Товарный знак «ХозЯин» стал объектом самой затяжной рекламной «вендетты» в Бурятии

Индивидуальный предприниматель Максим Михайлов в очередной раз подал заявление в Бурятское УФАС на ИП Крум по факту недобросовестной конкуренции.  Застарелый конфликт  касается коммерческого обозначения «ХозЯин», на которое претендует конкурент в сфере продаж  электрической и строительной техники – владелец другой улан-удэнской сети магазинов «Уют» индивидуальный предприниматель Виктор Крум

«Михайлов апеллирует к праву преждепользования. То есть к тому, что он создал эти название и логотип, пользовался ими раньше. Он раскрутил логотип, причем рекламная компания была настолько удачной, что «ХозЯин» получил премию «Хрустальный валенок» за самую агрессивную рекламу. Марка стала узнаваемой, люди к ней привыкли и знают, что в этом магазине цены действительно ниже. Однако конкурент раньше зарегистрировал свой логотип в Роспатенте», - объяснили «Байкал Финанс» в пресс-службе антимонопольного управления.

Напомним, в феврале 2014 года  предприниматель хотел зарегистрировать  коммерческое обозначение «ХозЯин» как товарный знак. Но оказалось, что существует запатентованный на ИП Крум товарный знак «Добрый ХозЯин», который фактически идентичен логотипу «ХозЯина».

Исследование Роспатента подтвердило, что  обозначение «ХозЯин» является сходным до степени смешения с товарным знаком «Добрый Хозяин», поскольку ассоциируется с ним в целом  в силу наличия фонетически, семантически тождественных и графически сходных словесных элементов, сходного изобразительного элемента в виде человечка на фоне буквы «Я», сходного цветового сочетания и сходного композиционного расположения. Поэтому у Михайлова не получилось зарегистрировать его в качестве товарного знака. Тогда он впервые подал заявление в ФАС.

На заседании комиссии 4 июня 2014 года ФАС Михайлов доказал, что он с ноября 2009 года использовал коммерческое обозначение «ХозЯин». Он предоставил договор от октября 2009 года, который подтверждает, что по его заказу был разработан эскиз рекламной конструкции - объемных световых букв «ХозЯин». С тех пор ИП Михайлов использует это коммерческое обозначение на вывесках магазинов, на фирменных бланках, на атрибутике (дисконтных картах, фирменных пакетах) и в рекламе. Также в доказательство предприниматель предоставил копий нескольких газет «Информ Полис» 2010 и 2011 года выпуска, где публиковалась реклама с использованием злополучного коммерческого обозначения «ХозЯин».

А вот товарный знак «Добрый ХозЯин» был зарегистрирован 2 августа 2012 года. Причем товарным знаком «Добрый ХозЯин» его правообладатель фактически не пользовался: не было торговых точек с наименованием «Добрый ХозЯин» или рекламы с его использованием.  Крум на заседании утверждал, что товарный знак «Добрый ХозЯин» зарегистрирован «на будущее», поскольку в дальнейшем им планируется развивать свою предпринимательскую деятельность в пределах страны.

Экспертиза ООО «Бюро патентных поверенных» доказала, что дизайн-проект, сделанный в 2009 году по заказу Михайлова, рекламные баннеры в газете «Информ Полис» и запатентованный Крумом товарный знак являются сходными до степени смешения.     

Тогда комиссия Бурятского Управления ФАС по Бурятии решила, что ИП Михайлову принадлежит исключительное право на коммерческое обозначение «ХозЯин» и признала действия ИП Крума по регистрации обозначения «Добрый ХозЯин» в качестве товарного знака недобросовестной конкуренцией.

Но позже выяснилось, что в Новосибирске в феврале 2014 года работал магазин «ХозЯин» принадлежащий индивидуальному предпринимателю Андрею Шурыгину, который использовал коммерческое обозначение (логотип грубо говоря), исключительное право на который принадлежит Михайлову. Причем ИП Шурыгин А.А. зарегистрирован тоже в Бурятии и осуществляет деятельность через сеть магазинов «Уют». Михайлов второй раз обратился с жалобой в ФАС, но на момент рассмотрения дела магазин уже не работал, и несанкционированное использование коммерческого обозначения было прекращено. Хоть предпринимателя и признали нарушившим антимонопольное законодательство, никакого предписания ему не было выдано.

Михайлов вернулся к регистрации «ХозЯина», как товарного знака, в Роспатенте. И тут стало известно, что ИП Крум является правообладателем еще одного товарного знака, который сходен до степени смешения с товарным знаком «ХозЯин»,  что подтвердила Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

Бурятское управление ФАС снова возбудило дело в отношении индивидуального предпринимателя Крум.