Итоги деятельности по основным показателям при осуществлении контроля за соблюдением Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (№ 44-ФЗ*) за 2017 год

Наименование показателя

Заказчик

Федеральный

Субъектовый

Муниципальный

Всего

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

Поступило жалоб, в т.ч.:

113

67

94

145

135

221

342

433

Возвращено

22

23

36

34

40

34

98

91

Отозвано заявителями

12

8

10

18

11

54

33

80

Признаны необоснованными

60

20

37

61

48

58

145

139

Признаны обоснованными (в т.ч. частично обоснованными)

19

16

11

32

36

75

66

123

Количество закупок с нарушениями, выявленными в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб

22

20

12

28

40

60

74

108

Выдано предписаний

22

19

11

26

32

53

65

98

Выявлено нарушений (всего)

25

25

12

32

40

72

77

129

Рассмотрено обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

16

9

 

 

 

-

Рассмотрено уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

318

297

Возбуждено дел об административных правонарушениях

 

 

-

137

140

Оштрафовано должностных лиц

131

115

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

1592

1415,7

 

*44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

Основными принципами контрактной системы в сфере закупок являются открытость (гласность), равноправие (справедливость), экономичность, эффективность, ответственность (статьи 6, 7 № 44-ФЗ).

В соответствии с Законом о контрактной системе (статьи 3, 99 № 44-ФЗ) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, а также контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком России, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Существует разграничение полномочий в сфере контроля закупок. Так, ФАС России осуществляет контроль за процедурой закупок до заключения контракта заказчиком, контроль за исполнением контракта осуществляют органы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и т.д.

 

Краткая справка

об основных показателях работы Бурятского УФАС России

при осуществлении контроля соблюдения Закона о контрактной системе за 2017 год

 

 

Количество поступивших жалоб в 2017 году значительно возросло по сравнению с 2016 годом (на 27%).

Из общего количества поступивших в управление жалоб (433 жалобы) была возвращена 1/5 часть (21%) в связи с несоответствием их требованиям Закона о контрактной системе, 18% было отозвано заявителями.

Из 262 рассмотренных, практически половина жалоб (47%) не подтвердилась, 123 жалобы признаны обоснованными, либо частично обоснованными (53%).

Более всего (51%) жаловались на муниципальные закупки, менее всего – на субъектовые (15%).

В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлены нарушения в 108 закупках, выдано 98 предписаний.

Наибольшая часть нарушений по-прежнему связана с установлением требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок (64). Также зачастую нарушается порядок отбора участников (25).

Кроме того, в отчетном году управление провело 18 проверок (в том числе 12 федеральных, 1 субъектовый, 5 муниципальных заказчиков), всего проверено 413 закупок, из которых 28 - проведены с нарушениями, что составило 7%. В том числе, выявлены нарушения:

- размещения в Единой информационной системе закупок (ЕИС) - 7;

- порядка выбора способа определения поставщика – 2;

- в части установления требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок – 9;

- иные нарушения – 10.

Кроме того, в рамках контрольных функций Бурятское УФАС России проверяет соблюдение обязанности заказчиком размещать не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 30 № 44-ФЗ). По итогам контроля этой нормы управление привлекло к административной ответственности 7 должностных лиц заказчика на общую сумму 105 тыс. руб. (по части 1 статьи 7.30 КоАП РФ) за несвоевременное размещение отчета о закупках в ЕИС, нарушений в части несоблюдения объемов закупок и неразмещения отчета о закупках в ЕИС не было выявлено.

Бурятское УФАС России в истекшем году также осуществляло иные контрольные функции в сфере закупок. Так, было рассмотрено 9 обращений федеральных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 1 обращение было возвращено. Поступило и рассмотрено 297 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом выявлено 1 нарушение Закона о контрактной системе.

Эффективным механизмом регулирующего воздействия является ведение реестра недобросовестных поставщиков (РНП), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2017 году рассмотрено 62 обращения заказчиков в связи с:

- уклонением участников закупок от заключения контракта (20 обращений);

- расторжением контракта заказчиком в одностороннем порядке (41 обращение);

- 1 контракт расторгнут по решению суда.

По итогам рассмотрения указанных обращений включено в РНП - 34 участника закупок, всего в региональном разделе Реестра на отчетную дату состоит - 68.

Судебная практика такова, что из 351 принятого Бурятским УФАС России в отчетном году правового акта (предписаний, постановлений, приказов) обжаловано в судебном порядке только 18 (5%), из которых отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований в 8 случаях (44%), требования заявителя удовлетворены частично – в 1 случае (по РНП), 4 – в стадии рассмотрения судом.

 

Примеры рассмотренных Бурятским УФАС России дел

 

Пример 1. Бурятское УФАС России рассмотрело  жалобу ООО «Оптомед»  на действия заказчика ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница» и уполномоченного органа Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения.

Заявитель оспорил положения аукционной документации, содержащие требования об упаковке шприцев в контейнер,  об одновременном наличии на шприце инсулиновой и туберкулиновой  шкалы, а также  требование об индивидуальной упаковке шприца типа «полибэг».

По итогам рассмотрения жалобы УФАС признало пункт о наличии инсулиновой и туберкулиновой шкалы на шприцах нарушающим  требования Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки. Действующие стандарты (ГОСТ ISO 8537-2011, ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011) не допускают наличия двойной шкалы на инъекционных шприцах.

Кроме того, указание на необходимость поставки медицинских шприцев в строго определенной упаковке «полибэг» без возможности поставки медицинских шприцев в эквивалентной упаковке  также противоречит Закону о контрактной системе, поскольку ведет к сокращению количества участников закупки - на территории Российской Федерации ряд заводов изготавливают шприцы медицинские с упаковкой «блистер».

Вместе с тем, действующие ГОСТы не содержат запрета групповой упаковки шприцев в контейнер, в связи с чем жалоба ООО «Оптомед» в данной части признана необоснованной.

УФАС выдало заказчику и уполномоченному органу предписание до 18 сентября устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в аукционную документацию.

 

Пример 2. Бурятское УФАС России признало обоснованной жалобу ООО  «ГарантСтрой» на положения документации к аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту здания для размещения библиотеки и музея в с. Корсаково Кабанского района Республики Бурятия. Начальная (максимальная) цена контракта составила 964,2 тыс. рублей.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в аукционной документации содержится неправомерное требование ко второй части заявки на участие в аукционе о предоставлении копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, включающего определенные виды  работ.

Согласно Градостроительному кодексу РФ для подрядчиков, выполняющих работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства по контрактам на сумму не более 3 млн. рублей, членство в саморегулируемой организации не обязательно. 

УФАС обязало заказчика – Администрацию МО СП «Корсаковское» - внести изменения в аукционную документацию в соответствии с требованиями законодательства.

 

Пример 3. Бурятское УФАС России признало обоснованной жалобу ООО «Веста» на положения документации к аукциону на поставку автоматического гематологического анализатора для нужд Хоринской центральной районной больницы.

Антимонопольный орган согласился с доводами компании, указавшей, что под предусмотренные заказчиком требования к техническим характеристикам закупаемого больницей медицинского оборудования подпадает гематологический анализатор одного производителя - Nihon Kodhen.

Действия заказчика, установившего в документации об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников торгов, являются нарушением закона о контрактной системе.

Бурятское УФАС России предписало ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» внести изменения в документацию к аукциону, вернуть поданные заявки и продлить срок подачи заявок на участие в торгах.

 

Пример 4. Комиссия Бурятского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «Студия Кинезис» на действия заказчика - Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия и уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона на оказание услуг по производству и прокату видеороликов, посвящённых истории и культуре народов Бурятии.

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 200 000 рублей.

Заявитель обжаловал требование аукционной документации о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление телевизионного вещания.

Такое требование, по мнению студии Кинезис, ограничивает количество потенциальных участников аукциона. Лицензия для трансляции видеороликов на основании статьи 31 Закона о средствах массовой информации (№ 2124-1) не требуется при условии распространения материала в неизменном виде, на основе договора с вещателем, имеющим необходимую лицензию.

Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной, заказчика и уполномоченного органа - нарушившими требования Закона о контрактной системе (44-ФЗ).

 

Пример 5. Бурятское УФАС России рассмотрело жалобы шести компаний на положения документации к аукциону на выполнение работ на объекте «Пристрой блока спортзала к существующей школе в улусе Цолга Мухоршибирского района РБ».

В жалобах заявители указали на следующие нарушения законодательства о контрактной системе, которые, по их мнению, допустил заказчик при составлении документации к торгам:

- отсутствие указания на конкретную группу строительных работ, по которым необходимо подтвердить наличие опыта;

- нарушение требований федерального законодательства в отношении видов и объемов  строительных работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту;

- наличие в техническом задании требований к материалам, показатели которых могут быть известны только после проведения испытаний готовой партии продукции;

- размещение технического задания в формате, не позволяющем осуществлять копирование и поиск;

- установление незаконного требования о предоставлении декларации, подтверждающей, что участник закупки не является офшорной компанией;

- сокращение срок подачи заявок на участие в аукционе.

Комиссия антимонопольного органа признала обоснованными перечисленные доводы заявителей и выдала заказчику - МБОУ «Цолгинская средняя общеобразовательная школа» предписание об устранении нарушений законодательства путем внесения изменений в аукционную документацию.

 

Административное производство

В 2017 году УФАС возбуждено 140 дел об административных правонарушениях.  Вынесено 115 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 1415,7 тыс. рублей, к административной ответственности привлечено 115 должностных лиц.

Большая часть нарушений связана с порядком размещения заказа (статья 7.30 КоАП РФ) - 93 постановления.

Сумма уплаченных в 2017 году штрафов составила 1379,4 тыс. рублей.

 

Новое в законодательстве о контрактной системе

В конце декабря 2017 года было принято четыре федеральных закона, вносящих изменения в Закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ), при этом главной новацией в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ является постепенный полный переход на размещение государственных и муниципальных закупок путем проведения электронных процедур. Так, с 1 июля 2018 года это является правом заказчика, а с 1 января 2019 года – обязанностью:

«Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:

1) с 1 июля 2018 года вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;

2) с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме».