Протокол № 4 заседания Общественно-консультативного совета

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

 

№ 4                                              от 20.12.2017                                     г. Улан-Удэ

 

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

<…> (по доверенности) – от и.о. президента Торгово-промышленной палаты РБ, сопредседателя,

Присутствовали:

Мадасов М.И. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бурятского УФАС России,

Шапхаев А.Б. – председатель КГФК Министерства финансов Республики Бурятия

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

Иванов Д.Р. – РОО УПП «Союз менеджеров Бурятии»

Ильина Е.К. – ОО Совет Клуба «ФИРН»

Санжицыренова Р.К. – НКО «Центр общественного контроля ЖКХ в Республике Бурятия».

  1. О реализации положений закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг. О результатах антимонопольного контроля
    •  

Мадасова М.И.:  Ежегодно в управление поступает около 400 жалоб,  более всего обжалуются электронные аукционы.

Как правило, только третья часть указываемых нарушений подтверждается. Так, 40 процентов из поступивших в 2017 году 430 жалоб были признаны  обоснованными.

Самыми распространенными нарушениями в этой сфере является неправомерный отказ  в допуске к участию в торгах, либо, напротив, допуск к торгам ненадлежащих участников, а также предъявление государственными заказчиками излишних требований к потенциальным поставщикам.

В законодательство вносится много изменений, направленных на совершенствование, и не всегда заказчики, в отличие от участников, успевают следить за ними, что обусловливает возникновение нарушений.

По всем выявленным нарушениям мы выдаем предписания, которые исполняются. Исключение в этом году - Закаменский район, обжаловавший решение УФАС в судебном порядке, но впоследствии исполнил после подтверждения судом его правомерности.

Многие такие нарушения выявляются органами прокуратуры и направляются в наш адрес для рассмотрения.

Уголовные дела не возбуждались по результатам наших проверок, материалы в правоохранительные органы нами не направлялись.

Шапхаева А.Б.: Комитетом государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия, как контролирующим закупки на республиканском и муниципальном уровнях органом, проводится аналогичная работа.

Мы осуществляем  контроль в пределах полномочий, изложенных в частях 3, 8, а в 2017 году еще и в части 5 статьи 99 № 44-ФЗ.

Кроме нарушений на этапе отбора участников торгов, заказчиками часто утверждаются не соответствующие законодательству о контрактной системе документации к закупкам, не размещается информация, отчетность в системе ЕИС.

Вопросы:

Зайцев Н.С.: РАГЗ находится в подчинении вашего органа?

Ответ:

Шапхаев А.Б.: Нет, оно подчиняется напрямую зампреду Правительства Республики Бурятия.

Санжицыренова Р.К.: ОНФ как помогает выявлять нарушения в закупках?

Ответ:

Шапхаев А.Б.: В целом, по России, есть положительные примеры. Например, в Самаре местный представитель ОНФ выстроил хорошее тесное и конструктивное взаимодействие с контролирующим органом.

Потапова Е.И.: В ФАС России есть множество примеров, выявляемых ОНФ признаков сговоров на аукционах.

Санжицыренова Р.К.: У меня есть вопрос, как у члена комиссии по рассмотрению заявок в РАГЗе по выбору подрядчиков по фонду капремонта. Много домов, требующих такого ремонта, но пока проходят торги, наступает осень и, соответственно, уже поздно для ремонта. Почему так, что можно изменить?

Ответ:

Потапова Е.И.: Существует План закупок, так выстроено законодательство: сначала должны пройти торги, деньги внебюджетные. Тут возникают вопросы больше организационного плана к самому Фонду, к заказчику. Нам приходилось рассматривать такие жалобы по Кабанскому району – оказалось, что в ПСД не предусмотрен технический этаж; по Северобайкальску – аналогично, в ПСД – не те столбы, а ведь они прошли экспертизу по ГОСТу?!

Шапхаев А.Б.: Это могут проверить казначейство, органы прокуратуры.

Решили:   

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах контроля.
  1. О результатах проведения управлением публичных обсуждений

Слушали:

Потапову Е.И.: ФАС России – в числе 12 федеральных органов исполнительной власти, которые обязаны в текущем году в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности в целях реализации концепции открытости деятельности проводить публичные слушания для применителей законов, каждый в пределах своей компетенции.

УФАС провело 3 таких мероприятия, вся отчетность о результатах размещена на сайте управления, а также видеозапись каждого из них. Практика показала актуальность, необходимость продолжения таких мероприятий и в последующие годы. Есть единые для всех требования к порядку их проведения.

Структура проведения публичных обсуждений следующая: два доклада о том, что «можно» – о нововведениях, законотворчестве, и что «нельзя – о правоприменительной практике на примерах рассмотренных дел. Обязательное условие – наличие обратной связи, возможность задать вопросы.

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах публичных обсуждений.
  1. О Международном дне борьбы с коррупцией, о принимаемых управлением мерах по предупреждению коррупции, о ведении раздела «Противодействие коррупции» на сайте Бурятского УФАС России
    •  

Потапову Е.И.: 

В декабре проведено рабочее совещание с сотрудниками управления по заданной тематике.

Принято участие 11 декабря в проведении Всероссийской акции, приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, в режиме видеоконференцсвязи, организованной ТПП РБ.

Вся работа по профилактике коррупционных правонарушений размещается на сайте управления в разделе «противодействие коррупции».

В течение года проводятся рабочие совещания, на которых рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой, учебные семинары, тестирование, разъяснительная работа по правильности заполнения сведений о доходах и т.п.

В этом году состоялось 2 заседания комиссии по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, основания для их проведения четко регламентированы нормативно-правовыми актами, и были связаны с рассмотрением поступивших от государственных гражданских служащих управления уведомлений о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении ими должностных обязанностей, госфункций. В обоих случаях приняты меры по предотвращению возникновения конфликта интересов, изданы соответствующие приказы управления. Иных оснований не возникало.

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о проводимой работе по профилактике коррупционных правонарушений.
    1. О создании референтных групп. Инструменты и способы взаимодействия с референтными группами.

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: В целях реализации принципов открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) ФАС России  разработала порядок взаимодействия с референтными группами в рамках осуществления полномочий.

Для достижения указанных целей до референтных групп должна своевременно доводиться информация по актуальным значимым вопросам в сфере деятельности антимонопольных органов, должна быть выстроена обратная связь. Мнение участников референтных групп учитывается при проведении социологических опросов, оценке качества работы органов власти и т.д., при этом нужно стремиться к максимальному охвату заинтересованных референтных групп, обновлению участников референтных групп, обеспечивая простоту и доступное восприятие информации, равный доступ к обсуждаемой информации на регулярной основе.

В перечень вопросов, рассматриваемых референтными группами, включаются:

- подготовка и обсуждение проектов решений, стратегий, общественно значимых нормативных правовых актов;

- обсуждение публичной декларации целей и задач ФАС России на текущий год и отчета о ходе его реализации;

- обсуждение проекта итогового годового доклада о деятельности ФАС России;

- обсуждение проекта ведомственного плана ФАС России по реализации Концепции открытости ФОИВ и отчета о ходе его реализации;

- составление перечня приоритетных, востребованных наборов открытых данных.

Этот перечень может быть расширен с учетом полномочий ФАС России.

Каналами взаимодействия могут быть СМИ, общественные, экспертные советы и рабочие группы при ФАС России и её территориальных органах, тематические конференции, круглые столы и иные каналы взаимодействия.

Решили:

Принять информацию к сведению. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о работе с референтными группами.

  1. Разъяснения Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства».

Слушали:

Потапову Е.И.: У хозяйствующих субъектов появилась возможность взыскания в судебном порядке убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства.

Иск о возмещении убытков, причиненных совершением антиконкурентного действия (бездействия), заключением нарушающего законодательство о защите конкуренции соглашения или участием в нем, принятием антиконкурентного акта органа власти, может предъявить любое лицо, которое полагает, что ему в результате соответствующих действия (бездействия), соглашений, актов были причинены убытки.

Как правило, суд может удовлетворить такой иск при доказанности трех обстоятельств: факта правонарушения, факта возникновения убытков и причинно-следственной связи между правонарушением и возникновением убытков. Такие факты успешно доказываются.

Обзор зарубежной и отечественной практики частных исков с рекомендациями по расчету размера убытков, подготовленный Президиумом ФАС России, доступен для ознакомления на сайте УФАС.

Решили:

Принять информацию к сведению. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о возможности взыскания в судебном порядке убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства.

 

 

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

   

 

Протокол вела                                                                                 Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
20 декабря 2017, 17:29