 руб. с НДС.
Фактически экономического обоснования стоимости оформления пропусков с 01.01.2017 на предприятии не проводилось, с 2012 года осуществлялось лишь увеличение цены на уровень, близкий к инфляции.
При этом сравнение опубликованных на официальном сайте данных Федеральной службы государственной статистики о размере индекса потребительских цен (показателя, характеризующего уровень инфляции в Российской Федерации) в 2012-2016 гг. и данных об изменении стоимости пропусков в ООО «Аэропорт Байкал» за тот же период свидетельствовало об отсутствии соразмерной динамики.
УФАС признало нарушение Закона о защите конкуренции. ООО «Аэропорт Байкал» было выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением путем установления в срок до 28.08.2018 экономически обоснованного размера платы за оформление разовых и временных пропусков (личных и транспортных) на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций.
ООО «Аэропорт Байкал» обжаловало решение и предписание в суд, которое находится в стадии рассмотрения в первой инстанции.
Дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.31 КоАП в отношении юридического и должностного лиц находятся в стадии рассмотрения.