Протокол № 4 заседания Общественно-консультативного совета
ПРОТОКОЛ
заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
№ 4 от 20.12.2017 г. Улан-Удэ
Председательствовал:
Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,
<…> (по доверенности) – от и.о. президента Торгово-промышленной палаты РБ, сопредседателя,
Присутствовали:
Мадасов М.И. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бурятского УФАС России,
Шапхаев А.Б. – председатель КГФК Министерства финансов Республики Бурятия
Члены Совета:
Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,
Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,
Иванов Д.Р. – РОО УПП «Союз менеджеров Бурятии»
Ильина Е.К. – ОО Совет Клуба «ФИРН»
Санжицыренова Р.К. – НКО «Центр общественного контроля ЖКХ в Республике Бурятия».
- О реализации положений закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг. О результатах антимонопольного контроля
Мадасова М.И.: Ежегодно в управление поступает около 400 жалоб, более всего обжалуются электронные аукционы.
Как правило, только третья часть указываемых нарушений подтверждается. Так, 40 процентов из поступивших в 2017 году 430 жалоб были признаны обоснованными.
Самыми распространенными нарушениями в этой сфере является неправомерный отказ в допуске к участию в торгах, либо, напротив, допуск к торгам ненадлежащих участников, а также предъявление государственными заказчиками излишних требований к потенциальным поставщикам.
В законодательство вносится много изменений, направленных на совершенствование, и не всегда заказчики, в отличие от участников, успевают следить за ними, что обусловливает возникновение нарушений.
По всем выявленным нарушениям мы выдаем предписания, которые исполняются. Исключение в этом году - Закаменский район, обжаловавший решение УФАС в судебном порядке, но впоследствии исполнил после подтверждения судом его правомерности.
Многие такие нарушения выявляются органами прокуратуры и направляются в наш адрес для рассмотрения.
Уголовные дела не возбуждались по результатам наших проверок, материалы в правоохранительные органы нами не направлялись.
Шапхаева А.Б.: Комитетом государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия, как контролирующим закупки на республиканском и муниципальном уровнях органом, проводится аналогичная работа.
Мы осуществляем контроль в пределах полномочий, изложенных в частях 3, 8, а в 2017 году еще и в части 5 статьи 99 № 44-ФЗ.
Кроме нарушений на этапе отбора участников торгов, заказчиками часто утверждаются не соответствующие законодательству о контрактной системе документации к закупкам, не размещается информация, отчетность в системе ЕИС.
Вопросы:
Зайцев Н.С.: РАГЗ находится в подчинении вашего органа?
Ответ:
Шапхаев А.Б.: Нет, оно подчиняется напрямую зампреду Правительства Республики Бурятия.
Санжицыренова Р.К.: ОНФ как помогает выявлять нарушения в закупках?
Ответ:
Шапхаев А.Б.: В целом, по России, есть положительные примеры. Например, в Самаре местный представитель ОНФ выстроил хорошее тесное и конструктивное взаимодействие с контролирующим органом.
Потапова Е.И.: В ФАС России есть множество примеров, выявляемых ОНФ признаков сговоров на аукционах.
Санжицыренова Р.К.: У меня есть вопрос, как у члена комиссии по рассмотрению заявок в РАГЗе по выбору подрядчиков по фонду капремонта. Много домов, требующих такого ремонта, но пока проходят торги, наступает осень и, соответственно, уже поздно для ремонта. Почему так, что можно изменить?
Ответ:
Потапова Е.И.: Существует План закупок, так выстроено законодательство: сначала должны пройти торги, деньги внебюджетные. Тут возникают вопросы больше организационного плана к самому Фонду, к заказчику. Нам приходилось рассматривать такие жалобы по Кабанскому району – оказалось, что в ПСД не предусмотрен технический этаж; по Северобайкальску – аналогично, в ПСД – не те столбы, а ведь они прошли экспертизу по ГОСТу?!
Шапхаев А.Б.: Это могут проверить казначейство, органы прокуратуры.
Решили:
- Принять информацию к сведению.
- Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах контроля.
- О результатах проведения управлением публичных обсуждений
Слушали:
Потапову Е.И.: ФАС России – в числе 12 федеральных органов исполнительной власти, которые обязаны в текущем году в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности в целях реализации концепции открытости деятельности проводить публичные слушания для применителей законов, каждый в пределах своей компетенции.
УФАС провело 3 таких мероприятия, вся отчетность о результатах размещена на сайте управления, а также видеозапись каждого из них. Практика показала актуальность, необходимость продолжения таких мероприятий и в последующие годы. Есть единые для всех требования к порядку их проведения.
Структура проведения публичных обсуждений следующая: два доклада о том, что «можно» – о нововведениях, законотворчестве, и что «нельзя – о правоприменительной практике на примерах рассмотренных дел. Обязательное условие – наличие обратной связи, возможность задать вопросы.
Решили:
- Принять информацию к сведению.
- Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах публичных обсуждений.
- О Международном дне борьбы с коррупцией, о принимаемых управлением мерах по предупреждению коррупции, о ведении раздела «Противодействие коррупции» на сайте Бурятского УФАС России
Потапову Е.И.:
В декабре проведено рабочее совещание с сотрудниками управления по заданной тематике.
Принято участие 11 декабря в проведении Всероссийской акции, приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, в режиме видеоконференцсвязи, организованной ТПП РБ.
Вся работа по профилактике коррупционных правонарушений размещается на сайте управления в разделе «противодействие коррупции».
В течение года проводятся рабочие совещания, на которых рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой, учебные семинары, тестирование, разъяснительная работа по правильности заполнения сведений о доходах и т.п.
В этом году состоялось 2 заседания комиссии по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, основания для их проведения четко регламентированы нормативно-правовыми актами, и были связаны с рассмотрением поступивших от государственных гражданских служащих управления уведомлений о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении ими должностных обязанностей, госфункций. В обоих случаях приняты меры по предотвращению возникновения конфликта интересов, изданы соответствующие приказы управления. Иных оснований не возникало.
Решили:
- Принять информацию к сведению.
- Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о проводимой работе по профилактике коррупционных правонарушений.
-
- О создании референтных групп. Инструменты и способы взаимодействия с референтными группами.
Слушали:
Эрдынееву Т.Д.: В целях реализации принципов открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) ФАС России разработала порядок взаимодействия с референтными группами в рамках осуществления полномочий.
Для достижения указанных целей до референтных групп должна своевременно доводиться информация по актуальным значимым вопросам в сфере деятельности антимонопольных органов, должна быть выстроена обратная связь. Мнение участников референтных групп учитывается при проведении социологических опросов, оценке качества работы органов власти и т.д., при этом нужно стремиться к максимальному охвату заинтересованных референтных групп, обновлению участников референтных групп, обеспечивая простоту и доступное восприятие информации, равный доступ к обсуждаемой информации на регулярной основе.
В перечень вопросов, рассматриваемых референтными группами, включаются:
- подготовка и обсуждение проектов решений, стратегий, общественно значимых нормативных правовых актов;
- обсуждение публичной декларации целей и задач ФАС России на текущий год и отчета о ходе его реализации;
- обсуждение проекта итогового годового доклада о деятельности ФАС России;
- обсуждение проекта ведомственного плана ФАС России по реализации Концепции открытости ФОИВ и отчета о ходе его реализации;
- составление перечня приоритетных, востребованных наборов открытых данных.
Этот перечень может быть расширен с учетом полномочий ФАС России.
Каналами взаимодействия могут быть СМИ, общественные, экспертные советы и рабочие группы при ФАС России и её территориальных органах, тематические конференции, круглые столы и иные каналы взаимодействия.
Решили:
Принять информацию к сведению. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о работе с референтными группами.
- Разъяснения Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства».
Слушали:
Потапову Е.И.: У хозяйствующих субъектов появилась возможность взыскания в судебном порядке убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства.
Иск о возмещении убытков, причиненных совершением антиконкурентного действия (бездействия), заключением нарушающего законодательство о защите конкуренции соглашения или участием в нем, принятием антиконкурентного акта органа власти, может предъявить любое лицо, которое полагает, что ему в результате соответствующих действия (бездействия), соглашений, актов были причинены убытки.
Как правило, суд может удовлетворить такой иск при доказанности трех обстоятельств: факта правонарушения, факта возникновения убытков и причинно-следственной связи между правонарушением и возникновением убытков. Такие факты успешно доказываются.
Обзор зарубежной и отечественной практики частных исков с рекомендациями по расчету размера убытков, подготовленный Президиумом ФАС России, доступен для ознакомления на сайте УФАС.
Решили:
Принять информацию к сведению. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о возможности взыскания в судебном порядке убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства.
Сопредседатель Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Е.И. Потапова
Ответственный секретарь
Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Т.Д. Эрдынеева
Протокол вела Эрдынеева Т.Д.