Итоги деятельности по основным показателям при осуществлении контроля за соблюдением Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (№ 44-ФЗ) за 2016 год

Наименование показателя

Уровень поступивших бюджетных средств

Федеральный

Субъектовый

Муниципальный

Всего

2015

2016

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Поступило жалоб, в т.ч.:

117

113

150

94

168

135

435

342

Возвращено

31

22

35

36

39

40

105

98

Отозвано заявителями

13

12

22

10

28

11

63

33

Признаны необоснованными

43

60

65

37

69

48

177

145

Признаны обоснованными (в т.ч. частично обоснованными)

30

19

28

11

32

36

90

66

Количество закупок с нарушениями, выявленными в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб

34

22

37

12

29

40

100

74

Выдано предписаний

31

22

33

11

27

32

91

65

Выявлено нарушений (всего)

40

25

37

12

36

40

113

77

Рассмотрено обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

33

16

 

Рассмотрено уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

376

318

 

Возбуждено дел об административных правонарушениях

205

137

 

Оштрафовано должностных, юридических лиц

63

131

 

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

1165,3

1592

 

*44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

Основными принципами контрактной системы в сфере закупок являются открытость (гласность), равноправие (справедливость), экономичность, эффективность, ответственность (статьи 6, 7 № 44-ФЗ).

В соответствии с Законом о контрактной системе (статьи 3, 99 № 44-ФЗ) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, а также контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком России, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Существует разграничение полномочий в сфере контроля закупок. Так, ФАС России осуществляет контроль за процедурой закупок до заключения контракта заказчиком, контроль за исполнением контракта осуществляют органы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и т.д.

Краткая справка

об основных показателях работы Бурятского УФАС России

при осуществлении контроля соблюдения Закона о контрактной системе за 2016 год

Количество поступивших жалоб в 2016 году значительно сократилось по сравнению с 2015 годом (на 21%).

Из общего количества поступивших в управление жалоб (342 жалобы) была возвращена 1/3 часть (29%) в связи с несоответствием их требованиям Закона о контрактной системе, 10% было отозвано заявителями.

Из 211 рассмотренных, большая часть жалоб (69%) признаны необоснованными. Подтвердились нарушения, изложенные в 1/3 части жалоб (36%).

Более всего (39%) жаловались на муниципальные закупки, менее всего – на субъектовые (27%).

По каждой из рассматриваемых жалоб проводится внеплановая проверка размещения оспариваемой закупки в полном объеме, по итогам рассмотрения выдано 65 предписаний об устранении нарушений, все исполнены, ни одно из них в судебном порядке не обжаловалось. Наибольшая часть нарушений связана с установлением требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок (33). Также зачастую нарушается порядок отбора участников (18).

Кроме того, в отчетном году управление провело 10 проверок (в том числе 7 федеральных, 1 субъектовый, 2 муниципальных заказчика), всего проверено 149 закупок, из которых 61 - проведена с нарушениями, что составило 41%. В том числе, выявлены нарушения:

- размещения в единой информационной системе - 4;

- порядка отбора участников закупок – 1;

- иные нарушения – 61.

Кроме того, в рамках контрольных функций Бурятское УФАС России проверяет соблюдение обязанности заказчиком размещать не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 30 № 44-ФЗ). По итогам контроля этой нормы управление привлекло к административной ответственности должностные лица 10 заказчиков на общую сумму 225 тыс. руб. 

Бурятское УФАС России в истекшем году также осуществляло иные контрольные функции в сфере закупок. Так, было рассмотрено 16 обращений федеральных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), все обращения были согласованы.

Поступило и рассмотрено 318 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушений Закона о контрактной системе при этом не выявлено.

Эффективным механизмом регулирующего воздействия является ведение реестра недобросовестных поставщиков (РНП), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2016 году рассмотрено 65 обращений заказчиков в связи с:

- уклонением участников закупок от заключения контракта (22 обращения);

- расторжением контракта заказчиком в одностороннем порядке (43 обращения).

По итогам рассмотрения указанных обращений включено в РНП - 31 участник закупок, всего в региональном разделе Реестра на отчетную дату состоит - 66.

Судебная практика такова, что из 412 принятых Бурятским УФАС России в отчетном году правовых актов (предписаний, постановлений, приказов) обжаловано в судебном порядке только 72 (17%), из которых отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований в 50 случаях (70%), требования заявителя удовлетворены частично – в 5 случаях, это когда постановление о назначении административного наказания судом отменено и объявлено устное замечание  в отношении должностных лиц либо заказчика, либо аукционной комиссии, либо уполномоченного на проведение закупок органа.

Примеры рассмотренных Бурятским УФАС России дел

1. В октябре 2016 года Бурятское УФАС России признало частично обоснованной жалобу ООО СК «Лидер» на действия заказчика – ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ  по реконструкции автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян км 215-км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия (реестровый номер 0102200001616004595) с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 999 474 290 рублей.

Заявитель пожаловался на отказ заказчика заключить с ним, как с победителем аукциона,  государственный контракт. При этом протокол об отказе не содержал подробное обоснование причин отказа.

Заказчиком 20.10.2016 составлен протокол об отказе от заключения государственного контракта с победителем Аукциона, в связи с тем, что Заявителем предоставлена недостоверная информация в отношении своего соответствия требованиям, установленным аукционной документацией. 

Комиссия УФАС, изучив представленные документы и пояснения, пришла к выводу о правомерности действий заказчика, поскольку ООО СК «Лидер» предоставило недостоверные сведения по опыту выполнения работ.

Было установлено, что согласно представленным в заявке документам ранее ООО СК «Лидер» выполняло иные работы по договору субподряда, а не те, на которые требуются свидетельство СРО,  отсутствовавшее у него на тот момент. Это доказывало несоответствие установленным требованиям заказчика о наличии опыта работ.

Вместе с тем, комиссия УФАС согласилась с доводом заявителя о том, что в протоколе об отказе от заключения контракта заказчик не описал подробное обоснование причин отказа, в нарушение части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, за что впоследствии виновное должностное лицо было оштрафовано.

2. По результатам рассмотрения жалобы ООО «Дарханстрой» на действия уполномоченного органа (Республиканское агентство по государственным закупкам) при проведении электронного аукциона подтверждена её обоснованность. Аукцион на выполнение работ по повышению уровня обустройства автомобильной дороги Улан-Удэ – Заиграево – Хоринск км190 - км196 (с. Кижинга) в Кижингинском районе, № извещения 0102200001615004847.

УФАС признало действия аукционной комиссии нарушающими порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в части незаконного признания заявки ИП С. соответствующей требованиям, установленным документацией и законодательством (пункт 2 части 6 статьи 69 № 44-ФЗ).

Для подтверждения опыта по выполнению соответствующих работ победитель аукциона представил не акт законченного строительства объекта, подписанный заказчиком и генеральным подрядчиком, а договор субподряда и акт выполненных работ по нему.

По сути, в рамках дела были рассмотрены обстоятельства, ранее не становившиеся предметом рассмотрения антимонопольным органом – добросовестность участников закупок и должностных лиц уполномоченного органа и заказчика.

В связи с заключением контракта предписание не выдавалось.

Индивидуальный предприниматель С. обратился с иском в суд о признании незаконным данного решения УФАС.

ООО «Дарханстрой» также обратилось с иском в суд к заказчику (ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия», уполномоченному органу (Республиканское агентство по государственным закупкам), индивидуальному предпринимателю С.

Определениями арбитражного суда первой инстанции два иска по торгам оставлены без рассмотрения.

Таким образом, на практике Бурятское УФАС России сталкивается с тем, что вследствие размытости требований, изложенных в описанных выше нормах, для подтверждения опыта по выполнению соответствующих работ зачастую представляются копии таких документов как договоры субподряда и акты выполненных по ним работ. Между тем, проверить добросовестность участников договора субподряда, а также надлежащее исполнение таких договоров не представляется возможным. Кроме того, возможны случаи «нарисованных» договоров субподряда (когда по факту никакие работы не велись).

Административное производство

В 2016 году УФАС возбуждено 137 дел об административных правонарушениях.  Вынесено 110 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 1592 тыс. рублей, к административной ответственности привлечено 131 должностное лицо (в т.ч. объявлены устные замечания – 21 случай).

Половина нарушений связана с порядком осуществления закупок, товаров, работ, услуг: 112 постановлений, в том числе 36 - по части 2 статьи 7.30 КоАП, 33 – по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Сумма уплаченных в 2016 году штрафов составила 1014,5 тыс. рублей, в том числе штрафов, наложенных в 2015 году.

Новое в законодательстве о контрактной системе

С 9 января руководителем участника госзакупки не может быть судимый за взятку.

Согласно новой редакции статьи 31 № 44-ФЗ требования к участникам госзакупок стали строже. Например, руководителю участника госзакупки нельзя иметь неснятую или непогашенную судимость за взяточничество. Юрлица, которые недавно привлекались к административной ответственности за незаконное вознаграждение, не получат доступа к закупкам.

Руководитель участника госзакупки согласно новшествам не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления. К этим преступлениям относятся:

- незаконное участие в предпринимательской деятельности;

- получение взятки;

- дача взятки;

- посредничество во взяточничестве.

Ранее по Закону N 44-ФЗ у руководителя участника госзакупки должна была отсутствовать неснятая или непогашенная судимость только за преступления в сфере экономики.

С 9 января дополнился еще и перечень требований к юрлицам - участникам закупки: они в течение двух лет до подачи заявки не должны привлекаться к административной ответственности за незаконное вознаграждение .

Описанные изменения госзаказчики нужно учитывать при составлении закупочной документации. Иначе должностное лицо госзаказчика могут оштрафовать на 3 тыс. руб. за утверждение документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

С февраля 2017 года перечень организаций, имеющих право осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, дополнен физкультурно-спортивной организацией (пункт 5 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ).

Основная же новация касается закупок, осуществляемых ГУПами и МУПами: теперь они должны размещать закупки в соответствии с требованиями № 44-ФЗ, а не 223ФЗ, как это было раньше, до 2017 года.