Итоги деятельности по основным показателям при осуществлении контроля за соблюдением Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (№ 44-ФЗ*) за 2017 год
Наименование показателя | Заказчик | |||||||
Федеральный | Субъектовый | Муниципальный | Всего | |||||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |
Поступило жалоб, в т.ч.: | 113 | 67 | 94 | 145 | 135 | 221 | 342 | 433 |
Возвращено | 22 | 23 | 36 | 34 | 40 | 34 | 98 | 91 |
Отозвано заявителями | 12 | 8 | 10 | 18 | 11 | 54 | 33 | 80 |
Признаны необоснованными | 60 | 20 | 37 | 61 | 48 | 58 | 145 | 139 |
Признаны обоснованными (в т.ч. частично обоснованными) | 19 | 16 | 11 | 32 | 36 | 75 | 66 | 123 |
Количество закупок с нарушениями, выявленными в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб | 22 | 20 | 12 | 28 | 40 | 60 | 74 | 108 |
Выдано предписаний | 22 | 19 | 11 | 26 | 32 | 53 | 65 | 98 |
Выявлено нарушений (всего) | 25 | 25 | 12 | 32 | 40 | 72 | 77 | 129 |
Рассмотрено обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) | 16 | 9 |
- | |||||
Рассмотрено уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) | 318 | 297 | ||||||
Возбуждено дел об административных правонарушениях |
- | 137 | 140 | |||||
Оштрафовано должностных лиц | 131 | 115 | ||||||
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей | 1592 | 1415,7 |
*44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)
Основными принципами контрактной системы в сфере закупок являются открытость (гласность), равноправие (справедливость), экономичность, эффективность, ответственность (статьи 6, 7 № 44-ФЗ).
В соответствии с Законом о контрактной системе (статьи 3, 99 № 44-ФЗ) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, а также контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Существует разграничение полномочий в сфере контроля закупок. Так, ФАС России осуществляет контроль за процедурой закупок до заключения контракта заказчиком, контроль за исполнением контракта осуществляют органы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и т.д.
Краткая справка
об основных показателях работы Бурятского УФАС России
при осуществлении контроля соблюдения Закона о контрактной системе за 2017 год
Количество поступивших жалоб в 2017 году значительно возросло по сравнению с 2016 годом (на 27%).
Из общего количества поступивших в управление жалоб (433 жалобы) была возвращена 1/5 часть (21%) в связи с несоответствием их требованиям Закона о контрактной системе, 18% было отозвано заявителями.
Из 262 рассмотренных, практически половина жалоб (47%) не подтвердилась, 123 жалобы признаны обоснованными, либо частично обоснованными (53%).
Более всего (51%) жаловались на муниципальные закупки, менее всего – на субъектовые (15%).
В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб выявлены нарушения в 108 закупках, выдано 98 предписаний.
Наибольшая часть нарушений по-прежнему связана с установлением требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок (64). Также зачастую нарушается порядок отбора участников (25).
Кроме того, в отчетном году управление провело 18 проверок (в том числе 12 федеральных, 1 субъектовый, 5 муниципальных заказчиков), всего проверено 413 закупок, из которых 28 - проведены с нарушениями, что составило 7%. В том числе, выявлены нарушения:
- размещения в Единой информационной системе закупок (ЕИС) - 7;
- порядка выбора способа определения поставщика – 2;
- в части установления требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок – 9;
- иные нарушения – 10.
Кроме того, в рамках контрольных функций Бурятское УФАС России проверяет соблюдение обязанности заказчиком размещать не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 30 № 44-ФЗ). По итогам контроля этой нормы управление привлекло к административной ответственности 7 должностных лиц заказчика на общую сумму 105 тыс. руб. (по части 1 статьи 7.30 КоАП РФ) за несвоевременное размещение отчета о закупках в ЕИС, нарушений в части несоблюдения объемов закупок и неразмещения отчета о закупках в ЕИС не было выявлено.
Бурятское УФАС России в истекшем году также осуществляло иные контрольные функции в сфере закупок. Так, было рассмотрено 9 обращений федеральных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 1 обращение было возвращено. Поступило и рассмотрено 297 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом выявлено 1 нарушение Закона о контрактной системе.
Эффективным механизмом регулирующего воздействия является ведение реестра недобросовестных поставщиков (РНП), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В 2017 году рассмотрено 62 обращения заказчиков в связи с:
- уклонением участников закупок от заключения контракта (20 обращений);
- расторжением контракта заказчиком в одностороннем порядке (41 обращение);
- 1 контракт расторгнут по решению суда.
По итогам рассмотрения указанных обращений включено в РНП - 34 участника закупок, всего в региональном разделе Реестра на отчетную дату состоит - 68.
Судебная практика такова, что из 351 принятого Бурятским УФАС России в отчетном году правового акта (предписаний, постановлений, приказов) обжаловано в судебном порядке только 18 (5%), из которых отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований в 8 случаях (44%), требования заявителя удовлетворены частично – в 1 случае (по РНП), 4 – в стадии рассмотрения судом.
Примеры рассмотренных Бурятским УФАС России дел
Пример 1. Бурятское УФАС России рассмотрело жалобу ООО «Оптомед» на действия заказчика ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница» и уполномоченного органа Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения.
Заявитель оспорил положения аукционной документации, содержащие требования об упаковке шприцев в контейнер, об одновременном наличии на шприце инсулиновой и туберкулиновой шкалы, а также требование об индивидуальной упаковке шприца типа «полибэг».
По итогам рассмотрения жалобы УФАС признало пункт о наличии инсулиновой и туберкулиновой шкалы на шприцах нарушающим требования Закона о контрактной системе к описанию объекта закупки. Действующие стандарты (ГОСТ ISO 8537-2011, ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011) не допускают наличия двойной шкалы на инъекционных шприцах.
Кроме того, указание на необходимость поставки медицинских шприцев в строго определенной упаковке «полибэг» без возможности поставки медицинских шприцев в эквивалентной упаковке также противоречит Закону о контрактной системе, поскольку ведет к сокращению количества участников закупки - на территории Российской Федерации ряд заводов изготавливают шприцы медицинские с упаковкой «блистер».
Вместе с тем, действующие ГОСТы не содержат запрета групповой упаковки шприцев в контейнер, в связи с чем жалоба ООО «Оптомед» в данной части признана необоснованной.
УФАС выдало заказчику и уполномоченному органу предписание до 18 сентября устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в аукционную документацию.
Пример 2. Бурятское УФАС России признало обоснованной жалобу ООО «ГарантСтрой» на положения документации к аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту здания для размещения библиотеки и музея в с. Корсаково Кабанского района Республики Бурятия. Начальная (максимальная) цена контракта составила 964,2 тыс. рублей.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в аукционной документации содержится неправомерное требование ко второй части заявки на участие в аукционе о предоставлении копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, включающего определенные виды работ.
Согласно Градостроительному кодексу РФ для подрядчиков, выполняющих работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства по контрактам на сумму не более 3 млн. рублей, членство в саморегулируемой организации не обязательно.
УФАС обязало заказчика – Администрацию МО СП «Корсаковское» - внести изменения в аукционную документацию в соответствии с требованиями законодательства.
Пример 3. Бурятское УФАС России признало обоснованной жалобу ООО «Веста» на положения документации к аукциону на поставку автоматического гематологического анализатора для нужд Хоринской центральной районной больницы.
Антимонопольный орган согласился с доводами компании, указавшей, что под предусмотренные заказчиком требования к техническим характеристикам закупаемого больницей медицинского оборудования подпадает гематологический анализатор одного производителя - Nihon Kodhen.
Действия заказчика, установившего в документации об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников торгов, являются нарушением закона о контрактной системе.
Бурятское УФАС России предписало ГБУЗ «Хоринская ЦРБ» внести изменения в документацию к аукциону, вернуть поданные заявки и продлить срок подачи заявок на участие в торгах.
Пример 4. Комиссия Бурятского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «Студия Кинезис» на действия заказчика - Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия и уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона на оказание услуг по производству и прокату видеороликов, посвящённых истории и культуре народов Бурятии.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 200 000 рублей.
Заявитель обжаловал требование аукционной документации о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление телевизионного вещания.
Такое требование, по мнению студии Кинезис, ограничивает количество потенциальных участников аукциона. Лицензия для трансляции видеороликов на основании статьи 31 Закона о средствах массовой информации (№ 2124-1) не требуется при условии распространения материала в неизменном виде, на основе договора с вещателем, имеющим необходимую лицензию.
Комиссия УФАС признала жалобу обоснованной, заказчика и уполномоченного органа - нарушившими требования Закона о контрактной системе (44-ФЗ).
Пример 5. Бурятское УФАС России рассмотрело жалобы шести компаний на положения документации к аукциону на выполнение работ на объекте «Пристрой блока спортзала к существующей школе в улусе Цолга Мухоршибирского района РБ».
В жалобах заявители указали на следующие нарушения законодательства о контрактной системе, которые, по их мнению, допустил заказчик при составлении документации к торгам:
- отсутствие указания на конкретную группу строительных работ, по которым необходимо подтвердить наличие опыта;
- нарушение требований федерального законодательства в отношении видов и объемов строительных работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту;
- наличие в техническом задании требований к материалам, показатели которых могут быть известны только после проведения испытаний готовой партии продукции;
- размещение технического задания в формате, не позволяющем осуществлять копирование и поиск;
- установление незаконного требования о предоставлении декларации, подтверждающей, что участник закупки не является офшорной компанией;
- сокращение срок подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссия антимонопольного органа признала обоснованными перечисленные доводы заявителей и выдала заказчику - МБОУ «Цолгинская средняя общеобразовательная школа» предписание об устранении нарушений законодательства путем внесения изменений в аукционную документацию.
Административное производство
В 2017 году УФАС возбуждено 140 дел об административных правонарушениях. Вынесено 115 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 1415,7 тыс. рублей, к административной ответственности привлечено 115 должностных лиц.
Большая часть нарушений связана с порядком размещения заказа (статья 7.30 КоАП РФ) - 93 постановления.
Сумма уплаченных в 2017 году штрафов составила 1379,4 тыс. рублей.
Новое в законодательстве о контрактной системе
В конце декабря 2017 года было принято четыре федеральных закона, вносящих изменения в Закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ), при этом главной новацией в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ является постепенный полный переход на размещение государственных и муниципальных закупок путем проведения электронных процедур. Так, с 1 июля 2018 года это является правом заказчика, а с 1 января 2019 года – обязанностью:
«Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:
1) с 1 июля 2018 года вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;
2) с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме».