Протокол № 2 заседания оКС от 25.05.2011

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

 

№ 2                     от 25.05.2011`                        г.Улан-Удэ

Председательствовал:  Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель

Присутствовали:

Кукшинов В.К. – президент НО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия», сопредседатель

Члены Совета: 

<…..> (по доверенности) - ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

<…..> - РОО УПП «Союз менеджеров Бурятии»,

<…..>  - АНО «Гильдия риэлторов Бурятии»,

<…..> – Коллегия адвокатов Республики Бурятия,

Гребенщиков <…> – руководитель Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий Республики Бурятия,

Филатов П.Г. – представитель Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий Республики Бурятия.

Потапова Е.И.: В соответствии с Планом работы Совета на 1 полугодие 2011 года сегодня на заседании Общественно-консультативного совета должен быть рассмотрен вопрос: «Проблемы реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», судебная практика». Это актуальная тема, на злобу дня. В июле с.г. в Улан-Удэ будет проводиться окружной (СФО) семинар-совещание антимонопольных органов, в рамках проведения которого в настоящее время проводится анализ правоприменительной практики этого направления деятельности УФАС, поэтому целесообразнее включить (перенести) данный вопрос в План работы Совета на 2-е полугодие.

  1. О критериях отбора субъектов малого предпринимательства при предоставлении субсидий. По предложениям членов Общественно-консультативного совета.

Докладчик: руководитель Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий Республики Бурятия (далее – Агентство) <…> Гребенщиков.

Гребенщиков <…> (приводится полный текст выступления): Правительство Республики Бурятия развитие малого и среднего предпринимательства включило в Программу социально-экономического развития Республики Бурятия на период 2011-2013 годы и на период до 2020 года, как одно из приоритетных направлений развития экономики, и ставит задачу значительного увеличения малого бизнеса в социально-экономической жизни республики.

Основные стратегические ориентиры:

- увеличение к 2020 году в 2 раза числа малых компаний, преимущественно за счет материального сектора экономики;

- значительное увеличение числа малых инновационных компаний. В настоящее время официально зарегистрированы 12;

- увеличение числа занятых в малом предпринимательстве до 50 % от занятых в экономике республики.

В Республике Бурятия осуществляют деятельность около 40 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе около 7,5 тыс. малых предприятий и свыше 32 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. В малом предпринимательстве занято более 140 тыс. человек, что составляет около 33% от занятых в экономике республики. Оборот малых предприятий в 2010 году составил свыше 60 млрд. рублей, а это 22% от общего оборота по полному кругу предприятий и организаций (без ИП). Налоговые отчисления малого бизнеса по спецрежимам составили в 2010 году 1,3 млрд. рублей (около 90 % от общего налогового поступления в бюджет).

Господдержка малого бизнеса и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в 2010 году производилась на основе Республиканской целевой программы господдержки и развития малого предпринимательства (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Республики от 25.12.2007 № 419, по следующим направлениям:

  1. предоставление поручительств Гарантийного фонда для обеспечения кредитных и лизинговых договоров;
  2. субсидирование расходов по оплате банковских гарантий и договоров поручительства;
  3. предоставление микрозаймов;
  4. субсидирование процентной ставки по кредитам;
  5. субсидирование лизинговых платежей; 
  6. предоставление субсидий начинающим предпринимателям по программе «Бизнес-старт» в предусмотренных Программой случаях;
  7. субсидирование расходов в предусмотренных Программой случаях;
  8. предоставление субсидий муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства для финансового обеспечения мероприятий муниципальных программ поддержки малого бизнеса.

В 2010 году получили господдержку около 600 субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Около 30% получателей господдержки – это молодые люди до 30 лет.

Количество новых рабочих мест, созданных по предпринимательским проектам, получившим господдержку, и реализованных в 2010 году, составило 724 единицы, сохранено 2556 рабочих мест. Мы ожидаем более высоких социально экономических результатов по проектам, которым была оказана господдержка, так как срок реализации большинства этих проектов составляет 3 года.

Субсидии и другие меры финансовой поддержки предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – № 209-ФЗ) и Программой, упомянутой выше. Критерии отбора при предоставлении субсидий определены этими нормативными актами.

В соответствии со статьей 14.1 № 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

  1. заявительный порядок обращения;
  2. доступность инфраструктуры поддержки;
  3. равный доступ;
  4. оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»;
  5. открытость процедур оказания поддержки.

При этом в соответствии со статьей 14.3 № 209-ФЗ поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  2. являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  3. осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  4. являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 14.4 и 14.5 № 209-ФЗ финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных[Т1]  ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

  1. не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
  2. не выполнены условия оказания поддержки;
  3. ранее в отношении заявителя – субъекта малого и среднего предпринимательства - было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки её оказания не истекли;
  4. с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе, не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Также, в соответствии с республиканской программой господдержки и развития малого предпринимательства основными критериями при предоставлении финансовой поддержки определены следующие: 

а) субъект малого предпринимательства зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия. При этом физические лица – индивидуальные предприниматели - должны постоянно проживать на территории Республики Бурятия и иметь регистрацию по месту жительства;

б) субъектом малого предпринимательства – юридическим лицом - на момент обращения для получения субсидии полностью сформирован уставный капитал;

в) субъект малого предпринимательства не имеет просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды на последнюю отчетную дату, а также по бюджетным средствам, предоставленным ранее на возвратной основе;

г) в отношении субъекта малого предпринимательства не проводится процедура реорганизации, ликвидации и банкротства;

д) предпринимательский проект реализуется в приоритетных направлениях развития малого предпринимательства;

е) ранее в отношении субъекта малого предпринимательства не принималось решение об оказании аналогичной поддержки для реализации представленного предпринимательского проекта в соответствии с иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия.

При рассмотрении обращений субъектов малого предпринимательства за оказанием государственной поддержки учитываются:

- социальная эффективность предпринимательского проекта (создание, сохранение рабочих мест, уровень заработной платы, решение других социальных вопросов);

- экономическая эффективность предпринимательского проекта (объем выпускаемой продукции, финансовый результат, налоговые платежи, срок окупаемости проекта).

Решение о предоставлении субсидий и других мер поддержки, которые делегированы республиканскому Фонду поддержки предпринимательства, принимаются Координационным советом по инвестиционной деятельности при Правительстве РБ на основании представленных заявлений и других документов субъектов малого предпринимательства, определенных Программой господдержки.

В состав Координационного совета входят руководители министерств и ведомств, представитель Народного Хурала РБ, и от малого, среднего и крупного бизнеса – представитель Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия.

Затем, на основании протокольного решения Координационного совета заключаются договоры с субъектами малого предпринимательства и перечисляются субсидии.

В течение действия срока договора о предоставлении субсидии осуществляется мониторинг реализации проекта.

Выступили:

Кукшинов <…>: Как проходит процесс экспертизы проектов? На Координационном совете рассматривается конечный результат или все документы полностью рассматриваются на его заседании?

Гребенщиков <…>: Все проекты имеют заключение от отраслевого ведомства, министерства. Решение принимается большинством голосов Координационного совета, учитывается всё (социальная направленность, сроки реализации проекта, объем финансирования проекта и т.д.). Экспертную оценку на субсидирование дают банки на основании соглашения.

Кукшинов <…>.: Экспертиза самого проекта? Специалисты ведомства рассматривают, к примеру, 20 – 30 проектов? Как разобраться в сложном проекте за ограниченное время?

Гребенщиков <…>: Обычно рассматриваются 4 – 5 проектов, может быть до 10, не больше. Учитывается заключение отраслевиков, Счетной палаты РБ. Устраняем замечания палаты РБ совместно с автором проекта, на Координационном совете принимается окончательное решение.

Должен быть обеспечен доступ всем, мы не можем до комиссионного рассмотрения выставить проекты на сайт. Каждый может получить поддержку, кто соответствует описанным выше критериям. Ведем мониторинг, освещаем в прессе. Из 350 поданных проектов 80 получили поддержку.

Рылова <…>: Мы получали господдержку на реконструкцию торгового комплекса (субсидированная ставка).

Потапова Е.И.: При Правительстве РБ действует два совета: Инвестиционный и Координационный, в чем различие?

Гребенщиков <…>: Инвестиционный совет при Президенте Республики Бурятия рассматривает крупные проекты (например, компенсации и гарантии), а остальные – на Координационном совете. Раньше был Межведомственный совет, но бывали накладки, сейчас стало проще и удобнее, документацию принимает Многофункциональный центр РБ, чиновник отстранен.

Когда мы начали этим заниматься в 2007 году – в распоряжении было 1,3 млн. руб., сегодня это 1 млрд. 411 млн. руб. Ежегодно меняем программу.

Филатов <…>: Показательный пример – Курумканский район. Раньше в магазинах района в торговой сети реализовывались мясные полуфабрикаты (позы, пельмени и др.) привозные, месяц назад были – появилась мясная продукция местного производства, благодаря оказанной господдержке, понадобилось для организации производства всего 6 – 7 млн. руб.

Два раза в год мы объезжаем все районы республики с целью мониторинга. Численность дают органы статистики, все вопросы согласовываем с органами прокуратуры.

Кукшинов <…>: в ТПП РБ поступали по вопросам господдержки несколько обращений, давайте, организуем «круглый стол» по этому вопросу.

Зайцев <…>: Я, как представитель Союза промышленников и предпринимателей РБ постоянно участвую в инвестиционных комиссиях, система господдержки действует более трех лет, все меняется, вносятся предложения, на комиссиях принимаются оперативные решения, однако, на мой взгляд, информированности недостаточно. Иногда рассматриваются прекрасные проекты, а каким образом они воплощаются, что ещё нужно для их реализации?

Гребенщиков <…>: В прошлом году даже сняли документальный фильм «Новатор», оценка была положительная.

Филатов <…>: Относительно информационного обеспечения: в СМИ информируем постоянно, в сельских районах, но общественные организации слабо работают со своими организациями. Мы принимаем максимум усилий, но, желательно, чтобы была ещё и помощь общественных организаций.

Кукшинов <…>: Задача Агентства – работать с нами, чтобы нам помогать. Вот и Президент РБ говорит о необходимости взаимодействия.

Гребенщиков <…>: К сожалению, у Агентства нет полномочий влиять на работу Координационного совета, но мы приняли все прозвучавшие предложения и пожелания к сведению и постараемся донести их до членов Координационного совета.

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о действующих критериях,  условиях и порядке отбора субъектов малого предпринимательства при предоставлении субсидий.
  3. Рекомендовать Агентству учесть предложение членов Общественно-консультативного совета о включении в состав Координационного совета по инвестиционной деятельности при Правительстве Республики Бурятия, принимающем решения о предоставлении субсидий и других мерах поддержки предпринимательства, представителей общественных организаций в дополнение к ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия», представитель которого входит в состав этого Совета.
  4. Рекомендовать Агентству шире и чаще освещать в республиканских средствах массовой информации о мерах поддержки субъектов малого предпринимательства, критериях отбора, об условиях и порядке отбора субъектов малого предпринимательства при предоставлении субсидий, о результатах оказания мер господдержки.
  1. Деятельность управления в сфере контроля за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Докладчик: заместитель руководителя - начальник отдела Бурятского УФАС России Д.Н. Гомбоева).

Гомбоева Д.Н.: Контроль за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем рассмотрения жалоб, проведения плановых и внеплановых проверок госзаказов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Действует множество нормативных правовых актов, принятых Правительством РФ, ФАС России, МЭР РФ. Последнее уполномочено на дачу официальных разъяснений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее № 94-ФЗ).

УФАС может сообщить только о своей правоприменительной практике по обращениям о даче разъяснений. Жалобы мы должны рассматривать в течение 5 дней. Увеличилось количество обжалований решений и предписаний, вынесенных антимонопольным органом.

Статистика такова: в 2010 году поступило 182 жалобы, 48 % из них признано обоснованными. Осуществлено 10 плановых проверок – проверено 277 заказов. Анализ проведения внеплановых проверок (большинство жалоб приходится на органы местного самоуправления) показывает, что много ошибок, нарушений связано со строительством и капитальным ремонтом детских садов, больниц и других социально значимых объектов.

С 2011 года вступила в полную силу норма обязательного проведения открытых аукционов в форме электронных аукционов, практика показывает, что ошибки в связи с этим совершаются часто.

За 2010 год Бурятским УФАС России выдано 61 предписание по результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок, в т.ч. 23 – федеральным заказчикам, 11 – республиканским, 27 – муниципальным; 97 % из них исполнено. По процедуре согласования размещения заказов у единственного поставщика рассмотрено 70 случаев.

Рассмотрено 71 уведомление о приобретении органами власти тех или иных товаров, работ, услуг.

Рассмотрено 15 заявлений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), который формируется ФАС России. По результатам рассмотрения  - 9 включено, в 6 случаях – отказано в связи с отсутствием вины поставщика, это тоже проверки - по сути.

119 должностных лиц привлечено к административной ответственности на сумму более 1 млн. 600 тыс. рублей, 1 млн. 90 тыс. рублей поступило в бюджет.

1 квартал 2011 года: в связи с возникшей обязанностью заказчиков  проведения открытых аукционов в электронной форме с начала года ожидавшееся число жалоб не уменьшилось. При этом, все процедурные вопросы рассматривают только антимонопольные органы (действует 5 электронных площадок по всей РФ). Поступило 29 жалоб, из них 11 – обоснованны. Осуществлено 9 проверок (в т.ч. внеплановые по обращениям Военной прокуратуры, Росфиннадзора, Комитета по экономическому развитию г. Улан-Удэ). Исполнено 12 предписаний УФАС (92%), 1 – обжаловано в суд. Рассмотрено 20 согласований, 43 уведомления, 3 обращения по РНП, из них 1 отказ. По КоАП РФ привлечено 21 должностное лицо, наложено 18 административных штрафов на 364 тыс. рублей, 135 тыс. рублей уплачено.

Остаются такие проблемы, как размещение заказов с нарушениями законодательства о размещении заказов, финансирование которых связано с празднованием 350-летия вхождения Республики Бурятия в состав России (финансирование строительства конюшни, ремонта автомобильных дорог, театра).

Практически, раз в полгода меняется законодательство, так появилась норма о необходимости обоснования начальной максимальной цены контракта: заказчик обязан её сформировать и разместить на официальном сайте.

Также, например, изменилась процессуальная норма - обжалование действий заказчика допустимо до окончания срока подачи заявок.

Трактовка положений № 94-ФЗ – разнообразна, единого подхода нет, как со стороны судов, так и в правоприменении заказчиками; ФАС России все это учитывает, анализирует, обобщает и направляет рекомендации в терорганы.

Выступили:

Потапова Е.И.: По оценке результативности среди 82 территориальных антимонопольных органов Бурятское УФАС России по этим показателям занимает 31 место по итогам за 2010 год.

В настоящее время муссируется отмена № 94-ФЗ (Счетная палата РФ, МЭР РФ и др.), но речь идет только о его модернизации. По мнению ФАС России она займет от 2 до 5 лет, при этом ожидается, что возможность сговоров на торгах будет сведена к минимуму с введением электронных аукционов. Так, единственный орган исполнительной власти – налоговая инспекция - обратился в УФАС по факту сговора на торгах. В судах признается только прямой сговор. Стабильный процент обоснованности жалоб остается: 48, 48, 47 процентов за 2008 – 2010 г.г.

Нужно будет долгосрочно планировать заказ, будут повышены квалификационные требования и т.д.

Модернизация законодательства должна быть увязана с долгосрочным планированием.

Кукшинов <…>: Экономия средств – понятие растяжимое, заказчик экономит на материалах, еще на чем-то, забывая про качество (например, бетон).

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о мерах антимонопольного регулирования при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов.
  1. Антимонопольный контроль действий (бездействия) органов власти, ограничивающих конкуренцию.

Докладчик: главный специалист И.В. Дондокова.

Дондокова И.В.: Основными направлениями работы антимонопольного органа по контролю антиконкурентных актов и действий органов власти, органов местного самоуправления, иных органов осуществляющих функции указанных органов, является контроль нормативных и ненормативных правовых актов и действий (бездействия) органов власти, местного самоуправления (статьи 15 - 18 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции») путем рассмотрения заявлений, обращений от юридических или физических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, проведения плановых и внеплановых проверок органов власти, местного самоуправления.

По результатам рассмотрения заявлений, проведенных проверок возбуждаются и рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства, подаются иски о нарушениях антимонопольного законодательства в суды, возбуждаются дела об административных правонарушениях (в соответствии со статьями 14.9, 14.32 КоАП РФ), а также контроль предоставления государственных и муниципальных преференций (статьи 19 - 21 Закона о защите конкуренции), сюда входит рассмотрение заявлений органов власти, местного самоуправления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, контроль использования такой преференции.

Кроме того, в рамках статьи 17 Закона о защите конкуренции ФАС России и ее территориальные органы осуществляют контроль за реализацией полномочий органов власти, органов местного самоуправления по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций, собственники помещений в которых не выбрали способ управления такими домами или не реализовали принятые решения, а также контроль за выделением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и контроль нормативных и правовых актов о развитии застроенных территорий, заключенных договоров о предоставлении прав на развитие застроенных территорий.

Ежеквартально проводится проверка всех проведенных торгов по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, по выделению земельных участков. 

1. В 2010 году в Бурятское УФАС России поступило 63 заявления (обращения) от хозяйствующих субъектов в отношении органов власти, местного самоуправления по результатам рассмотрения таких заявлений (обращений), а также по инициативе антимонопольного органа возбуждено 45 дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 23 предписания о прекращении  нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. В 2010 году возбуждено 28 дел об административных правонарушениях. Штраф наложен в размере 225 тыс. рублей.

За 5 месяцев 2011 года поступило 9 заявлений от хозяйствующих субъектов о нарушениях антимонопольного законодательства. За указанный период возбуждено 15 дел о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении органов власти, местного самоуправления.  Возбуждено 11 дел об административных правонарушениях по статье 14.9 КоАП РФ. Штраф наложен в размере 30 тыс. рублей.

2. В 2010 году рассмотрено 53 заявления о предоставлении государственной и муниципальной преференции. За 5 месяцев 2011 года рассмотрено 24 заявления.

3. В 2010 году было проведено 30 проверок органов власти, местного самоуправления на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства. За 5 месяцев 2011 года проведено 6 проверок в отношении органов местного самоуправления.  По результатам проведенных проверок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждаются дела в соответствии с  Законом о защите конкуренции.        

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об особенностях антимонопольного контроля действий (бездействия) органов власти, ограничивающих конкуренцию.
  1. Разное.

Решили: Членам Общественно-консультативного совета предложено представить предложения для включения их в план работы Общественно-консультативного совета на 2 полугодие 2011 года не позднее 30.06.2011 года.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России

Е.И. Потапова 

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России

Эрдынеева Т.Д.                                       

 

Протокол вела Эрдынеева Т.Д.


 [Т1]копаемых

 

Дата проведения Совета: 
25 мая 2011, 00:00