• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Конкуренция не есть нечто абстрактное – руководитель УФАС по Бурятии Елизавета Потапова

Дух конкуренции пронизывает и общество, и каждого человека. Не всегда, конечно, результаты реальные и положительные. Не буду приводить примеры из жизни отдельного homosapiens – это, при желании, каждый может осознать.

Но как обстоят дела с развитием конкуренции, её стимулированием в экономике нашей страны, республики – это предмет «заботы» антимонопольных органов, органов власти.

Правительство страны утвердило Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ (распоряжение от 05.09.2015 № 1738-р), определив его важнейшим приоритетом региональной политики.

Даже деятельность глав субъектов РФ с января 2015 года оценивается на эффективность с этой точки зрения.

Стандарт должен внедряться на основе планов мероприятий по содействию развитию конкуренции (так называемые «дорожные карты») как на уровне субъекта РФ, так и на уровне его муниципальных образований.

В этой «дорожной карте», в теории, должно быть прописано то, что создаст условия в каждом муниципальном образовании, в республике Бурятия в целом, для формирования и развития малого и среднего предпринимательства, устранит барьеры, внедрит прорывные технологии на приоритетных и социально значимых рынках.

Что на практике имеем? Министерство экономики республики в тесном взаимодействии с УФАС и отраслевыми ведомствами определили перечень таких рынков в Бурятии и меры их развития.

На уровне муниципальных образований – тишина… Хотя очевидно, что в каждом районе республики есть и малый, и средний бизнес, хозяйствующие субъекты, которые нуждаются в получении субсидий, есть рынки, требующие поддержки.

Конечно, есть шаги в этом направлении, но системный подход отсутствует. Так, Селенгинский район разработал муниципальную программу для своих сельхозпроизводителей, создав информационный «продукт» - сертификаты продовольствия, но одного этого явно недостаточно.

По моему мнению, причина бездействия кроется в непонимании очевидных процессов, отсутствии комплексного подхода и анализа мер государственной и муниципальной поддержки…

Ведь Стандарт предусматривает не финансовую поддержку (денег никогда не бывает много), а меры организационного характера.

Мой вывод сделан не только на основе рассматриваемых нами жалоб от хозяйствующих субъектов в сфере закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ), но и поступающих обращений администраций районов (АМО) по предоставлению преференций.

К примеру, нередко АМО обращаются за согласованием (а это является по Закону о защите конкуренции обязательной процедурой, за её несоблюдение налагается штраф) на предоставление преференции для субъектов малого предпринимательства в торговле, общепите, что не требуется при наличии программы развития малого предпринимательства, которая может быть заложена в том числе «дорожной картой».

Стандартом развития конкуренции, а также республиканской «дорожной картой» предусмотрено также проведение системных мероприятий при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок хозяйствующих субъектов.

Нарушения антимонопольных требований к планам закупок, содержанию закупочной документации – отдельная тема. Не всегда целесообразны закупки в заявленном объеме, по цене и т.д.

Об этом поговорим в следующий раз… 

Елизавета Потапова